Слезами да кровью "изменников" Родины

Глубокая выемка — протяжённый участок судоходной трассы канала имени Москвы, проходящий по водоразделу между Клязьминским и Химкинским водохранилищами. При сооружении этого отрезка трассы на протяжении 10 километров была выполнена самая глубокая на канале выемка грунта в 22,5 метра. Работы производились большей частью вручную силами заключённых «каналоармейцев» крупнейшего подмосковного лагерного объединения ГУЛАГа ОГПУ—НКВД — Дмитровлага.

На восточном откосе этой выемки в процессе строительства образовался гигантский оползень, захвативший откос до самого верха выемки и сопровождавшийся плывуном. Катастрофическое развитие этого процесса, а также попытки руководства строительства остановить оползень силами заключённых привели в итоге к значительным человеческим жертвам.

Анатолий Орлин
ГЛУБОКАЯ ВЫЕМКА

Не киркой, не лопатой
Красота эта вырыта. -
Слезами да кровью
«Изменников» Родины.
Канал мой, родимый,
Глубокая выемка.
Рычал конвоир: -
Шевелитесь, уродины...

На дощатых настилах
От небес до трясины
Согнутые судьбы,
Согнутые спины.

Униженным, хворым...
Невыносимо,
И жажда свободы
Неугасима.

И в полночь их триста
Сбежали со стройки.
Скрипели ремнями во след
Гимнастерки.

Догнали у леса,
За деревней Капустино,
Рубили, как рубят
На пойме капусту. -
Прикладами в головы
(Не человеки...)
Как будто раскалывали орехи.

Потом убиенных
Везли под откосы,
От свидетелей-звезд
Занавесив рогожей.
Тяжелых телег не скрипели колеса
От крови стекавшей
Знать, смазка хорошая...

Конвоирами
Грубо
Трясли их
Дороги,
Как будто живых,
Послушания требуя...
Кирками белыми
Холодные ноги
Долбили
Глубокую выемку неба.

 

Глубокая выемка, общий вид котлована.
"4 июня 1934 года на Глубокую выемку приехал товарищ Сталин. Сорок минут наблюдал он за гигантской стройкой, стоя на ступеньках крутой деревянной лестницы, спускавшейся по откосу. На зеленом откосе Глубокой выемки пассажиры теплоходов видят скромную деревянную "сталинскую" лестницу, бережно сохраненную строителями" - из книги "Москва-Волга", П.И. Лопатин. - М., 1939.
Фото из книги "Канал Москва-Волга. Технический отчет". - М., 1940.
Предоставил Кувырков И.В.


Посещение строительства канала высшим руководством страны: Сталин, Молотов, Ворошилов, Ежов. (Кадр из документального фильма "Москва-Волга")


«Тяжело шло строительство шлюзов южного склона канала. Котлован под 7-й шлюз глубиной 25 метров отрывался в водонасыщенных плывунах. Метод замораживания грунта на стройке не применялся. Тяжелые экскаваторы, работавшие на железнодорожном ходу, порой засасывало вместе с рельсами. Дорога-лежневка к экскаваторам долго не выдерживала и тоже уходила в разжиженный грунт. Требовалось уложить 4-5-метровую толщу бетона на дно будущих шлюзов; для его производства был построен бетонный завод. Транспортеры в утепленных галереях подавали бетон к месту раздачи, и заключенные - каналармейцы в ручных тачках по узким доскам перевозили его в котлованы".

«Канал рассматривался не только как крупное гидротехническое сооружение. Это было монументальное произведение искусства эпохи социализма. Скульптурным завершением канала стала композиция из двух равновеликих монументов на берегах аванпоста волжского гидроузла: памятник вождю мирового пролетариата Ульянову-Ленину и прижизненный памятник отцу всех народов Сталину-Джугашвили — обе статуи работы известного скульптора С. Д. Меркурова. Высота каждой статуи — 15 метров, а вместе с постаментом — 26 метров.
Территория вокруг памятников содержалась в образцовом порядке: травка газонов регулярно постригалась, дорожки были посыпаны красным толчёным кирпичом. Летом на клумбах высаживались цветы. Место для гуляний было привлекательное и довольно многолюдное.
Работу над воплощением скульптурного замысла в гранит выполняла бригада из 12 человек под руководством каменотёса Якова Васильевича Булкина, правой руки Меркурова, работавшего с маэстро ещё с дореволюционных времён. Они познакомились в 1909 году и с тех пор не расставались: Меркуров — высокий, стройный человек с чёрной бородой, дворянин и сибарит; Булкин — крепкий, коренастый, происхождением из крестьян, тоже с бородой, по виду настоящий Санчо Панса, который мастер на все руки и за своим сеньором в огонь и в воду. 



В отличие от монумента Ленина, сделанного из блоков, идеально пригнанных друг к другу, голова Сталина была целиком высечена из скалы. Чтобы поднять монолит массой 22 тонны на высоту 25 метров (желающие могут посчитать, какую силу надо приложить и каково это будет в джоулях), понадобился специальный подъёмник. Его изготовили в Дмитрове, где у чекистов был свой механический завод. Те, кому предстояло посадить голову на плечи, выразили опасение, что голова упадёт. Тогда полетят и ваши головы, сказал Матвей Давидович Берман, начальник строительства канала, не самый паршивый в системе НКВД человек. Для испытаний выбрали глыбу, заведомо превышавшую по массе вытесанный монолит. При пробном подъёме глыба сорвалась... К счастью, потом всё прошло без срыва, и голова вождя была поднята на должную высоту без сучка, без задоринки. Головы исполнителей тоже остались на своих местах, а Берману не повезло: после 20 лет блестящей карьеры (от простого оперуполномоченного до начальника ГУЛАГа) он был разоблачён как враг народа и расстрелян в 1939-м (с последующей реабилитацией в 1957-м)»