Я на КАВКАЗЕ.

Много пишут всякого про кавказцев. И я захотела рассказать о своих впечатлениях.
Мы, три девицы и одна семейная пара отправились с Алтая в Орджоникидзе (Владикавказ) учиться. Вступительные экзамены сдали и нас всех зачислили на разные специальности в соответствии с нашими заявлениями. Поселили всех в общежитие в разные комнаты. Верхние этажи женские, нижние- мужские. Расписание занятий у всех разное. Вечером встречались и обсуждали новости. Новый город, новые традиции, новые непривычные названия пирогов и блюд. Нам все нравилось. Молодые. Город исходили, изъездили – сплошная романтика. В моей группе оказался полный интернационал: русские, осетины, греки, армяне, корейцы, украинцы, а староста- поляк. Как все студенты мы пытались схалтурить и вместо лекции пойти на Водную станцию купаться. Староста установил очередность. Десять человек остаются, остальные купаются. Потом другие десять. Это с тех предметов, которые считали- «нам не надо»- гуманитарные.

. Мы же технари.  А по спец предметам был преподаватель- чудик. Вечно в мятых брюках и всклоченной шевелюрой. Но как только рот открывал- все сразу в этот рот заглядывали. Скучные формулы расчетов он излагал эмоционально, словно песню пел. Уважали его и почитали. Семья Казбека (он встречался с девочкой с нашей группы) пригласила несколько человек к себе в гости- приехал старший брат Казбека в командировку из Москвы. Традиции почти соблюдались. Во главе стола сидит старший, он произносит тосты. Старшего перебивать нельзя. Нельзя произносить тосты, не получив права голоса. Другая неизменная традиция: мужчины и женщины сидят за разными столами. Но это нарушилось и сидели все вместе.  Застолье было обалденным!  Хоть желудки у всех молодые и здоровые, но все же показалось – переели. Картофджин (пирог с картошкой),  Фыджин (пирог с мясом), вино, салаты, закуски, орехи и сухофрукты. Налопались, потом нас  повезли  в Парк Хетагурова.

Это парк дендрарий, рядом Терек. Напрыгались, наплюхались в Тереке и домой. К нашей кампании присоединились брат и сестра с Ингушетии. Гена и Марлена, они из многодетной семьи. Десять девочек, последний одиннадцатый сын Гена (имя в честь фронтового друга отца). Он у нас был бессменным рыцарем при поездках в Беслан на толчок за колготками. Жили все в основном на стипендию, родители мало кому помогали. Потому мальчики наши ходили на ж –д вокзал разгружать вагоны, а девочки подрабатывали в цветочной оранжерее.
Ходили в турпоходы в горы с инструктором. Вот ругают Кавказских людей, а я ничего криминального не припомню. А горах, как истинные джигиты, ребята забирали из рюкзаков девочек тяжелые консервные банки- тащили их сами.

Не помню ни одного случая хамского отношения к себе. Только на рынке продавцы мяса (из Грузии) позволяли себе шутить – «Дэвочка, приходи вечером ко мне, дам мясо – подарок».

Бывали, иногда разборки среди ребят. Но вспыхнувший конфликт тут же гасили, подошедшие ребята. Перед самой защитой диплома- выяснилось, что двое парней пробегали и не успевают проекты закончить к дате защиты. Один хлопец из Армении, второй – из Орска. Староста наш быстро всех остальных нагрузил поручением: помочь им доделать работу. Сам расписал- кто за какую главу отвечает. И все. Все успешно защитили свои проекты. А два наших  халтурщика - позже стали известными изобретателями.

У осетин очень похожие фамилии. Настоящий осетин помнит своих предков до седьмого колена, почитает святилище рода и фамильный дом в полузаброшенном горном селе, периодически ездит навестить то, что осталось от жилища прадедов. Он здоровается с каждым встречным, поясняя: «Это мой троюродный брат — в гости зовет… А это мой хороший друг, друг моего отца и моей семьи — в гости зовет...». Причем в гости здесь зовут от души, не для проформы. Барана зарежут, на стол поставят все, что есть в доме. Потому что друг моего друга — мой друг.

Бесчисленные осетинские ущелья отличаются друг от друга, как книги разных писателей. По пяти хребтам бегают лисы, дикие коты, кабаны, туры и барсы. Реки, которые весной чуть выше щиколотки, в разлив способны снести бетонные блоки. А для меня «лучше гор могут быть только горы». И потому походы в горы- были высшим наслаждением.

Суннитская Мусульманская Мечеть является уникальным мусульманским культовым сооружения Северной Осетии, которому в 2008 году исполнилось 100 лет. Здание мечети построено по проекту аpхитектоpа И.Г. Плошко на левом берегу p. Теpек. Вход в мечеть подчеркнут богато оpнаментиpованной стрельчатой аркой. Два минарета, с балкончиками в двух ярусах, симметрично расположены по обе стороны входа. Купол и минареты завершены золоченными штоками с полумесяцами. Высота минаретов составляет 33 м; высота от пола мечети до вершины купола - 16,5 м.

Гора Казбек потухший вулкан. Согласно данным ученых, в последний раз он извергался за 4000 лет до н.э. Располагается на российско-грузинской границе — это самый восточный пятитысячник в нашей стране.

Интересно, что с Казбеком у местных народов связана легенда, аналог которой, вероятно, многие легко вспомнят — юноша Куркъа украл у богов огонь, чтобы дать его людям. Когда он был пойман, то в наказание его приковали к Казбеку, где хищная птица ест его сердце.

А сам Казбек был воздвигнут по воле Бога, когда местный монах приютил заблудившуюся пастушку в наказание провинившемуся святому отцу…

Признаюсь честно, на Казбек ни разу не поднялась.