Когда Бог смеётся
На модерации
Отложенный
В. Аветисян. Когда Бог смеётся…
Ф е л ь е т о н
1.«Психическая атака».
Что вы хотели знать о Pussy Riot, но боялись спросить? Вопрос, увы, звучит риторически: теперь они стали популярнее самого Иисуса Христа – эти девицы с весёлым именем «пусси», отмочившие канкан у алтаря главного православного храма. К слову, канкан – такой французский фривольный танец с высоким выкидыванием ног. Появился он в Париже в 1820-30-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, и долгое время считался непристойным…
Шок – это по-нашему! Недаром в области балета мы впереди планеты всей! Девиц-«канканщиц» уже окрестили «ангелятами всенародного похмелья», «арсеналом демократии», «честью и совестью российской оппозиции»… Их панк-молебен, названный одними «поэмой экстаза», а другими – «реваншем бесов», уже готовы внести в анналы рекордов Гиннеса! От них весь Парнас дыбом!
Но кто же эти Карамболины и Карамболетты? И как расценивать их масленичный канкан у алтаря храма? Одни говорят, что это – отрыжка демократии, «опиум интеллектуалов». Для других произошедшее – просто хулиганская выходка аборигенов из племени «Мумбо-Юмбо»…
Уже слышу шипение: «Хамишь, парниша!.. Эти девочки провернули плодотворную дебютную идею! Да, у них с нынешней властью и церковью серьёзные разногласия, и они через свой молебен обратились к Богу с просьбой о содействии в их борьбе…»
Ну вы, блин, даёте! Выходит, красотки кабаре созданы не только для развлечений, – они – «засланные казачки Госдепа», и могут поднять бунт на галерах!? А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!
Да уж, девицы зажигали без гусарства, но и не без некоторой лихости! Вы слыхали, как поют дрозды?.. И сравнивать нечего! На амвоне исполнялась опера для глухих: трах-тибидох-тох-тох! И вот эти «герои панка», эти «соловьи Госдепа» в одночасье стяжали лавры «узников совести», «борцов духа», наших доблестных «декабристов»!!!
«Ах, декабристы, не будите Герцена!.. Нельзя в России никого будить!..» – предупреждал поэт. Увы, теперь поздно: Аннушка уж разлила масло, – и события пошли по предначертанной колее – тюх-тюх-тюх-тюх, разгорелся наш утюг! Газеты понесли дичь, телевидение, интернет сделали информационный бум вокруг этой темы ещё оглушительнее! И вот, качаясь, идут валы от Баку до Махачкалы: «А попробовали бы эти «письки» сотворить такое в мечети… У них матки бы вырвали!…»
Брр! Только без рук! Давайте делать паузы в словах. Как говорится, соглашение есть продукт при полном непротивлении сторон. Итак, ни о мечети, ни о синагоге и разговора не могло быть в принципе, ибо для «пусси»-барышень это уже не дорога, если она не ведёт к православному храму? А им был нужен именно православный храм, притом самый главный! Их девиз – акция несмотря ни на что! Есть храм – будет и панк-молебен!
Так невозможное стало возможным. Теперь они, вслед за футболистом Марадоной, по праву могли бы сказать: «Мы забили гол головой и с помощью руки Божьей!»
Действительно, то, что сотворили «пусси», грубо говоря, но мягко выражаясь, вполне вписывается в формат «Дома-2», «Универа» и других мерзких шоу на нашем телевидении. Был состряпан ролик, который доходчиво показал стране группу резвящихся на амвоне девиц в пропахших ладаном разноцветных колготках: «Танцуют все!» Кто-то пытался их остановить, но они требовали «продолжения банкета»!
Итак, формально это была хорошо спланированная акция в форме «психической атаки». Как говорили древние зулусы, айн унд цванцих, фир унд зибцих, что в переводе означает: сначала акция, а нравственность потом! Вспомнился светлой памяти Василий Иванович: «Ишь, атаку они придумали… Психическую. Ну, и хрен с ней! Давай психическую!..» И девицы выдали порнографию духа – аж пыль столбом! Будь их воля, они бы спели ещё на «бис», как будто вовсе не ждали фатального исхода… Либо, наоборот, сами нарывались на такой исход.
Банальность зла для верующего человека тут очевидна. После этого сказать ему: если можешь, прости – уже не получится, поскольку подобные жестокие игры вызывают у него нешуточный и вполне оправданный протест. «Гадом буду, не забуду!» – скажет он и будет прав. Более того, вряд ли дело завершится простым лозунгом: «Пусси, гоу хом!» Есть уже призывы «запихать микрофоны им в глотку», пощады не давать, патроны не жалеть, пленных не брать, в крайнем случае заслать по этапу в сиреневую глушь республики Коми, на Колыму!!! Надо наказать так, чтобы у других и мысли не было, что это можно повторить ещё раз!
