Спустить последние деньги в ожидании финансового краха — это так естественно

Шоколадка в память о кризисе
Спустить последние деньги в ожидании финансового краха — это так естественно
 
19 июля 08:30МатвееваАнастасия Матвеева
Даже в период финансовых кризисов, несмотря на общее серьезное снижение потребительских расходов, продажи косметики и красивой одежды  не падают — помирать, так с музыкой

Даже в период финансовых кризисов, несмотря на общее серьезное снижение потребительских расходов, продажи косметики и красивой одежды не падают — помирать, так с музыкой

 
Моя близкая подруга потеряла большие деньги в ходе «черного вторника» 1994 года. Если кто не помнит, что это такое, по естественно-возрастным причинам — речь идет об обвальном падении курса рубля по отношению к доллару 11 октября 1994 года: тогда за один день на Московской международной валютной бирже курс доллара вырос с 2833 до 3926 рублей за доллар. Ну потеряла и потеряла, делов-то — в те баснословные уже времена это было совсем не редкостью, и скорее даже правилом, нежели каким-то исключением. Интересно другое. После этого события она решила потратить все оставшиеся у нее деньги — вот тупо потратить и все. Она пошла на рынок в Лужники и просто купила себе кофту, туфли, пиджак, что-то еще по мелочи. И мне — шоколадку.

Это было безрассудство, чего уж там. Куда проще сделать так, чтобы не иметь вообще ничего, чтобы даже голова не болела на тему о перспективности и возможностях вложений, пусть это даже банальные вложения в 100 единиц сильно нерусских денег.

Мне это показалось просто-напросто жестом отчаяния из серии «помирать, так с музыкой». Однако оказалось, что такому поведению есть логическое объяснение, называется оно «эффектом губной помады», и подтвердили его существование ученые из Христианского университета Техаса — а обнаружили его еще раньше, в период Великой депрессии 1929 года.

Суть наблюдения в том, что в период финансовых кризисов, несмотря на общее серьезное снижение потребительских расходов, не падают продажи косметики и красивой одежды. Как подсчитали в исследовательской компании NPD Group Inc, в 2011 году продажи духов и декоративной косметики в США по сравнению с предыдущим годом увеличились на 11% — а 2011 год по всем экономическим показателям в США хуже, чем предыдущий. В Китае, Мексике и Аргентине рост также исчисляется двузначными цифрами. В Великобритании этот показатель составил 9%, а во Франции — 3%. По России есть данные за 2008-2009 годы по некоторым компаниям, торгующим косметикой и одеждой в сегменте luxury — там, действительно, вопреки всем экономическим законам продажи не упали, а возросли.

Ну да, ну да, конечно, шмотки из приснопамятной «Лужи» — это совсем не товары класса «премиум». Но то российская специфика, к которой очередные сенсационные открытия британских и прочих ученых имеют весьма отдаленное отношение. Просто иногда результатом финансовых потрясений и потерь оказывается не тяга к повышению экономических знаний во избежание новых траблов, а какая-то немотивированно преувеличенная потребительская активность, причем направленная на вещи явно мелочные и сиюминутные. Вот взять и спустить все имеющееся, потому что пред лицом глобальных хозяйственных рисков, непредсказуемости рынков, а зачастую и перед явными провалами в экономической политике страны мы все бессильны. И в ситуации тотального диссонанса с реальностью только и остается, как отдать последнее за 120-ю блузку и 131-ю упаковку тонального крема. И кто сказал, что это глупее, чем внести деньги на депозит под проценты, которые ниже реальной, а не декларируемой инфляции?

…Шоколадка почему-то растрогала меня тогда сильнее всего. Своей пронзительностью и неуместностью. Потому что расстаться с дензнаками в ожидании их еще большего обесценения — еще не означает быть в шоколаде.