ДАУНШИФТИНГ

Дауншифтинг — это переход с высокооплачиваемой, но бездушной, тяжелой и отнимающей всё время работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую по сравнению с прежней, а также отказ от предметов роскоши и карьерных перспектив. Китайский мудрец Лао Цзы говорил: «Если человек долго поднимался по чужой лестнице, то прежде чем найти свою, ему нужно спуститься». Слово «дауншифтинг» (англ. downshifting) заимствовано из лексикона автомобилистов — так называется переключение коробки передач на меньшую скорость. Также дауншифтинг — переезд из столицы на периферию или даже в маленький городок, в деревню.

Двумя главными двигателями дауншифтинга являются желание самосовершенствоваться и желание уделять как можно больше времени своей семье. Одним словом, цели дауншифтинга в чем-то близки пролайфу и традиционным семейным ценностям.
У дауншифтинга есть две разновидности: семейный и самостоятельный. Наиболее громкие случаи, связанные с известными именами, — это самостоятельный дауншифтинг. Но они всегда в меньшинстве. Один из традиционных вариантов самостоятельного дауншифтинга — монашеский постриг. В наше время это редкость, и дауншифтинг чаще предстает как уход в «автономное плавание», уединенная героическая и романтическая жизнь на природе.
Семейный дауншифтинг всегда негромок, но именно он является практическим выражением традиционных семейных ценностей. В последнее время стала типичной ситуация, когда отец семейства, корпоративный работник, менеджер, на время оставляет работу или переходит на менее оплачиваемую должность, чтобы уехать с семьей в деревню. Иногда это сопряжено с работой в хоум-офисе, домашнем офисе, если хозяева компании дозволяют работать удаленно, по интернету.
Семейный дауншифтинг подразумевает окончательный переезд всей семьей в деревню, в лес, на неосвоенные территории. Эти люди кормятся непосредственно плодами рук своих. Но, конечно, это могут себе позволить сегодня далеко не все. Нужно прежде «подняться», чтобы потом сделать дауншифтинг и стать фермером.
Корпоративный бизнес презирает дауншифтинг. Успешные менеджеры говорят, что дауншифтеры — неудачники, сошедшие с дистанции. Но число их от этого не уменьшается. Ведь лучше провести остаток своего века с семьей, занимаясь пусть и малоприбыльным, зато семейным бизнесом, нежели в офисе, служа мутным целям корпоративного капитала. Дауншифтинг иногда отождествляют с эскапизмом, бегством от реальности. Тоже неверное сопоставление, поскольку стремление к естественной жизни, к семейной жизни означает как раз-таки возвращение к реальности, ведь здесь напрямую исполняется заповедь о том, чтобы питаться плодами рук своих.


Просто однажды нужно задать себе вопрос: если мы зарабатываем достаточно средств хотя бы на очень скромное содержание многодетной семьи, неужели мы настолько любим комфорт, что готовы ради него пустить под нож своих детей?

Первым знаменитым дауншифтером называют римского императора Диоклетиана (245–313 гг. от Р.Х.). После двадцатилетних трудов на троне империи он отправился доживать свой век на родину в Сплит, где прожил 8 лет в уединении. На попытки убедить его вернуться, ответил, что если бы только видели, как хороша капуста, которую он вырастил, не стали бы приставать к нему со своими предложениями.

Выдающийся ученый, офицер, сельский хозяин и публицист Александр Николаевич Энгельгардт (1828–1893) оставил все дела и отправился в свое имение Батищево в Смоленской губернии, где активно в теории и на практике изучал сельское хозяйство, написав знаменитые «Письма из деревни». Их публикация в «Отечественных записках» вызвала шквал интереса к народной жизни. Множество последователей Энгельгардта ринулось на село, в том числе и в окрестности Батищева.

Самый известный российский дауншифтер, конечно, наш питерский математик Григорий Перельман (р. 1966). В опубликованном недавно списке самых гениальных людей планеты он занял почетное девятое место. Доказав гипотезу Пуанкаре, Перельман отказался от миллиона долларов, уволился из института Стеклова, где работал старшим научным сотрудником, и стал отшельником. Живет на питерской окраине в малогабаритной квартире.

Миллиардер, создатель биржи «Алиса» Герман Стерлигов (р. 1966) в один прекрасный день продал свой роскошный особняк на Рублевке и удалился с семьей на хутор в глухом лесу, к которому нет даже дороги, чтобы заниматься овцеводством. Первым делом расстрелял из нагана телевизор. Ныне на его визитке значится: «Овцевод, гусевод, кроликовод».

Петр Мамонов (р. 1951), известный музыкант, актер, переводчик, уже 12 лет живет в деревне Ревякино и ведет самый простой крестьянский образ жизни.

Можно здесь упомянуть и Стивена Патрика Моррисси, известного английского поэта и музыканта, солиста The Smiths, далекого от идей пролайфа и дауншифтинга, тем не менее в одной из своих песен призывавшего к отказу от корпоративной карьеры в виде прощального письма к корпоративному боссу:

Честно говоря, мистер Шенкли,
Пост, который я занимаю в Вашей фирме,
Дает деньги на жизнь,
Но разъедает мою душу.