Фермер Асламбек Вагапов, застреливший в минувшую пятницу главу администрации Светлоярского района Волгоградской области Николая Крутова, признался, что собирался убить еще нескольких районных чиновников, в том числе председателя районного суда Андрея Молярова, председателя районной думы Андроника Багдасаряна и еще по крайней мере двух человек. Между тем местные предприниматели говорят о царящей в районе тотальной коррупции, а чиновники, в свою очередь, настаивают на «заказном» характере статей в прессе и вспоминают о высокой порядочности и принципиальности расстрелянного главы района.
Асламбек Вагапов утверждает, что не застрелил намеченных к уничтожению чиновников только потому, что в этот день они не попались ему на глаза. Особо повезло председателю районной думы, в чей кабинет Вагапов поднимался за несколько минут до убийства главы района, но господина Багдасаряна, на его счастье, не оказалось на месте. Сегодня председатель районной думы, считавшийся близким другом погибшего Николая Крутова, находится в больнице. Местные говорят, перенервничал...
«Все СМИ проплачены»
В администрации Светлоярского района приняли побывавшую накануне на месте трагедии съемочную группу V1.ru с большой настороженностью. Чиновница по имени Галина, одарив журналистов недобрым взглядом, с ходу спросила: «Сколько вам заплатили?» Как выяснилось, прессу здесь сильно не жалуют, полагая, что все материалы по поводу коррупционной подоплеки убийства главы являются заказными. Исполняющий обязанности главы района Борис Коробков заявил, что глубоко разочарован средствами массовой информации, которые, по его мнению, грубо передергивают факты и ставят все с ног на голову.
«Мне вообще не хотелось бы говорить об убийце, потому что он только того и ждет и примеривает на себя венец мученика, – отметил господин Коробков. – Вся информация, которая муссируется всеми средствами массовой информации, очень сильно перевирается. Мы уже столкнулись с тем, что СМИ, которые приезжали сюда, брали интервью, но представляли совершенно иную картину. То есть я делаю вывод о том, что данные статьи проплаченные и заказные. А по Николаю Владимировичу скажу, что это руководитель и человек просто с большой буквы, глубоко порядочный, честный, принципиальный, который всего себя отдавал без остатка для того, чтобы на вверенной ему территории всем гражданам жилось хорошо и достойно. Мне тяжело говорить, потому что потеря невосполнимая, не только для его семьи, но и для всего района. За то короткое, к сожалению, время, которое мы вместе работали, я в нем всегда видел образец для подражания, образец принципиальности, образец порядочности. И поэтому все звучащие сейчас наговоры... Сколько грязи сейчас льется, и она еще будет продолжать литься. После трагедии в средствах массовой информации появились вот эти вот заметки о вымогательстве и так далее. Это такой бред! Я не буду это комментировать и уверен, что следственный комитет разберется и сделает правильные выводы, а преступник понесет заслуженное наказание».
Согласившийся на неавторизованный комментарий представитель руководства Светлоярского района заявил о том, что он и его коллеги глубоко возмущены появившимися в прессе материалами, в которых в качестве причины убийства Николая Крутова называется вымогательство главой района денег у фермера Вагапова за регистрацию земли. Он считает, что подобные утверждения являются безосновательной клеветой, не только порочащей память погибшего главы, но и подрывающей авторитет системы государственной власти в целом.
«Кому вообще такое могло в голову прийти – вымогать деньги у чеченца, главы местной чеченской диаспоры? – горячится чиновник. – Сама бредовость этой идеи делает версию Вагапова полностью абсурдной. К тому же, речь идет о паевых землях, частной собственности. Пришел человек к владельцам паев, просит их продать. При чем здесь районная администрация? Сделку по купле-продаже земли регистрирует государственная кадастровая служба. Какая тут роль администрации, какое вымогательство? В прессе уже муссируется информация о том, что между районной администрацией и Вагаповым ведутся судебные тяжбы. Это ложь, ни одного суда у нас с ним нет и не было. Я не знаю истинную природу конфликта между главой и Вагаповым, но убежден в том, что там нет и намека на коррупционную составляющую. То, что произошло в минувшую пятницу в администрации Светлоярского района, – это наглый и циничный вызов власти. Это говорит о том, что любой может войти в кабинет чиновника и под надуманным предлогом расстрелять его на месте. Власти, государству в целом брошен вызов, и поэтому сейчас дело чести правоохранительных органов, стоящих на страже государства, установить мотивы этого преступления и снять с достойного человека ложные обвинения».
«Человека довели до белого каления»
Совсем другую точку зрения на случившееся высказывают бывшие рабочие обанкротившегося СПК «Светлоярское». По их словам, расстрелявший в минувшую пятницу главу Светлоярского района Асламбек Вагапов является уважаемым в районе человеком, а на преступление его толкнули отчаяние и постоянные поборы со стороны местных чиновников.
«Все началось с того, что Асламбек Юсупович пришел к нам, рабочим, и купил землю. Все добровольно ему свои паи продали, – рассказывает бывший сотрудник СПК «Светлоярское», а ныне бригадир полевой бригады №2 крестьянско-фермерского хозяйства «Вагапов» Николай Пронягин. – Он выплатил деньги людям полностью, начал оформлять землю. Ему тут же стали палки в колеса ставить. Делал это глава администрации. Перед этим в районе появились какие-то москвичи, которые вели переговоры с Асламбеком Юсуповичем о покупке земли. Договорились на 37 миллионов рублей, ударили по рукам. Через некоторое время звонят, говорят, что не согласны на такую сумму, готовы выплатить только 15 миллионов.
