Кто разрушил империю?

На модерации Отложенный

Так кто же разрушил империю?

  Текущий год получил в России статус Года истории. Увлекательное и ответственное дело. Тут есть что обсудить и о чем поразмыслить. Тем более что историческая наука накопила огромный массив интереснейших фактов, гипотез, выводов и идей. Это, в частности, позволяет несколько иначе взглянуть на путь, пройденный как многими народами, так и нами самими.

Здесь большой простор для раздумий. Речь идет и об открытиях ранее неизвестных цивилизаций Америки, ставящих ее коренные народы в общем-то на равные позиции с такими древнейшими очагами культуры, как Египет или Месопотамия. Это и новейшие данные о египетских пирамидах, которые – как, скажем, пирамида Хеопса, где обнаружены новые помещения, – дают широкое поле для гипотез. Это и итоги работ подводных археологов, находящих в глубинах океанов целые затонувшие города, существование которых просто не умещается в контекст привычных представлений о прошлом. И многое, многое другое.

Огромный объем новых данных собран отечественными исследователями. Хотя и он зачастую не введен в научный и популярный оборот. Целый мир открытий сулит подтвержденная ныне геологами гипотеза о существовании в отдаленнейшие времена суши на территории Северного Ледовитого океана. Она вполне может быть той древнейшей родиной европейской цивилизации, которую ряд исследователей называют Гипербореей и о которой уже не одно десятилетие и даже столетие ведутся ожесточенные споры.

Уместна в этой связи и дискуссия о найденной в Челябинской области древнейшей цивилизации Аркаима – сверстнице египетских пирамид. Она во многом по-новому освещает генезис как европейской цивилизации вообще, так и нашей, русской цивилизации в особенности. Настало время и для всеохватного изучения наших предков – скифов, чей мир, как мы сегодня убеждаемся, вбирал в себя колоссальные пространства от степей Причерноморья до сибирской тайги и подступов к Великой Китайской стене.

И все это лишь небольшие фрагменты той обновленной картины прошлого, которую историкам предстоит воссоздать и донести до современников и наших потомков. Огромное, очень интересное и благородное дело.

Странными и неуместными смотрятся на фоне этих серьезнейших проблем чисто конъюнктурные попытки российских властей навязать обществу разного рода фальшивые дискуссии по тем или иным предельно идеологизированным вопросам. То раздаются крикливые призывы переименовать московские улицы, стерев с карты столицы имена известных борцов с царизмом и вписав на их место по локоть запятнанных народной кровью представителей династии Романовых. То вдруг на большевиков пытаются навесить ярлык «национальных предателей» в Первой мировой войне. Причем делают это люди, вроде бы получившие неплохое образование: не в самопальных фурсенковских «лицеях», а в добротной советской школе.

Ну что же? Можно поговорить и о судьбах Российской империи, и о Первой мировой войне, и о роли большевиков.

Неудачи России в Первой мировой войне, а затем и падение империи в решающей степени были предопределены кризисом царизма и вырождением династии Романовых, достигших апогея в правление Николая II. Тысячи людей, затоптанных на Ходынском поле в день его коронации. Позорный проигрыш Русско-японской войны, в результате которого наша страна впервые в своей истории отдала победителю часть собственной территории – южный Сахалин. Взрыв общенародного негодования в этой связи, революция и зверское подавление народного протеста, включая карательную бойню в Москве. Бездумное разрушение станового хребта русского общества – крестьянской общины – в ходе столыпинских реформ, слепо копировавших прусский «эталон». Позор распутинщины, вскрывшей всю гнилость царской фамилии. Вступление России в чуждую ей и абсолютно преступную Первую мировую войну, к которой она к тому же была не готова. Бесконечная кадровая чехарда в армии и правительстве, организованная Николаем II.

Именно это, а никак не деятельность большевиков, предельно расшатало основы империи и привело к поражениям в ходе мировой войны.

А теперь давайте посмотрим, кто же добил империю. Да, большевики были убежденными противниками монархии и никогда этого не скрывали. Однако после революции 1905–1907 годов они находились в жесточайшем подполье. Решающий удар по империи нанесли те, кто, наоборот, всенародно клялся в верности правящему дому Романовых, готовя вместе с тем подлый удар ему в спину.

Ведь это не Ленин со Сталиным, а представители либерально-буржуазных кругов, «октябристы» Гучков и Шульгин, явились к царю с требованием о его отречении, ссылаясь на волю Государственной думы. Напомню, в ней не было тогда ни одного большевика – вся фракция РСДРП(б) на тот момент была арестована и отправлена в ссылку.

И это не Будённый с Ворошиловым, а высшие царские генералы Алексеев и Рузский, заручившись поддержкой большинства командующих фронтами, шантажировали государя слабо завуалированными угрозами неповиновения армии в случае, если тот откажется отречься. Причем заодно с ними были и представители самой династии Романовых, вроде бывшего главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, также ратовавшего за отречение.

И отнюдь не большевики, а эсеры и деятели буржуазных партий задерживали составы с продовольствием, идущие в Петроград и Москву, желая спровоцировать голодные бунты. Прежде всего их же усилиями расшатывалась армия.

