"РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ"
На модерации
Отложенный
— Сейчас вся думающая Россия ищет некую спасительную Идею,— говорит Критик.— Выглядит это по меньшей мере комично. Наши ведущие мыслители должны нахмурить лоб и открыть Великую Идею. Сообщить ее высшему руководству. Последнее от своего имени выступит с этой Идеей перед всем народом. Услышав Идею, народ единодушно проникнется ею и начнет поступать так, как призывает руководство. Немедленно начнется возрождение России. Потекут рапорты об успехах. Руководству слава и награды. Мир потрясен. Россия во главе всей Евразии, а то и всего человечества. Главное — открыть эту проклятую Великую Идею. Чего мыслители мешкают?! Говорите, российский интеллектуальный рынок завален всякими предложениями на этот счет? Нет, это все не то. Нужно что-то такое необыкновенное, чтобы руководство и весь народ затрепетали. Что-то такое, что мгновенно вознесло бы всех в сияющие высоты... При этом никому не приходит в голову мысль, что Великая Идея была давно открыта, больше ста лет владела умами и чувствами миллионов людей, на семьдесят лет избавила русских от бесплодного правдоискательства и так же единодушно была выброшена на свалку истории, очернена, оплевана, растоптана.
— И вот теперь мы опять единодушно ищем для нее наш национальный эрзац! Как вы думаете, найдем?
— Давайте сначала выясним, почему и как мы отреклись от действительно великой идеологии — от марксизма.
— Это принципиально важно?
— Конечно. Посудите сами! Без марксизма у нас не возник бы коммунистический социальный строй.
— Кое-кто считает, что мог бы.
— Не будем гадать. Есть неумолимые факты истории. Есть объективные социальные законы формирования социальной организации. Она создается в результате сознательно-волевой деятельности определенной части человеческого объединения. А люди, взявшие власть в нашей стране после революции 1917 года были марксистами. Революция проходила под лозунгами марксистов. И строилось новое общество с этими лозунгами. Это — исторический факт. Марксизм стал основой советской государственной идеологии. И, наконец, засилье марксизма стало одной из причин кризиса и краха советского коммунизма. Так что просто отбросить марксизм, как это делают сейчас, значит на много лет назад отбросить понимание социальных явлений вообще и современных в особенности.
— Но ведь марксизм, как вы сами утверждали, не наука, а идеология!
— Верно! Но он вырос на основе каких-то научных знаний. И сам имел научные амбиции и вкрапления. К тому же марксизм — не просто идеология, а великая идеология, включавшая в сферу своего внимания все значительные социальные явления XIX—XX веков. Марксизм был первой в истории нерелигиозной идеологией глобального и эпохального масштаба с претензией на научный подход ко всем проблемам, касающимся мироздания, человека, познания, общества, социальной организации и эволюции человечества и т. д. Другое дело — как конкретно он решал эти проблемы.
ДВА АСПЕКТА МАРКСИЗМА
— В марксизме надо различать два аспекта:
1) претензию на науку и попытки научного подхода к социальным явлениям;
2) идеологию, рассчитанную на широкие массы, на влияние на эти массы, на возбуждение их на значительные действия (на преобразование социального строя). Идеологический аспект оказался сильнее, подчинил себе аспект научный, так что в целом получился идеологический феномен.
— В целом. Хотя какие-то фрагменты выходили за рамки идеологии.
— Да. Кроме того, идеология — не вздор. И марксизм — идеология особого рода. Идеология эпохальная, владевшая умами миллионов людей больше столетия и до сих пор еще владеет в той или иной форме, в основном — неявно. И по содержанию марксизм сложился так, что на пути к научному пониманию всех фундаментальных проблем бытия, включая социальные, вам придется так или иначе иметь дело с марксистским решением этих проблем. Ели хотите выработать научное решение этих проблем, марксизм надо преодолеть путем серьезной критики и предложения лучшего решения, а не путем отбрасывания. Отбрасывание само отбросит вас далеко назад даже по сравнению с марксизмом. И вам придется опять барахтаться в трясине идеологии. Западной идеологии, которая еще более далека от науки, чем марксизм. Так и происходит сейчас с российскими мыслителями. Они воображают, будто свободны в своем словотворчестве. А фактически барахтаются в трясине дилетантизма, невежества, бесконтрольного и ненаказуемого словоблудия, отбросов западной идеологии.
