Бомбы на столицу

 

 

 

Художник В.Н.Добровольский 1939 год         

          В ночь на 30 ноября 1939 года пограничники сообщили министру внутренних дел Урхо Калева Кекконену о том, что советские войска перешли границу в нескольких местах. Тот в свою очередь немедленно информировал о случившемся премьер-министра Каяндера и потребовал немедленной встречи. Непонимание серьезности положения прекрасно иллюстрируется ответом премьер-министра: "Вы действительно считаете, что мы не можем подождать до начала рабочего дня?"

         В 9 часов 15 минут по финскому времени первые три бомбардировщика СБ появились над Хельсинки, сбрасывая бомбы на аэродром Малми и пригород Тикурила. Часом позже эскадрилья капитана Ракова (ВВС КБФ) бомбила финскую военную базу Сантахамина, расположенную на острове восточнее Хельсинки. К счастью, эта атака не нанесла серьезного ущерба (Раков получил первую "Золотую Звезду" 7 февраля 1940 года за бомбардировки Хельсинки, вторую - 21 июля 1944 года).

         В тот же день новая группа советских бомбардировщиков сбросила свой смертоносный груз на центр города. Эти восемь ДБ-3 также принадлежали Балтийскому флоту. 3-я эскадрилья 1-го авиаполка (ВВС КБФ) под командованием капитана А.М.Токарева получила задание обнаружить и уничтожить прибрежные корабли в Ханко. Корабли найти не удалось. В 16.50 по московскому времени они сбросили 600 бомб на порт. Летчики видели горящие здания, цистерны с нефтью и корабли ( Токарев стал Героем Советского Союза 21 апреля 1940 года). Финский плакат

         Несколько бомб упало недалеко от парламента и Зоологического музея. Теперь уже не было никаких сомнений - началась война. Бомбовая атака Токарева была самой разрушительной из всех, которым подверглись Хельсинки. Сильно пострадал густонаселенный район между Техническим университетом и автобусной станцией. 91 человек был убит, несколько сот ранено.

         Заседания парламента решили перенести в кафетерий на первом этаже. Когда все было подготовлено для работы, министр внутренних дел Кекконен вдруг усомнился в безопасности, и членов парламента срочно увели в другое "секретное" место - рабочий клуб в окрестностях Валлила. В 20.00 (финское время) сессия парламента открылась. Премьер-министр Каяндер зачитал официальное заявление правительства о том, что Советский Союз нарушил пакт о ненападении, подписанный двумя сторонами 21 января 1932 года (срок действия - до 1945 года), разорвал дипломатические отношения и начал военные действия против Финляндии.

         В тот же вечер было решено эвакуировать парламент в Каухаеки, на расстояние более 300 километров от президента и правительства.

         "Финское правительство сбежало в неизвестном направлении", - сообщила всему миру советская сторона.

Советский бомбардировщик СБ-2, сбитый в небе Финляндии         Известия о бомбардировках Хельсинки 30 ноября, гибель мирных жителей, фотографии разрушенного города потрясли мир. Президент Рузвельт немедленно направил протест советскому послу в США. В.Молотов ответил американскому послу в Москве Штейхардту контрпротестом, опубликованным 2 декабря 1939 года в "Известиях" Молотов цинично заявил: "Советская авиация не бомбила и не собиралась бомбить город, но наше правительство уважает интересы народа не меньше, чем любое другое правительство. Конечно, из Америки, находящейся более чем за 8 тысяч километров от Финляндии, это не заметно".

         Советские бомбардировщики привели к исключению Советского Союза из Лики Наций 14 декабря 1939 года.

Пикирующие бомбардировщики Пе-2 бомбят финский военный объект         И тем не менее американский протест возымел действие. После него Хельсинки подверглись бомбардировкам лишь несколько раз - 1, 19, 21, 22, 25 декабря 1939 года, 13 и 14 января 1940 года. Кроме последней, в результате которой погибло 6 человек все другие обошлись без жертв.

         Интересен факт: некоторые советские летчики в своих воспоминаниях отмечали, что бомбардировки Хельсинки были запрещены, так он был объявлен "открытым городом". На самом деле финское правительство таких заявлений никогда не делало.

         Истинные причины бомбардировок Хельсинки до сегодняшнего дня неизвестны. Если таким образом хотели заставить Финляндию принять условия советской стороны, то действия были явно нескоординированными. Скорее всего, Хельсинки были запретной мишенью для эскадрильи Токарева, что видно из докладов, хранящихся в Российском военно-морском архиве в Петербурге.

         В войне 1941-1944 годов Хельсинки почти не бомбили (если не считать атак одиночных самолетов). И только в феврале 1944 года советская авиация дальнего действия совершила свыше 2000 налетов в течение 3 ночей: 7, 17 и 27. Результатом бомбардировок стала поездка министра Паасикиви в Москву для получения подробной информации о советских мирных условиях. Как известно, финский парламент не принял эти условия в 1944 года и война продолжалась еще 6 месяцев - до 4-5 сентября 1944 года. Именно тогда военные действия между Финляндией и СССР прекратились.