В рамках Московского Международного фестиваля состоялся еще один важный круглый стол в Доме Кино, посвященный проблемам российского кинематографа. Нечасто можно встретить за одним столом такое большое количество известных режиссеров и продюсеров. ПришлиАндрей Прошкин, Ренат Давлетьяров, Олег Иванов, Владимир Грамматиков, Владимир Хотиненко, Геннадий Полока, Валерий Тодоровский, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, Владимир Бортко, представители прокатных структур, в частности директор сети "Каро" Алексей Рязанцев, в президиуме же расположились министр культуры Владимир Мединский, новый помощник министра по вопросам кино Иван Демидов и председатель Союза Кинематографистов Никита Михалков.
Владимир Мединский объяснил цель встречи: «Мы специально собрали это совещание не в стенах министерства, а на площадке главного фестиваля кино, не для того, чтобы выступить, а чтобы вас послушать». Министр и его помощник хотели выслушать предложения кинематографистов о том, «что нужно сделать, что нужно менять, каким образом государство может поддержать отечественный прокат и индустрию кино».
Первым высказался Владимир Бортко, режиссер, автор "Собачьего сердца", а ныне депутат Государственной Думы от партии КПРФ. Его выступление носило сумбурный характер и сводилось к тому, что «деньги основа всего» и надо что-то делать.
Иван Демидов с ходу предложил переименовать фонд поддержки кино, в фонд развития. Выступающий следом Игорь Толстунов согласился с тем, что слово «развитие» – более точное слово: «Никакого паникерства и упаднического настроения у меня нет, элементы, здорово работающие, у нас в полном объеме присутствуют. Уровень индустриальный, технический и творческий вполне вменяемый, не надо посыпать голову пеплом и кричать «все, разруха». Уровень достаточно высокий, мы не должны себя чересчур ругать. Не так все плохо, но вопрос развития – главный. Чтобы было развитие, нужно представлять, где мы находимся. Самое главное – все расставить по полочкам и показать, что для нас главное. Нам нужно четко две вещи – понимать государственную политику в сфере кино, если она есть. Если мы будем понимать, чем она выражена, то у нас есть какие-то ориентиры. Это как Конституция, отдельные статьи которой могут нарушаться, однако она есть, конституция является базисным документом, мы на нее ориентируемся».
Помимо политико-идеологического документа, Толстунов попросил подготовить документы стратегии, которые подразумевает рассмотрение кинематографа как сложного социально-культурного явления. «Не получается у нас конкретных рекомендаций, которые приведут к изменениям, потому что мы кидаем в одну миску разные ингредиенты. Когда нет общего каркаса процесса, система не будет работать функционально. Поэтому задача у правительства – системно, внятно представить себе картину и поставить задачу. Надо привлечь специалистов, поставить задачу и за короткий срок выработать программу».
Тем не менее ни к чему, кроме сваливания проблем в одну кучу, двухчасовой круглый стол не привел. Выступающие бессистемно высказывали министру свои беспокойства и обозначали проблемы российского кинематографа, как серьезные, так и те, которые можно решить «одним щелчком»:
- отсутствие внятной программы бюджетирования киноиндустрии (Толстунов).
- отсутствие профессиональной экспертизы при распределении средств (Толстунов).
- развал сети киноклубов России (Полока)
- необходимость сознания положительных образов в кино, возрождение системы госзаказа (Полока)
- упадок уровня кинообразования (Сельянов, Михалков)
- необходимость введения единого электронного билета (Сельянов, Давлетьяров)
- помощь кинотеатрам в цифровизации (Сельянов)
- субсидирование кинотеатров, прокатывающим российское кино (Сельянов)
- необходимость менять законодательство, связанное с интернет-пиратством (Сельянов, Давлетьяров)
- лоббирование интересов российского кино (Сельянов)
- и так далее.
Почти все выступающие просили друг друга не забывать, что мы живем в условиях рыночной экономики, что, какие бы меры не предлагались, экономические законы объективны, и что деньги играют главную роль. Весьма уместно в этой связи прозвучала реплика Андрея Прошкина, сказавшего, что его удручает, что «мы все больше говорим о кино как о бизнесе и все меньше, как об искусстве».
Никита Михалков в своем выступлении сказал, насколько важно делать кино, отвечающее интересам зрителей, а потом неожиданно выдал конкретное предложение – ввести в школах факультативный курс «100 лучших фильмов мира». Вторая конкретная мера, на которой настаивал Михалков – найти деньги и запустить 50 дебютов. «50 картин, не меньше. Надо прорвать плотину, найти деньги на эти ошибки, потому что у этих людей есть желание, они хотят. Надо дать им возможность», - сказал Никита Сергеевич.
Интересную мысль высказал и Валерий Тодоровский: «Все, на чем стоит Голливуд – это привлечение талантливый людей. Кино – дело молодых безбашенных талантов. У нас с этим катастрофическая ситуация. Вот что нам нужно: все, кто могут сочинять, снимать, монтировать, у кого есть идеи, должны как-то оказаться здесь.
И я вам обещаю, что через 5 лет вы увидите этот взрыв».
В своем заключительном слове министр, на протяжении всей встречи конспектирующий предложения кинематографистов, ясно откликнулся только на одно: «Я сегодня же попрошу составить список 100 лучших фильмов. Это понятная практическая идея, она быстро реализуется. Что касается остальных предложений, мы будем их прорабатывать. У нас будет группа по кино, все приглашаются в качестве экспертов, и я не думаю, что руке рынка надо отдавать все решения».
Комментарии