— Но ведь научный и идеологический аспекты марксизма не противоречат друг другу?
— Как раз наоборот. Тут заключено коренное противоречие марксизма. В своем научном устремлении марксизм ориентировался на экономику как на базис общества и на стихийный (естественноисторический) процесс эволюции, происходящий по объективным законам независимо от воли и сознания людей. В своем же идеологическом устремлении марксизм ориентировался на проектируемый и управляемый аспект эволюции и на активную сознательно-волевую деятельность людей,— на захват власти и использование ее для сознательных преобразований• общества.
— Но марксисты полагали, что субъективная деятельность тут будет соответствовать объективной закономерности!
— Это они так думали. Но на деле получилось другое. На деле теория, претендующая на научность, была подогнана под потребности субъективных намерений. В результате теория оказалась не научной, а идеологической. Научный аспект оказался по его содержанию (по понятиям и утверждениям) идеологическим. Объективные социальные законы были выдуманы так, чтобы они “подтверждали” субъективные намерения. То, что в них было научного, было отобрано и обработано так, что научность испарилась.
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ
— Что такое идеология?
— Обычно, говоря об идеологии, имеют в виду лишь идеи, учения и т. п. Но это лишь один компонент более сложного социального феномена, а именно идеологической сферы общества. Другой компонент — идеологический механизм, т. е. совокупность людей, организаций и учреждений, профессионально занятых идеологической обработкой сознания людей, разработкой идеологических учений, охраной их, вдалбливанием их в головы людей. Без этого механизма идеологические учения ничто. Согласно марксизму, идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Это верно. Но чтобы идеи овладели массами, нужны люди, которые их вносят в массы и вбивают в головы людей, нужен идеологический механизм. Идеи христианства давно были бы забыты, если бы не церковь. Идеологические учения суть лишь средства, с помощью которых идеологический механизм выполняет свою функцию в обществе — такую обработку сознания людей, чтобы члены общества могли ориентироваться в окружающей среде и сохранять общество своей жизнедеятельностью, а также манипулирование (управление) людьми путем воздействия на их сознание.
— С религиозной идеологией такой механизм очевиден: церковь. В Советском Союзе он был тоже очевиден и обнажен — явная часть партийного аппарата и партийных организаций, всякие просветительские и пропагандистские организации и т.д. А на Западе?
— В дореволюционной России была государственная религия и церковь. В Советском Союзе их заменила нерелигиозная государственная идеология (марксизм) и единый государственный идеологический механизм. Это — пример монистической идеологической сферы. В западных странах идеологическая сфера плюралистическая. Она мощнее советской и сложнее по структуре.
НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ
— Вы считаете, что идеология не наука, что и марксизм не был и не является наукой. В чем их различие?
— В целях, средствах создания и использования, в отношении к реальности и т.д. Цель науки — познание реальности, цель идеологии — формирование менталитета людей и управление ими. Результаты науки формулируются в особом профессиональном языке, удовлетворяющем критериям логики и методологии науки. Для усвоения их нужна длительная профессиональная подготовка. Они либо истинны (доказуемые или подтверждаются реальностью), либо ложны (опровергаются) и т.д. Идеология предназначена для всех, не требуется узкопрофессиональное образование для ее усвоения. Терминология и утверждения идеологии не отвечают критериям логики. Они не истинны и не ложны сами по себе, без дополнительных истолкований. Они характеризуются не понятиями истинности и ложности, а степенью эффективности воздействия на людей и степенью адекватности состоянию сознания людей в конкретных условиях их жизни.
— Неужели в марксизме нет ничего научного?!
— Конечно, марксистских текстов написаны миллионы страниц. И в них можно отыскать много отдельных утверждений, взятых из науки и выглядящих как научные. Но мы должны взять это явление в целом и подвергнуть исследованию его фундаментальные понятия и утверждения, а также итоговые утверждения, предназначенные для сознания реальных людей и их деятельности.
— Согласен. Возьмем несколько примеров для ясности. Возьмем хотя бы исходные понятия марксистской философии — понятия материи и сознания, исходное утверждение о первичности материи и вторичности сознания. Что в них ненаучного?!
— Понятия материи и сознания считаются предельно общими. А если это так, они должны совпадать по объему, т.е. по множеству обозначаемых ими объектов. Это означает, что они обозначают одно и то же они не совпадают по объему. Это означает, что понятия материи и сознания не являются предельно общими. Можно ввести более общее по отношению к ним понятие.