2. «Pussy Riot» как зеркало российской оппозиции
Вот уже месяц прошёл со дня этой дурацкой масленичной выходки, и столько же времени длится кошмар, от которого Россия пытается проснуться. Конечно, за это время СМИ успели сотворить «пусси»-барышням шикарную биографию, запустив народу ежа под череп. Поднялась волна обсуждений. Долго ждали, «а что скажет товарищ Жуков»? Наконец, пришёл ответ: дескать, да, имело место глумление над святынями, кощунство и богохульство. Словом, страсти-модасти! Тогда почему же такую оценку мы не услышали сразу? Ну, оштрафовать или дать им 15 суток за хулиганство и разойтись красиво, а потом немедленно заняться совершенствованием законодательства по таким видам преступлений. Но, видимо, кому-то надо было раскрутить этот маховик , – театр абсурда у нас никто ещё не отменял!
Итак, совершённое барышнями-«пусси» есть кощунство, богохульство, глумление над святынями?
Ответ: нет, нет, нет, и ещё раз да!
Барышни-«пусси» – это краса и гордость российской оппозиции, или же наоборот, – нож в спину оппозиции?
Ответ: нет, нет, нет и ещё раз да!
Нужно ли прекратить уголовное преследование барышень-«пусси», представляя их «узниками совести», «сёстрами Юрия Деточкина», «заблудшими овечками»?
Ответ: нет, нет, нет, и ещё раз да!
Снова и снова прокручивается ролик: группа яйцеголовых в масках и разноцветных колготках порхают на амвоне как бабочки, и жалят как пчела! Ой, Вань, гляди какие клоуны! Пришли в гости к Богу… «И была роковая отрада в попраньи заветных святынь!» – вспомнился к слову прозорливый Александр Блок.
Да, в храме Христа Спасителя действительно хранится величайшая православная святыня – частица Ризы Господней (одежды, в которой Христа вели на Голгофу), привезенная в Россию в 17 веке персидским шахом Аббасом – в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету. Ради встречи этой святыни в Москве был заложен храм Ризоположения на Донской.
Для объективности разговора, следует подчеркнуть, что «канканщицы» не влезали в алтарь, не прикасались к престолу и Святым Дарам, не учиняли никакого осквернения святых образов на иконах.
Весь перечень преступлений этих пяти барышень в масках исчерпывается тем, что они вбежали на солею и амвон, включили звукоусиливающую аппаратуру и под богохульные напевы сплясали у алтаря свой канкан! Это к вопросу о степени святотатства в храме. Более того, давайте вспомним, как В.В. Путин поздравлял с амвона верующих при объединении РПЦ и РПЦЗ, – такого бы не позволил себе даже император всероссийский! Тем не менее, никакими законами такое не возбраняется. В православных церквях в алтарную часть, то есть за алтарную преграду, часто называемую иконостасом, сегодня теоретически может зайти, с благословения священника, любой крещёный человек мужского пола; есть же алтарницы-женщины в возрасте, которые помогают в алтаре прибраться, навести порядок.
И всё, всё же… Тут против факта не попрёшь, - девицы «спутали» ночное кабаре с православным храмом, – надо полагать, в здравом уме и в твёрдой памяти, бросая вызов обществу и православию. Это лишний повод к тому, чтобы задуматься: а всё ли спокойно в Багдаде, чисты ли мораль и вера, и как соотносятся наши слова с нашими деяниями?
Упаси нас Бог воспринимать этих барышень как заклятых врагов России, покусившихся на наши святыни. Вспомним, что на Руси всегда были юродивые, шуты и скоморохи, устами которых зачастую «глаголила» истина. «Пусси» не с Марса к нам прилетели, это наши дети, и они поведали нам о нашей беде, поведали, как смогли, на «своём» «тарабарском» языке, стремясь как-то достучаться в наши очерствевшие души… Да, с их стороны это некий вызов нашей лжи, нашему конформизму и псевдоморали. Так что, дело тут вовсе не в оскорблении религии и религиозных чувств, а в нас – людях.
3. «Закон Мёрфи» или преступление и наказание
Есть такой закон, приписываемый некой легендарной личности по имени Мёрфи: «Всё, что может испортиться, испортится». Иначе говоря, если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается.
В своё время российская императрица Александра Фёдоровна в письме Николаю II написала такие слова: «Россия любит чувствовать кнут – это в их натуре – нежная любовь а потом железная рука, чтобы наказывать и направлять». Интересно, что и в наши дни консервативная часть общества хотела бы демонстрации силы со стороны власти, а именно, порки и кнута, – мол, наигрались в демократию, вот вам и результат: выросло непоротое поколение, которое вытворяет что хочет!
