Курилы Дмитрия Медведева: виданное и невиданное

Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки по Дальнему Востоку посетил Сахалин и  один из островов Курильской гряды – Кунашир.

Южные Курилы являются предметом многолетнего территориального спора  между Россией и  Японией. Российский посол в Токио Евгений Афанасьев уже вызван в японский МИД, где от него потребовали разъяснений, а глава японского внешнеполитического ведомства Коитиро Гамба заявил, что посещение Медведевым спорных территорий пагубно скажется на отношениях между двумя странами.  Визиты российских лидеров  и сделанные там  громкие  политические  заявления, как правило, не приводят к реальному улучшению положения дел на Сахаилне и Курилах, отмечают эксперты. Дмитрий Медведев уже посещал Сахалин и Курилы в ноябре 2010 года в ранге президента.

На прошедшем в Южно-Сахалинске  совещании по социально-экономическому развитию региона, в котором участвовали и члены российского правительства – вице-премьер Ольга Голодец, министр по делам Дальнего Востока Виктор Ишаев и  министр регионального развития Олег Говорун -
премьер заявил, что "Сахалин - это особый край" и  что у него "есть ощущение того, что тут все двигается": отток населения уменьшился, а "в развитии Сахалинской области заинтересован бизнес стран АТЭС".
 
В программу пребывания Дмитрия Медведева в Сахалинской области неоднократно вносились изменения. Едва появившись перед своими однопартийцами, премьер   извинился: "Ситуация на Сахалине меняется очень быстро. Появилась возможность вылететь на Курилы, и это очень важно", - после чего отправился в аэропорт.  

Прибыв на остров Кунашир,  Дмитрий Медведев осмотрел глубоководный причал и посетил  рыбокомбинат "Южно-Курильский". 

Роль Дальнего Востока вообще и Курильских островов в частности для России невозможно переоценить, убежден председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:

 -  Даже символические жесты по повышению статуса дальневосточных территорий, а особенно Курильских островов, важны. Другое дело, что мы очень долго не можем перейти от символических жестов к  реальной стратегии развития дальнего Востока.


Директор медиапроектов фонда "Институт евразийских исследований" Анатолий Строев,  много лет проработавший в районных и областных газетах Сахалина, только что вернулся из поездки по острову.  За визитами первых лиц государства и громкими политическими  заявлениями далеко не всегда следует реальное улучшение ситуации в регионе, считает он:

-  Цифры всегда лукавые. Можно поворачивать их как угодно. Можно говорить о том, что растет население Сахалина, а можно говорить о том, что оно убывает. Например, идет выдача сертификатов для переезда на материк, на покупку там жилья.  Вот этих людей в убыль населения не включают, а предприятия между тем закрываются -  людей нет. А есть другая статистика:  прибыли два человека в город Вахрушев с материка, программисты. То есть, проиезжают сюда люди. Народ в недоумении -  а что они там в Вахрушеве будут делать, там же закрывается даже последний угольный разрез?

А вот еще одна картинка нравов. Последний год я потратил на то, чтобы на станции Ильинск, наконец, построили более-менее приличный туалет. Наконец туалет построили. Недавно я был там:  появилась красивая избушка, но она закрыта. Вот вам реклама для потенциальных инвесторов. Современнейшие  предприятия по сжижению газа уже есть, а общественных туалетов - нет.

Примерно то же самое на Курилах. Я в аэропорту разговорился с парнем из Краснодара. Он летал на Курилы в надежде найти работу. И пришел к выводу - делать там нечего. Дорога домой только утвердила его в оценках. Он рассказал, как он с островов выбирался. Хорошо, есть теплоход, который раз в месяц заходит на Кунашир. Вот он взял на борт 25 человек, а желающих было 125. Про аэропорт даже говорить нечего - туманы сплошные, вылететь оттуда невозможно...

Все это картинки здешнего быта. Так что говорить о том, что обстановка здесь после высоких визитов меняется, вряд ли можно. Но даже многомиллиардные вложения в экономику Сахалинской области сами по себе не помогут. До сих пор просто не существует никакой концепции островной жизни, -  сказал Анатолий Строев.
Виталий Камышев