— Но это же мелочи!
— Для идеологии — мелочи, для науки — основа. А как понимается сознание? Как особая идеальная, нематериальная субстанция. Во-первых, слово “субстанция” фактически употребляется как более общее, чем “материя” и “сознание”. Во-вторых, чем по сути дела это отличается от религиозного понимания нематериального духа?
— Сознание есть свойство материи. И заключается оно в отражении материального. Оно вторично.
— Тут столько логических несуразностей, что нужен целый том, чтобы это показать. Есть определенная логическая техника построения понятий и оперирования ими. Марксисты полностью игнорируют ее. Сказать о сознании, что оно есть идеальное отражение материи, значит сказать нечто невразумительное. Это не ложно и не истинно. Это идеологическая бессмыслица, которую люди легко запоминают, но не понимают с научной точки зрения. А что такое материя?
— Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
— По правилам логики, слово “материя” есть определяемое понятие, а выражение “объективная реальность, данная нам в ощущениях” — определяющая часть. Смысл понятий определяющей части должен быть известен до определения. Значит, понятия “объективная реальность” и “ощущения” логически более фундаментальные, чем “материя”. Так?
— Так.
— Теперь вспомните, как появилось это определение? Ленин критиковал субъективных идеалистов, исходивших из ощущений. А что делает сам? Определяет материю через ощущения. О чем это говорит?
— О том, что классики марксизма были логически безграмотны и пороли чушь.
— Верно. Вспомните теперь марксистский ответ на “основной вопрос философии”: материя первична, сознание вторично; сознание есть отражение материи; противопоставление сознания и материи имеет смысл лишь в рамках “основного вопроса” философии. Запомните это! Обратимся к марксистскому “материалистическому пониманию истории”. Он рассматривается как распространение общего философского материализма на человеческое общество. Если строго придерживаться именно философского материализма, то самое большее, что должно было дать его распространение на сферу человеческой истории, это рассмотрение человеческого общества и истории человечества как объективной реальности, существующей вне сознания теоретиков и независимо от него, и рассмотрение сочинений этих теоретиков как отражения этой реальности. Но такой “материалистический” подход был обычным делом почти для всех, кто думал на темы истории и человеческого общества. Это было всеобщей банальностью. Марксизм сделал нечто большее, чем признание этой банальности: он явления самой человеческой истории разделил на материальные и идеальные, что ровным счетом ничего общего не имеет с философским материализмом.
— Я не замечал эту несуразность.
— Никто не замечал. Или не хотели замечать. В основе марксистской социальной доктрины лежит понятие способа производства. В этом, собственно говоря, и усматривается материализм: способ производства считается базисом общества, на котором возвышаются все “надстройки”, включая государственные учреждения. При этом игнорируется начисто тот факт, что ничего идеального в государственных учреждениях (армия, полиция, тюрьмы) нет и что в способе производства “идеальных” явлений не меньше, чем в надстроечных...
— Ясно. Ни о какой логике тут и речи быть не может.
— А это и есть один из признаков того, что марксистская концепция есть идеологическое явление, а не научное. Она лишь наукообразна. Возьмем теперь итоговые утверждения марксизма, предназначенные для действий! Вспомним учение об отношении базиса и надстроек. Экономика — базис. Государство, право и идеология — надстройки. Меняется базис — и как следствие меняются надстройки и т.д. Эти “истины” оскомину набили. Вспомните лозунг диктатуры пролетариата! Вспомните идеи отмирания государства и денег, ликвидации классов и т.п.! Государство в советском обществе не отмерло, а усилилось. Деньги остались как необходимое средство организации экономики. Возникли новые социальные категории вместо помещиков и капиталистов. Социальное и экономическое неравенство не исчезло, а лишь изменило формы. Пролетариат оказался сокращающимся классом, никакой его диктатуры не получилось. И отношение между экономикой и государством в советском обществе оказалось противоположным тому, о чем говорилось в марксизме. И западный капитализм не рухнул. Одним словом, марксизм в его “сверхнаучных” выводах оказался неадекватным реальности. И советским марксистам приходилось лезть из кожи, чтобы как-то примирить марксизм с советской реальностью.
МАРКСИЗМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ
— Почему марксизм стал государственной идеологией Советского Союза?
— Новое общество, которое стало формироваться в Советском Союзе, по самой своей сущности нуждалось в единой организующей идеологии. Без нее оно не могло сложиться вообще. Православие для этого не годилось. Оно было отброшено вместе с царизмом. Нужна была новая великая идеология. А откуда было ее взять? Заново изобрести? На это не было времени и сил. К тому же великая идеология имеет свои законы. На создание ее нужно время и благоприятные условия. Новая идеология могла появиться только из наличного материала. И он был под рукой — это марксизм. В нем содержалось то, что требовалось условиями послереволюционной России и целями тех, кто совершил революцию и начал строить новую социальную организацию.
— Можно считать, что тут имела место историческая случайность?
— Слово “случайность” неоднозначно. Если случайностью считать то, что не вытекает из абстрактных законов социальной эволюции, то тут имела место случайность. А если иметь в виду конкретную историческую обусловленность, то это не было случайностью. Вспомните, более полувека сотни (если не тысячи) российских революционеров и мыслящих людей формировались как марксисты. Именно марксисты внесли в революционное движение в России лозунги ликвидации частной собственности на средства производства, ликвидации классов помещиков и капиталистов, диктатуры пролетариата и т.д. Революционеры, руководствовавшиеся марксистскими лозунгами, взяли власть и осуществили социалистическую революцию. Они мобилизовали массы на осуществление этих лозунгов. Что-то получилось, что-то нет. То, что получилось, сыграло решающую роль и вышло на первый план. Это было записано в пользу марксизма.
— Если бы не было марксизма и если бы революционеры не прошли школу марксизма, то русская революция не переросла бы в социалистическую и российский коммунистический (социалистический) социальный строй не возник бы?
— Думаю, что так. После революции, когда возникла потребность в идейном воспитании масс, марксизм имелся в готовом виде, был известен, был (как казалось) проверен на практике. И на первых порах он сыграл огромную организующую и просветительскую роль. Быстро сложился аппарат идеологов из марксистки воспитанных и образованных людей. И марксизм стал их профессией и социальной функцией.
— Он сохранялся этим аппаратом и навязывался им обществу!
— Да. Подобно тому, как христианство сохранялось и навязывалось людям церковной организацией. Марксизм давал армии идеологов удобную терминологию, множество подходящих фраз, общие идеи, способ приспособления этих идей к потребностям общества, знак принадлежности к касте посвященных в некие премудрости, готовность служить власти и не плохо обеспечивать себя жизненными благами. Марксизм сохранялся и работал как идеология благодаря этому идеологическому механизму, созданному новой системой власти и поддерживаемому ею. Он стал насильственно насаждаться массам населения, как это было ранее с православием. Причем, в марксистских текстах было сказано так много всяческих фраз, что идеологи могли приспосабливать его к любым ситуациям, выбирая нужные слова и давая им подходящие интерпретации. Подготовка таких профессиональных идеологов оказалась легким делом. Самые посредственные болтуны быстро приобретали видимость и статус мыслителей. И этого было достаточно.
— И в таком состоянии марксизм мог держаться и далее?
— Он, конечно, как-то модифицировался, применяясь к реальным переменам в стране и в мире. Но основы его сохранялись. Он в этом состоянии мог жить сколько угодно. Но при том условии, что должна была сохраняться советская система власти и идеологический механизм.
— А что давал он массам населения?
— Каким бы он не был, он свою функцию в советском обществе выполнял до поры до времени удовлетворительно. Он привносил в массы организующее начало, цели, систему ценностей. Он учил людей определенной ориентации в окружающем мире.
КРАХ МАРКСИЗМА
— Почему он так быстро рухнул после 1985 года?
— Во-первых, он не сразу рухнул. Тут имела место длительная эволюция. Она прошла несколько этапов. Первый этап — классический марксизм (Маркс, Энгельс). С ним были знакомы немногие русские марксисты, бывавшие на Западе. Второй этап — проникновение марксизма в Россию в форме ленинизма. Тут марксизм приспособился к новой эпохе. Произошло его текстуальное упрощение. Третий этап — сталинизм. То, что известно как ленинизм, было фактически приспособлением его к советским условиям. Правильнее называть это сталинизмом. Произошло предельное упрощение его с расчетом на многомиллионные массы — вульгаризация марксизма. Четвертый этап — постсталинское время. Мы поговорим о нем дальше. И последний этап — разрушение советской системы власти и идеологического механизма. Марксизм, ослабленный и дискредитированный в послесталинский период, был просто отменен в качестве государственной идеологии, и его в этой роли некому было защищать. А идеи сами себя защищать не могут.
