ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СИРИИ И ИРАНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СИРИИ И ИРАНА

19.07.2012 от gamid

Геополитический аспект анализа является одним из основных в международных отношениях. Фактор влияния географических особенностей на политические решения и действия государств, всегда был в центре внимания стратегов и политиков, в особенности основных акторов международной системы. Впервые термин геополитика быд предложен шведским географом Челленом, после чего это слово крепко засело в науку международных отношений, порой даже слишком сильно, чем этого желалось. Одним из направлений геополитических исследований является исследования влияния географических процессов на сознание людей. Несмотря на то, что многие утверждения данного направления считаются и в действительности являются лженаучными, однако все же существует некоторая тенденция, которую можно привести в примеры. Любопытно рассматривать психологический аспект геополитической реальности. Порой особенности геополитики влияют на сознание индивидуумов, групп, народов. Рассмотрим несколько примеров.

18 июля в столице Сирии Дамаске прозвучал взрыв в результате которого погибли ряд высокопоставленных чинов страны. Среди погибших министр обороны Дауд Раджих, его заместитель Асеф Шавкат, а также  генерал Хасан Туркомани. Помимо них получили ранения ранены глава разведки Хисхам Бехтияр и министр внутренних дел Ибрагим аль-Шаар.          Все погибшие офицеры входили в ближайший круг президента Башара Асада и некоторые были его родственниками, так что такая потеря для него является весьма ощутимой. Убийство ближайших соратников Асада не только ослабило его позиционно, но также имеет и психологический аспект.

Прежде всего его окружение понимает то, что отсутствуют какие-либо гарантии их не только политической состоятельности, но и физического существования, что может привести к ускорению процесса оттока соратников президента, который в принципе уже начался. Кроме того, данное событие является знаковым и для Сирийского общества: в Ближневосточных странах важен фактор ощущения незыблемости власти.

В данном эпизоде после террористического акта, восприятие недосигаемости и всесилия внезапно было разрушено, что может дать незамедлительный эффект среди Сирийского населения, которое отныне будет ожидать и даже требовать скорейшей смены власти. Если до этого взрыва у некоторых людей еще была вера в то, что режиму Асада удастся изменить ситуацию и что он сможет сохранить свою власть. Тем самым Сирия оказалась бы уникальным примером в цепи логических последствий «Арабской весны» в Ближневосточных странах. Однако теперь и у самых преданных Асаду появятся сомнения по поводу «цельности и недосягаемости» нынешнего режима. Изменение психологического восприятия текущих событий в Сирии среди его населения может сыграть более решающую роль в скорейшей смене нынешнего режима, чем увеличение интенсивности военного сопротивления оппозиции, которая к тому же может получить дополнительную поддержку, при этом не обязательно ограничивающаяся лишь пассивными действиями доброжелательности.

В данном случае особенность восприятия внешнего мира со стороны Сирийцев может сыграть злую шутку с Асадом и эта ментальность может сыграть роль импульса для скорейшего разрешения противоборства в этой стране.

Еще одним примером геополитического преобразования может быть показан на ситуации, сложившейся в последнее время вокруг Ирана. Введенные со стороны ряда стран санкции по отношении к этой стране, касающиеся энергетической сферы, стали воздействовать на эту страну. Экономическая ситуация в стране стала осложняться: растет инфляция, безработица, падает курс национальной валюты. В данном случае существует вероятность того, что все более ухудшающаяся экономическая ситуация в стране, может привести к смене режима в этой стране. Хорошо понимая это, власти Ирана пытаются акцентрировать внимание населения с внутренних проблем, на внешние. Этим самым руководство страны достигает консолидации общества вокруг общей проблемы. Антизападные настроения в стране все еще довольно сильны и могут преобладать над общим недовольстием экономической ситуацией в стране. В данном случае власти Ирана стараются сконцентрировать внимание населения на внешних аспектах, с целью предотвратить внутреннее недовольство. И в этом случае используются некоторые геополитические наработки. Словом на днях Иран объявил, что в случае если Запад не отменит санкции против этой страны, то она перекроет Ормузский пролив. Ормузский пролив представляет собо узкий водный проход, местами достигающий ширины чуть более 54 км, соединяющий Персидский залив с Оманским и далее с Мировым океаном. Через данный пролив производится танкерами экспорт до 60 % мировых потребностей в нефти из стран региона. Теоретически Иран способен перекрыть пролив и лишить производителей выхода на мировые рынки, а потребителей нефти. Однако в реальности данные выступления Ирана больше рассчитаны на внутреннюю аудиторию, чем на внешнюю. Весьма маловероятно, что Иран решится на этот шаг, однако само заявление имеет положительный ракурс внутри страны. Прежде всего население в очередной раз убеждается в силовом потенциале страны, в правильности,  взятого руководством страны курса и в том, что основным источником всех бед является деструкцивная позиция западных стран. Успешное лавирование данными позициями геополитического масштаба, дает возможность руководству Ирана, на предотвращение волнений внутри страны.

Два примера полярного характера показывают как геополитическая реальность влияет на формирование общего психологического фона, превращаясь в конструктивный или же деструктивный контур. При этом данный феномен может быть как процессом, так и спланированным проектом с целью добиться ожидаемого результата. Террористический акт в Сирии можно считать успешным, поскольку им добивались изменить восприятие недосигаемости руководства Сирии. В Иране происходит смещение восприятия с одного предмета на другой. Возникновение таких итогов обоих феноменов непосредственно связано с образованием восприятия народов, проживающих в данной географии, подобные процессы в других частях мира имели бы другие результаты.