А Вагапов только на выкуп паев, солярку и зерно 37 миллионов потратил, причем оплатил это деньгами, взятыми у Сбербанка в кредит. Что он, в убыток себе продавать землю будет? Разумеется, он дал таким покупателям от ворот поворот. И с тех пор его начало изводить районное руководство. Не давали ему землю оформить. Довели человека, как говорится, до белого каления. Жаловался в Москву – бесполезно. Вот он пришел в администрацию и застрелил главу».
«Отец сказал им до свидания»
|
Дом Николая Крутова |
Старший сын Асламбека Вагапова 37-летний Муслим утверждает, что за попыткой купить у его отца землю за полцены, а по сути попросту отобрать ее, стояли непосредственно глава администрации Светлоярского района Николай Крутов и председатель районной думы Андроник Багдасарян. К слову, о том, насколько близко дружили эти чиновники, говорит тот факт, что они совместными усилиями отстроили себе огромный дом на двух хозяев. Правда, отделочные работы еще не закончены, поэтому справить новоселье в трехэтажном особняке глава не успел.
«Когда они приехали (московские покупатели. – Прим. автора.), отца пригласили в кабинет, и Крутов ему в глаза заявил: «Все равно мы тебе мешать будем. Лучше возьми, что затратил, и уйди», – рассказывает Муслим Вагапов. – Отец сказал, какая сумма была им была потрачена. На что глава кивнул головой и сказал: «Все тебе заплатят». Приехали москвичи, сказали, хорошо, пошли в администрацию, оттуда позвонили: «Нет, мы вам столько не дадим, продавайте за 15 миллионов». Отец сказал им до свидания. С того дня все и началось».
Следствием отказа фермера продавать за бесценок землю, по словам Муслима, стал отказ регистрационной палаты в оформлении бывших совхозных земель в собственность его отца. На землю и сельхозпостройки КФХ «Вагапов» был наложен арест.
«После этого, как я знаю со слов отца, его вызвали в райадминистрацию и сказали: «Продать не продал? Откат дай, и все будет нормально», – говорит Вагапов-младший. – Откат сначала начинался с 16 миллионов. После писем отца Путину и Медведеву люди, как говорится, немного испугались и снизили сумму требований до десяти миллионов. А в день убийства был суд по нашим земельным вопросам. Судья на нас даже внимания не обращал. По его глазам видно было, что этот суд идет не в нашу пользу. Вот после этого суда отец и поехал на ферму, взял спрятанный там пистолет и пошел на прием к главе. Он и так последние два месяца ходил сам не свой. Потому что деньги немалые, всю жизнь трудился, 22 миллиона занял... Конечно, не надо было это делать, но что случилось то случилось...»
Клуб бывших милиционеров
О царящей в районе коррупции говорит и директор ООО «Тереза» Мас-Уд Магомадов. Он считает, что районная власть формировалась по семейно-клановому признаку, из-за чего вся верхушка районного чиновничества сейчас едва ли не полностью состоит из бывших милиционеров и их жен. Под гнетом недавних стражей порядка, по его мнению, стонут многие бизнесмены района, но не боятся сказать об этом в открытую лишь единицы.
«Моей фирме 20 лет, я работал и находил общий язык со всеми предыдущими властями, – говорит господин Магомадов. – Занимался спонсорской деятельностью. В благодарность за это мне было присвоено звание почетного жителя района с вручением медали. Все это было до тех пор, пока к власти в районе не заступило действующее руководство. По моим данным, собственный бизнес у сегодняшнего главы был еще со времени его службы в милиции. Он приехал сюда, в Привольное, в форме подполковника, попросил меня купить дверь участковому. Таким было наше первое знакомство. На покупку и установку двери участковому ушло семь тысяч. Второй раз он ко мне обратился с просьбой восстановить разбитый бампер милицейского уазика. И эту просьбу я выполнил. Затем последовали просьбы сделать евроремонт в кабинете участкового, на что мной было потрачено сорок тысяч рублей. Так началось наше плотное сотрудничество».
По словам предпринимателя, с вступлением господина Крутова в должность главы района стоимость его «просьб» резко возросла. Так, Мас-Уда Магомадова просили отремонтировать больницу, а потом купить уазик для главы одной из сельских администраций района. «Когда я попросил вернуть мне потраченные на покупку машины деньги, которые глава администрации обещал мне компенсировать, мне предложили написать заявление, что я очистил общественный водоем. Я сказал, что это против моих принципов и свои собственные деньги я из бюджета воровать не буду. Просто сказал: «Верните мне мои деньги». Тогда глава администрации мне ответил: «Мы ничего тебе не должны».
Вместе с тем предприниматель говорит о том, что не стал бы акцентировать внимание на одном главе, поскольку в районной администрации «все хорошие». Он говорит, что лично им написано около 600 жалоб на «коррупцию и беспредел», творящиеся в районе, а также указывает на тот факт, что сотрудниками администрации Светлоярского района по большей части являются бывшие милиционеры и их жены.
«Я официально говорю: в том, что погиб человек, наравне с Вагаповым виноваты силовые структуры, – заявляет господин Магомадов. – Никаких мер по моим обращениям, по обращениям того же Вагапова не принималось. Все либо спускалось на тормозах, либо переправлялось для принятия мер в ту же районную администрацию. Поэтому ничего удивительного в том, что произошло, нет. Пока у нас административные и правоохранительные структуры не начнут работать, такие случаи будут повторяться».
Комментарии