— Это во-первых. А во-вторых?
— Во-вторых, крах марксизма был подготовлен всей послевоенной (послесталинской) эволюцией страны. Я не буду рассматривать то, что происходило с марксизмом на Западе. Это, конечно, оказало влияние на положение с марксизмом у нас. Но главными тут были внутренние факторы. Назову некоторые из них (из числа главных). Прежде всего, происходило нарастание неадекватности марксистского учения той реальности, которая формировалась. Реальный коммунизм превращал в бессмыслицу и в объект насмешек многие положения марксизма, которые идеология раздувала и которые были всем известны с детства. Идеологическая картина советского общества стала восприниматься людьми как вопиющая ложь, как жульническая маскировка неприглядной реальности. Деморализующий эффект от этого оказался сильным не потому, что люди осознали недостатки реального коммунизма (они стали привычными), а потому, что реальность не оправдала обещания идеологов и руководителей страны.
— К этому добавилась официальная критика сталинизма.
— В хрущевские годы и первые годы брежневского правления началась всесторонняя критика сталинизма во всех слоях советского общества. Эта критика постепенно переросла в критику советского коммунистического строя вообще. Крайним проявлением этой эпидемии явилось диссидентское движение, “самиздат” и “тамиздат”. Критике подверглась и сталинская “вульгаризация” идеологии, которая постепенно переросла в пренебрежительное отношение к идеологии вообще. Даже в кругах самих идеологов и партийных деятелей, занятых в идеологии, стали стыдиться апеллировать к идеологии и ссылаться на нее. В область идеологии устремились толпы всякого рода “теоретиков”, т.е. неудачников, графоманов и карьеристов из различных наук, которые буквально заполонили идеологию модными идейками и словечками. И все это делалось под соусом творческого развития марксизма. Причем, сами эти творцы в своих узких кругах издевались над развиваемым ими марксизмом. Они воображали, будто делают духовную революцию, лишь в силу необходимости прикрываясь интересами марксизма. На самом деле они ничего другого, кроме безудержного словоблудия, производить не могли. Однако они наносили ущерб идеологии, имея за это награды и похвалы.
— Какую роль в крахе марксизма в России сыграл Запад?
— Наконец, фактор Запада. В Советском Союзе прилагались титанические усилия к тому, чтобы выработать у советских людей иммунитет по отношению к влиянию Запада.
— Оно считалось тлетворным.
— Оно и было таким на самом деле. Ведь шла идеологическая война. Война нового типа.
Запад обрушил на советское общество мощнейший поток информации (скорее, дезинформации) о жизни на Западе, западной культуры (скорее, массовой псевдокультуры), идеологии, пропаганды западного образа жизни и критики образа жизни советского. И надо сказать, что он нашел тут благоприятную ситуацию. Советский идеологический аппарат оказался не в состоянии ему противостоять. Никакие усилия советской контрпропаганды и карательных органов (в том числе — глушение западных радиостанций и аресты) не могли остановить это наступление Запада на уши советских людей. Последние, в особенности — образованные и привилегированные слои, испытали такое влияние Запада, какого до сих пор не знала не только советская, но и досоветская русская история. Оказалось, что советские люди не имели защитного иммунитета против такого влияния.
— Запад стал для нас величайшим соблазном.
— Западная антисоветская пропаганда и сами советские люди, клюнувшие на нее, игнорировали различие конкретных условий Запада и Советского Союза, сравнивали их жизненный уровень просто по схеме: у них так (хорошо), а у нас — так (хуже). И на вопрос “почему?” ответ видели там, куда указывали с Запада:
виноват коммунистический (советский) социальный строй. Сбросьте коммунизм и установите западный строй, и у вас будет так же хорошо, как на Западе.
— А как было на самом деле на реальном Западе, нам не объясняли.