Так, обнародовав приказ №1 Петроградского совета, подчинявший армию Советам солдатских депутатов, они не позаботились о мерах по поддержанию дисциплины и воинского духа. Пустили все на самотек, что и привело к быстрому распаду вооруженных сил страны. Напомню, что в тогдашнем Петросовете господствовали эсеры и меньшевики.

А поведение Николая II? Он отрекается от власти и, не принимая положенного православному царю в такой ситуации монашества, просто-напросто уходит в частную жизнь. Страна истекает кровью в войне, бьется в жесточайшем кризисе, а он приятно прогуливается и пьет чай в семейном кругу. Последствия были неизбежны: с отречением государя вся армия оказалась свободной от ранее принесенной присяги. Скрепы, соединявшие страну воедино, распались. Всяк стал сам за себя. Никаких обязательств перед страной и обществом для властей предержащих и многих людей просто не осталось. Наступил хаос.

И еще одно приходится напомнить: это ведь не большевики, а Временное правительство – единомышленники наших нынешних либералов, – арестовав не только царя, но и всю его семью с малыми детьми и слугами, загнали их в Сибирь, в далекий Тобольск, оставив на волю случая.

Теперь о самом Временном правительстве. Несмотря на протесты большевиков, оно выводит русские войска из Финляндии, опасаясь их революционного настроя, что неизбежно создает вакуум власти в этом регионе. В результате, подавив финскую красную гвардию, к власти прорываются буржуазно-националистические силы, опирающиеся на немецкие штыки войск генерала фон дер Гольца. Оно же, по сути дела, дало добро на отделение Польши. Так что большевикам после взятия власти уже не оставалось ничего другого, кроме как признать суверенитет этих земель.

Мало того, при бездействии Временного правительства и на территории самой России начали возникать всевозможные «удельные княжества».

Скажем, незадолго до Октябрьской революции во Владикавказе был подписан договор об образовании нового «федеративного» государства в составе территории казачьих войск Донского, Кубанского и Астраханского краев, горцев Северного Кавказа и неких «вольных народов» юго-востока России. А в сентябре 1917 года возник независимый от России «Союз горцев Кавказа», претендовавший на земли «от моря и до моря» – от Чёрного до Каспийского. Причем такие случаи множились каждый день.

Эту же политику дробления и растаскивания России на куски продолжали белогвардейские лидеры. Большинство которых, как известно, вовсе не были сторонниками монархии. Белогвардейская контрразведка подчас преследовала монархистов почти так же яростно, как и большевиков. Всерьез белые генералы относились только к собственным шансам на всероссийскую, либо более скромную – региональную власть. Несмотря на лозунг «единой и неделимой» России, они легко вступали в политические альянсы со странами Антанты, закрывая глаза на то, что помощь Запада придется оплачивать установлением колониального режима над обширными регионами нашей страны.

Неслучайно гражданская война быстро приобрела характер войны национально-освободительной, что и предопределило победу большевиков.

Победив, они буквально в считанные годы заново собрали воедино подавляющую часть государства Российского. Обеспечили ему такое экономическое, социальное и культурное единство, какого наша страна никогда не знала прежде. Даже враги Советов были вынуждены отдавать должное «Красной империи». Особенно после победы СССР в Великой Отечественной войне, когда геополитическое влияние нашей страны в мире распространилось как никогда широко. Образовался Союз социалистических государств, включивший в себя, в частности, и страны, которые никогда в истории не были союзниками России. Речь идет о Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии, ГДР, Чехословакии, Кубе, Вьетнаме… Такой «имперский» размах просто не снился царской России.

И только предательство перерожденцев типа Горбачёва и Ельцина позволило сокрушить это великое единство. Социалистический лагерь оказался разрушен, а входившие в него страны пристегнуты к зонам геополитического влияния Запада. СССР распался, и историческая Россия потеряла треть своей территории и до половины населения. Кроме того, ее кровоточащий обрубок, нынешняя Российская Федерация, за двадцать последних лет либеральной диктатуры уже не досчитался 15 миллионов граждан, из которых 14,5 миллиона – русские. Наша экономика и природные ресурсы отданы на растерзание западному капиталу. Социальная сфера пришла в упадок и люмпенизирована. Культура утоплена в гноище прорежимных СМИ, особенно телевещания. Русские земли и города усиленно заселяются иноплеменным населением. О таком разгроме России не мог мечтать даже Гитлер со своей бандой.

И вот в такой обстановке кто-то пытается бросать большевикам разные оскорбительные упреки.

Ну что же, мы знаем им цену. И убеждены в том, что у России, когда она стряхнет болезненную коросту компрадорского либерализма, достанет сил, чтобы обрести свою историческую целостность, создав могучую альтернативу нынешней глобализации по-американски. Альтернативу, которая будет опираться на волю не только русского, российского народа, но и многих народов мира, понимающих, как жизненно важно действовать на международной арене сообща.

Г.А. ЗЮГАНОВ