"СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" круиз в никуда.

29 мая 1957 года поднятая и восстановленная немецкая "Hansa" названная «Советский Союз» прибыл во Владивосток и вошёл в состав действующего флота дальневосточного отделения «Совторгфлота» с портом приписки Владивосток, а позднее, после реорганизации – Дальневосточного морского пароходства.

 

Технические характеристики:

Верфь: Blоhm+Voss AG, Гамбург
Валовая вместимость – 23009 рег.т.;
Длина максимальная: – 205,2 м;
Ширина максимальная: 24,04 м;
Главные двигатели: 2 паровые турбины четырёхкратного расширения;
Суммарная мощность турбин – ок.20000 кВт
(при ограничении до 10300 кВт)
Количество винтов: 2
Скорость – 19 уз;
Пассажировместимость – 1424; 304/428/672/20 (1класс/ 2 класс/
тур.класс/Люкс);
Экипаж – ок. 380 чел.

«Советский Союз» был поставлен на экспрессную каботажную линию: Владивосток – Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.

С середины 60-х гг, когда каботажный пассажиропоток стал неуклонно снижаться, ДВМП стало практиковать круизные рейсы как с заходами в иностранные порты, так и без заходов, получившие название «Из зимы в лето». Судно выходило из Владивостока, за несколько дней спускалось к экватору, а затем вновь приходило во Владивосток – круиз длился около двух недель. Такие круизы были очень популярными в первую очередь у советских туристов, не имевших загранпаспортов и свободной возможности выезжать за границу. В период снижения сезонного каботажного пассажиропотока «Советский Союз» совершал такие круизы «в никуда». Об этом круизе c его незатейливой организацией и бытом сохранились воспоминания одного из пассажиров (Михаила Матвеева). «Итак, "Советский Союз" двинулся в морское путешествие, пенится за кормой кильватерная струя. В лютый декабрь, через несколько дней, туристы уже загорали на верхней палубе. Но перед этим мы проходили Цусимский пролив. Звучат мелодии "Плещут холодные волны...", "Наверх вы, товарищи, все по местам..." И там, где несколько десятилетий назад морская пучина поглотила российских героев, мы торжественно опускаем в воду венок. Дань памяти.

Когда проходили Тайвань, слегка штормило. Выныривали из туманной мороси какие-то странные длинноносые китайские суденышки, подозрительно вертелись подле нашего судна, сопровождали его какое-то время и молча исчезали. А мы "топали" дальше. Вскоре уже и солнце стало баловать круизян. Кто-то, "дорвавшись до бесплатного", сразу и обгорел, страдал потом в тропиках от невозможности позагорать. Корабельная развлекательная "индустрия" действовала на всю катушку.

В самом начале круиза каждая группа выбрала себе имя: "Морепроходимцы", "Бычки в томате", "Морские дьяволята"... Под такими названиями выпускались и стенные газеты. В каждой группе был избран кабинет министров: министр финансов, министр культуры и бытового разложения, пан спортсмен и, конечно же, премьер-министр.

В моей группе, например, чтоб здорово не скучать, вскоре сформированный официально кабинет министров был свергнут, и власть захватила "хунта черных полковников". Туристы развлекали себя сами, развлекала, как могла, их дирекция круиза. Повсюду были понатыканы бары, кабачки, спиртного - вдосталь. Эротическими мотивами был пропитан корабельный воздух - круиз... И жгучее экваториальное солнце. А по ночам - Южный Крест. Действовали души и бассейн с забортной водой. Каждая группа ставила концерт. На нашем звучали песни "Как хорошо быть Раппопортом..." (директор круиза), про корабельных тараканов, которых действительно было много: "Ветер свистит, лайнер скрипит, шторм надвигается..." Великолепен был праздник Нептуна с купелью, в которую швыряли черти всех и каждого. А потом зазвучала грустноватая песенка, сочиненная тут же, на "Советском Союзе": "Уносят с палубы шезлонги, пора костюмы надевать..." Всему приходит конец.»

В 1971 году «Советский Союз» прошёл крупный ремонт в Гонконге, в ходе которого была произведена и переоснастка двигателей. После этого скорость судна повысилась до 19 узлов.

В составе Совпасфлота лайнер прошёл около миллиона миль, перевез 660 тыс. пассажиров и 1,5 млн тонн грузов. Напоследок судно прослужило как учебное для более чем 3000 курсантов морских училищ.

Наконец, 5 декабря 1980 года «Советский Союз» был выведен из эксплуатации и годом позже разделан на металлолом.

 

Олег Кабалик, 1995
Я – «Советский Союз»

Я – «Советский Союз». Ухожу в переплавку.
Я своё отходил, отпустите грехи.
Я – «Советский Союз». Отправляюсь на плаху.
По последнему разу погудим, моряки.

Cкажем тост, помолчим над прожитыми жизнями
Нам самим-то себе - ни простить, ни солгать...
Крысы в трюмах моих, если б не были крысами,
Много кое-чего бы могли рассказать.

Но они побегут - крыса дохнуть не вправе,
Чтоб, добравшись в красивый, фешенебельный порт,
Окопавшись в какой-нибудь сточной канаве,
Крыситься, что паршивый я был пароход:

Весь в заплатах и дырах, гнилой и громоздкий
Загрязнял океаны, проливы, моря...
Эй, вулкан Алаид! Одолжи папироску!
Мы-то знаем с тобой, что дымили не зря.

А ещё вам, ребята, скажу на прощанье,
Отправляясь под старость на металлолом,
Что пятнадцать посудин, из меня понапаянных,
Перетопит любой разыгравшийся шторм.

Я «Советский Союз», отправляюсь в последний...
Вспоминайте, ребята, старика иногда.
Я вернусь даже если и через столетия, -
Я вернусь! Но теперь уже - навсегда!