— Советским людям на Западе показывали магазины, курорты, свободу передвижения и т.п. А об основах западного образа жизни — ни слова правды. Склонность к критическому отношению ко всему своему и зависть ко всему чужому, а также ненаказуемость бесчисленных поступков советских людей, наносивших ущерб советскому обществу, довершили комплекс причин, сделавших идеологический и морально-психологический кризис советского общества неотвратимым. И, как я уже сказал, контрреволюция после 1985. года довершила этот процесс, лишив марксизм статуса государственной идеологии. И марксизм просто стушевался. Его всерьез никто не защищал.
МАРКСИЗМ И КРАХ КОММУНИЗМА
— Способствовал ли марксизм в какой-то мере краху советского коммунизма?
— Конечно. Он помешал научному пониманию советского и западного общества, а также происходивших в мире перемен. В той мере, в какой советское руководство считалось с ним, оно совершало грубые ошибки. Марксизм занизил интеллектуальный уровень руководства, дезориентировал его. Сама идея материального изобилия при коммунизме и распределения материальных благ по потребностям оказалась самоубийственной для реального коммунизма, сместив систему ценностей из духовной сферы в материальную.
БУДУЩЕЕ МАРКСИЗМА
— Сейчас много говорят о необходимости идеологии. Возможно ли возрождение марксизма?
— Повторяю: сохранять марксизм можно было как угодно долго, если бы сохранялась власть, для которой он был бы идеологией, и идеологический механизм, использующий и культивирующий его. Сами марксистские тексты таковы, что любые идеи можно было погрузить в них и истолковать их как дальнейшее творческое развитие марксизма. Но раз он рухнул, то восстановить его без этого в той же роли невозможно. Для этого нет должных условий. Есть мелкие группки и даже партии, сохраняющие верность марксизму. Но они мизерные. Их интеллектуальный уровень низок. Серьезных сил, связывающих себя с марксизмом, нет, и вряд ли они появятся. Плюс — антимарксистская пропаганда. Отрицательный опыт прошлого. Предательство КПСС. За счет марксизма сейчас никто не прокормится — он не оплачивается. С другой стороны, по своему содержанию он стал анахронизмом, неадекватным состоянию России и современным процессам в мире. В западном мире нет серьезных сил, для которых он стал бы знаменем. Он стал неконкурентоспособным в борьбе за “уши” людей.
А ЧТО С ФИЛОСОФИЕЙ?
— Помните,— говорю я,— в советские годы мы все должны были изучать философию. А сейчас она как будто испарилась.
— Это и понятно,— говорит Критик.— Советская философия тесно срослась с марксизмом. Ее вообще считали марксистской, считали частью марксистской (советской) идеологии. Отмена марксизма как государственной идеологии ударила, естественно, и по советской философии. Философы наложили в штаны и стушевались, что тоже естественно.
— Но не исчезли совсем.
— Да. И это тоже понятно. Советская философия не сводилась к марксизму. В ней всегда сохранялась и даже преобладала немарксистская часть. Конечно, с марксистской интерпретацией. А это — в основном западная философия, составлявшая основу западнистской идеологии. В послесталинские годы западная философия устремилась в советскую и фактически заполонила ее. Это стало одним из основных каналов проникновения западной идеологии в Советский Союз, орудием холодной войны. Самые “передовые” советские философы стали активными перестройщиками. Так что советская философия в этом ее качестве стала одним из факторов разгрома советского коммунизма. И теперь российские философы (за редким исключением) служат западнизации России. Так что полное истребление ей не угрожает.
БУДУЩЕЕ ИДЕОЛОГИИ
— Возможно ли в наше время вообще изобрести какую-то новую идеологию большого масштаба, сопоставимую с марксизмом?
— Самая высокая и дерзкая претензия, на какую способен человек, это — создание великой идеологии, сопоставимой с великими мировыми религиями. Такой была претензия мыслителей эпохи просвещения. Такой была претензия марксизма. Построить учение более высокого интеллектуального уровня, более научное и более адекватное современной реальности, чем марксизм, возможно. Но для великой идеологии это лишь одно из условий. Нужны еще другие условия, которых нет. Так что в обозримом будущем великая идеология, о которой Вы говорите, вряд ли возможна.
— Почему?
— Что такое идеология?
— Совокупность идей.
— А что такое идея?
— Утверждение или совокупность утверждений, коротко говоря, выраженная в языке мысль.