Но история учит, что в своё время два непоротых поколения дали нам Пушкина!.. Сегодня мы видим, как новое поколение встаёт на крыло. «Йес, мы это сделали!» – говорит оно каждый раз после выполнения какой-нибудь трудной задачи. Не беда, что эту фразу они заучили, насмотревшись американских фильмов в 90-ых. Зато трудные задачи они сегодня выполняют немедленно, а невозможные – чуть погодя! Да, они влепили звонкую пощёчину общественному вкусу, той лживой морали, которая насаждается властями, телевидением, некими чинами православной церкви, стремящимися соединиться в экстазе с государством. Ведь не секрет, что в том же храме Христа Спасителя, в Зале церковных соборов, тоже проходят пляски и лихие песнопения. В чём тогда разница? Может быть, потому что на выступлениях сидит святое лицо? А как расценивать перечень услуг, предоставляемых в храме: «пресс-конференции», «фуршеты», «презентации», которые не имеют ничего общего с православными канонами? Вот и получается, что эта дурацкая выходка «пусси»-барышень направлена не против самого Храма, как святого места, а против коммерческой организации под названием ХХС, как подразделения корпорации РПЦ? Живя в доме из стекла, нельзя разбрасываться камнями, ибо в ответ полетят такие же камни, способные разрушить сам дом. Это к тому, что призывающий к высокой морали должен быть сам чист и свят вдвойне. Проще говоря, не надо бороться за чистоту и учить морали других, а надо подметать!
Нет сомнения, что прояви мы сейчас ненависть и жестокость в отношении этого поколения, то обязательно получим эффект отторжения православия у части общества. Да, сегодня Православная церковь в России стремится к возрождению, люди стали ходить в храмы, у многих в жизни наметились благие цели, появились какие-то нравственные ориентиры. Но каждый пример жестокости может снова отнять надежду у этой изменившейся части общества. Кому это выгодно? Тем паче, церковные иерархи должны показать пример терпимости и христианского благочестия, – Богу сверху видно всё, и если эти барышни заслужили наказания, то они получат своё. Конечно, не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром. Но, поскольку барышни-«пусси» до сих пор пребывают в добром здравии, и ни одна из них не пожаловалась даже на банальную диорею, то можно с уверенностью предположить, что Бог просто от души посмеялся над ними… Не в пример светским властям, пригрозившим засадить барышень-«канканщиц» на 7лет за действия, которые «тянут» всего лишь на 15 суток! По сути, это почти такая же общественная провокация, как и сам канкан у алтаря!
Если вспомнить о христианской заповеди «возлюби врага своего», то карать фривольных девиц, осквернивших храм, вроде бы и рука не поднимается. Тут невольно вспомнишь и римского папу, на которого совершил покушение Али Агджа, – папа после выздоровления сам посетил тюрьму и просил прощения и покусившегося на его жизнь преступника. Любовь и всепрощение… Имеют ли они пределы? До какого момента можно любить и прощать, а когда следует и когти показать?
Когда говорят, добро должно быть с кулаками, возникает подозрение, что это уже не добро. Есть люди, который скажут: ну, да ладно, это просто глупые молодые барышни, которые не ведают, что творят. И мы, как православные люди, должны быть терпимее к ним и простить им эту обиду. В то же время есть и другие, которые на вполне законных основаниях возмутятся такому всепрощению, мол, следуя подобной логике и христианскому примеру папы римского, уж не попросить ли святейшему патриарху Кириллу прощения у этих бесноватых кликуш? Он не прокурор, чтобы с девицами по душам разговаривать. Слишком много чести! Не царское это дело, не царское!..
Великий Толстой проповедовал непротивление злу насилием. Однако, не подтолкнёт ли нас к пропасти наше великодушие и всепрощение? Ведь говорят же, увяз коготок, всей птичке пропасть…
В связи с этим, знаете, невольно вспоминается пословица: «Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива». Если вдуматься, эти эпатажные «блудницы» в разноцветных колготках – зеркало нашей оппозиции. Они перенесли в храм стиль уличных акций, горячие призывы ораторов не верить властям, вороватым чиновникам, продажным судам, которые сами погрязли в коррупции. Отсюда идёт их неприятие сегодняшней лживой и лицемерной морали, - всё это так. Другое дело, что зачастую такие скандальные формы протеста не получают должного сочувствия у большинства адекватных людей, – им стабильность дороже. Тем не менее, мы имеем то, что имеем, другого пока не дано…
Хочется верить в то, что в истории с барышнями-«пусси» наша Православная церковь не может и не должна требовать «крови», наручников на девичьих руках и решёток, как для опасных преступников. Она, как ей и положено от Бога, встанет во спасение заблудших душ, как мать встаёт за родное, хотя и непослушное дитя! И этим покажет пример светским властям: будьте же милосердны, «услышьте» наконец, свой народ – не на словах, вещаемых с трибун и «зомбоящиков», а на деле! А то так получается, что обычные слова до властей не доходят, и отчаявшиеся люди уже лезут в храмы, чтобы прокричать о своих бедах самому Богу в уши…
«Как был уютен мир Эвклида! Как был он ясен, прост и мал!» – восхищался некогда поэт. Когда, по библейской легенде, к Христу привели блудницу и потребовали наказать её, он ответил: бросьте в неё камень, кто из вас без греха…
И за этими словами наверняка последовала долгая пауза, которая осенялась мудрой и таинственной улыбкой Христа.
Комментарии
Нет, не прав