— Не любая мысль есть идея, а лишь мысль, обладающая определенными свойствами. Это мысль, влияющая на поведение людей, побуждающая их на определенные поступки или удерживающая их от определенных поступков. Чтобы выполнить эту роль, она должна быть построена по определенным правилам. Идеология есть совокупность идей, влияющих на поведение людей. Она создается по особым правилам. И должен быть особый механизм навязывания ее людям и поддержания ее действенной силы. Великая идеология имеет сферой действия большие массы и объединения людей и предполагает достаточно большой механизм (т.е. особых людей и их организацию) ее жизнедеятельности. Необходимы определенные условия, чтобы такой феномен возник и сохранялся длительное время. Такие условия существуют не всегда.
— Как обстоит дело в этом отношении в нашу эпоху?
— В нашу эпоху возникли средства и способы формирования сознания людей и манипулирования ими путем воздействия на их сознание гораздо более мощные, чем идеологические,— неидеологические, антиидеологические и сверхидеологические. Наступила эпоха сверхидеологии.
—А смогли бы вы создать учение, превосходящее марксизм и западную идеологию по интеллектуальному уровню, по степени научности и по степени адекватности нынешнему состоянию человечества?
— Что касается степени научности и интеллектуального уровня, я такое учение создал, в чем вы сами могли убедиться неоднократно. Но именно это есть основное препятствие на пути превращения его в действенную идеологию. Что Вы имеете в виду, говоря об адекватности?
— Выражение интересов людей, общественных потребностей. Воздействие на умы. Влияние на ход истории.
— Первые два качества, о которых я говорил, исключают это. Сейчас с этой точки зрения более адекватной эпохе является интеллектуальная деградация идеологии. Теперь даже марксизм выглядит чрезмерно умным.
РОССИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЙКА
— Как вы оцениваете состояние нынешней России в идеологическом аспекте?
— Вы же сами можете постоянно и повсюду наблюдать неудержимый процесс деградации России в этом аспекте. Резкое занижение образования для широких слоев населения. Миллионы детей, не посещающих школу и остающихся безграмотными. Изо дня в день педантичная проповедь религиозного мракобесия. Православие настырно пробивается на роль государственной идеологии. И власть это поощряет. Моральный уровень населения от этого не повышается, а оглупление усиливается. Сектантство. Мракобесие, исходящее с высот науки. Худшие явления западной идеологии, мощным потоком устремившиеся в Россию. Неудержимая фальсификация истории и настоящего. Крах системы ценностей прошлых поколений. Одним словом — идеологическая помойка, клоака, мусорная свалка. И никаких возможностей для просвещения масс.
ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
— Был ли советский (русский) коммунизм изначально обречен на гибель? — спрашиваю я.
— Слово “обречен” неопределенно,— говорит Критик.— философски рассуждая, все, возникшее во времени, погибнет со временем. Вы, надо полагать, имеете в виду определенную ситуацию, а именно такую: русский коммунизм погиб, была ли эта гибель предопределена заранее?
— Да. Многие считают, что была.
— Это есть лишь мнение, а не доказуемое утверждение. Гибель нашего коммунизма не есть доказательство и даже просто подтверждение его. Но были изначально факторы, позволявшие высказывать такое предположение.
— Например!
— Например, перевес сил врагов коммунистической России. После Второй мировой войны это преимущество Запада несколько покачнулось, но не исчезло. Более серьезный фактор — внутреннее расслоение населения, которое было неизбежно в силу социальных законов. Оно пришло в вопиющее противоречие с идеологией коммунизма. Я имею в виду идеи равенства, бесклассовости, справедливости и т. д. Высшие (привилегированные) слои по своему положению стали антикоммунистическими, а низшие утратили веру в коммунизм. В стране созрели враги коммунизма, а защитников его не нашлось.
— А был ли возможен коммунизм без коммунистической идеологии?
— Тогда это было бы нечто подобное коммунизму, но не коммунизм.
— Могло ли это подобие коммунизма выжить?
— Бессмысленно гадать. Скорее всего Россию разгромили бы раньше, чем это случилось теперь.
— Неужели идеология играет такую огромную роль?!
— Мы говорим о конкретном случае русского коммунизма, а не вообще. Этот случай был единственный. Думаю — уникальный. И он в себе заключал изначальное противоречие между идеологией, без которой он был невозможен, и действием объективных социальных законов, которое лишало идеологию действенной силы.
— Когда вы это заметили?
— Еще в юности.
— Можно ли было это противоречие сгладить?
— Советская идеология всячески маскировала его.
— Что не отменяло его.
— Конечно. Был мыслим другой путь: научное понимание коммунизма и политическая стратегия власти, направленная на ограничение неравенства и привилегий.
— Но это оказалось практически неосуществимым.
— Попытки были, но очень слабые.
Александр ЗИНОВЬЕВ "РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ"
Комментарии
===============================================
Александр Зиновьев - это ВЕЛИКИЙ СЫН РУССКОГО НАРОДА
http://infanata.ifolder.ru/28384457
http://ru.wikipedia.org/wiki/Зиновьев,_Александр_Александрович
если ученые описали-то что солнце выдает свет и энергию за счет термояда -а какие-то деятели решат- что для этого срочно нужно подтянуть трубу к солнцу-дабы долго не мучиться над добыванием энергии- и при этом положит все силы и ресурсы человечества- то какое отношение к такой дури имеют ученые.?
марксизм-это прежде всего метод диалектического материалистического анализа на основе исторического развития общества..- и если кто-то не умеет пользоваться результатами анализа..и не умеет применять научный метод- то это вопрос не к автору метода- а к тому кто его неправильно применяет.
вот этот товасч Александр ЗИНОВЬЕВ-уж точно не врубается ни в марксизм ни в применение марксизма- как метода диалектического анализа- иначе такой бы хрени не накатал бы..
При всём уважении к А.Зиновьеву, большинство его текстов грешат таким логизмом, что сама логика в них отсутствует.
Ему гораздо лучше удавалась публицистика....
Ну а марксизма он точно не знает, так нахватался верхов и не более.
Коммунизм ни куда не исчезнет и нет в нём особых ошибок. Стремление людей к справедливости перебороть НИЧЕМ нельзя, и ни кому не подсилу.
Капитализму более 500 лет, он ещё не одряхлел окончательно, но превратился в тормоз всего и вся в точном соответствии с марксизмом.
Маркс провёл диалектический анализ исторического развития человечества-или историческое развитие человечества-это не практика?
и он провё этот анализ пользуясь своим методом на основе диалектического материализма..
не нравится его метод- создайте свой- может быть он будет лучше- важно чтобы он гарантировал результат анализа.
невозможно применять научный анализ целыми странами- есть люди -способные к этому- а есть не способные..
и методом марксизма анализируют не только развитие общество- но все что угодно- что нуждается в объективном диалектическом анализе.
Комментарий удален модератором
Плох или хорош марксизм - об этом судить трудно. Но с его помощью удалось объединить в едином порыве людской потенциал огромной страны к намеченной цели: построение самого справедливого в мире общества в одной отдельно взятой стране.
Поражают масштабы строительства в СССР: тысячи заводов, гидротехнических сооружений, инфраструктура, транспорт, жилищное строительство и мн. др. Все то , что называлось материальнотехнической базой коммунизма, а попросту - его фундаментом.
Советский народ - народ-созидатель. Построенное им до сих пор за 20 лет не могут растащить воры и мошенники, разбившие Великую Державу на отдельные осколки когда-то единого организма.
Автор совершенно правильно заметил тлетворную роль Запада в развале СССР: это и самиздат, и тамиздат, и "голоса" .......
Но главное, конечно, западные спецслужбы, действовайшие методами совсем далекими от идеологической науки.
Каждый хочет кушать. Марксизм предлагает не жрать в одиночку, а есть за одним столом.
Основа Марксизма и любой Религии в Гармонии.
Я предложил Партию "Три Богатыря" - настоящую Марксискую Партию, а где же вы Марксисты?
Нет, на предлагаю подставлять другую щеку и быть всегда выше своего Аппетита и Совести - таковые Коммунисты. До них надо рости и не всяким это удаётся, порою жена и дети толкают на путь греха.
http://gidepark.ru/community/4085/content/1300729
Президент (самозванец) СССР
=================================================
Скорее интеллектуальный уровень руководства был мал для понимания марксизма.
Рано или поздно, трезвые умы вернуться к прочтению и переосмысливанию этих законов. Рано или поздно, люди, уставшие и озлобленные, опять поднимутся во весь рост, и снова сбросят всю эту пену. А марксизм будет, как и прочие науки, развиваться, дорабатываться, будет открывать в себе новые качества.