Венеция и Болотная
На модерации
Отложенный
ЕВРОПА – О НАШИХ РЕПРЕССИВНЫХ ЗАКОНАХ
или миллион за статью
Искал в Интернете материалы по Венеции, и вдруг вывалился важный документ: Европейская комиссия за демократию через право (или Венецианская комиссия) раскритиковала российские законы «О ФСБ» и «О противодействии экстремистской деятельности». Что сие - очередные происки врагов путинской России или нормальная юридическая реакция на вопиющие нарушения прав человека в последние месяцы? Трудно сказать с уверенностью: документ принят несколько дней назад, а на российском информационно-политическом поле - ни официальной реакции, ни содержательного освещения.
Наши СМИ при бурном обсуждении обыска у Собчак и назначении в совет директоров «Аэрофлота» Навального этого демократического документа – просто не заметили. А ведь там повторено лишь то, о чём всё последнее время твердят протестующие патриоты и русские националисты: законы используется выборочно и репрессивно. Как считают авторы резолюции, понятие «экстремизм» в российском законодательстве - «слишком широко, лишено ясности и дает возможность для различных интерпретаций», при том, что в Шанхайской конвенции - единственном международном документе, касающемся экстремизма и при этом подписанном Россией, под «экстремизмом», «терроризмом» и «сепаратизмом» подразумеваются исключительно акты, связанные с насилием.
Названные законы признаны слишком неопределенными и непредсказуемыми и создающими возможности для посягательств на права и свободы граждан. Мы не раз об этом писали, приводили примеры как публицистические, так и юридические (читай, например, статьи лауреата премии «Слово к народу» Дмитрия Аграновского!). В Интернете давно существует список осужденных и преследуемых за мирную общественно-политическую деятельность, публичное выражение общественно-политической позиции русских активистов. Авторитетные европейские авторы считают, что России необходимо усилить внешние механизмы контроля за спецслужбами, чтобы гарантировать законность и эффективность их деятельности. По мнению комиссии, контролирующими органами не могут считаться президент и правительство. Эти органы должны иметь реальное право проведения расследований, а среди их членов не должны преобладать представители правящей партии.
Наивные люди: да на всём вышеперечисленном и строится так называемое правосудие в России, а законы пишет и без широкого демократического обсуждения принимает правящая партия «Единая Россия». Кстати, почему она не спешит комментировать международный документ, впрямую направленный против неё? Венецианская комиссия - консультативный орган при Совете Европы по конституционному праву. В нее входят профессора университетов, судьи высших судов, депутаты национальных парламентов и независимые эксперты. К такому органу, вроде бы, должны прислушиваться наши записные демократы. Но почему же молчат наши правозащитники, г-н Федотов со своей скандальной комиссией, телеведущие-либералы? Такой документ международной поддержки надо обсудить, выйти с предложениями в Госдуму, чтобы закон был пересмотрен и уточнен. Нет – молчок!
Наоборот, в это же время Россия назло Венецианской комиссии продолжает завинчивать гайки. На сайте Министерства связи и массовых коммуникаций опубликованы поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно поправкам в статью 20.29 будет наказываться не только «массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также их производство либо хранение в целях массового распространения», но и «размещение на сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет гиперссылок на такие материалы».
За это правонарушение согласно действующим нормам граждане могут быть оштрафованы в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо помещены под административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией материалов и оборудования, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от двух до пяти тысяч рублей.
Юридическое лицо могут подвергнуть штрафу на сумму от пятидесяти до ста тысяч рублей или приостановить его деятельность на 90 дней - таким образом власти получат возможность приостанавливать деятельность электронного издания.
Кроме того КоАП дополнен статьей 20.31. Согласно этой статье «Осуществление средством массовой информации экстремистской деятельности наказывается:
1. Распространение средствами массовой информации материалов, пропагандирующих исключительность, превосходство либо неполноценность человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, либо направленных на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных материалов в случае наличия их в печатном виде или на иных материальных носителях;
2. Распространение средствами массовой информации материалов, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдывающих терроризм, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией указанных материалов в случае наличия их в печатном виде или на иных материальных носителях».
Открывается безбрежное поле деятельности для доносов, преследований, неправедных действий без всякого контроля: мало ли кто что напишет в полемике, на какой труд или цитату сошлётся в пылу политической борьбы, что ляпнет от горечи и обиды за всё происходящее в России – его тут же могут уличить в призывах к терроризму, наложить штраф до миллиона. Во, как теперь Дума и министерства миллионами-то швыряются – богатые люди там верховодят: для них миллион - копейки, а для честного журналиста или активиста – немыслимая сумма! Но главное: где критерии в этих поправках в Кодекс, каков механизм экспертизы подобных материалов и авторской позиции? Мне вот даже студентка на экзамене по журналистскому мастерству стала рассказывать, что книга Гитлера «Майн кампф» - пример удачной пиар-акции, шокирующий вброс материалов для полемики. Что же, написать на неё донос: мол, экстремистка – в аудитории на Гитлера ссылается как автора провокационного материала?
Зато в Демьянове Кировской области в связи с возбужденными по итогам конфликта уголовными делами были задержаны двое оборонявшихся местных жителей. Привлекут к ответственности всего лишь одного из дагестанцев - он был замечен с обрезом в руках и под напором улик добровольно сдал оружие органам правопорядка. Стрелявшего по демьяновцам привлекут ТОЛЬКО к административной ответственности за «использование оружия вне охотничьих угодий». Вот это «гуманизм»: за резкое выступление, за противостояние избиению полицейскими женщин, за цитату даже - могут уголовное дело пришить, а за прямое терроризирование дагестанцами местных русских жителей с применением бандитского обреза – только административная ответственность с небольшим штрафом. А если бы он с обрезом на Болотной набережной появился? О, тогда… Но ведь и Болотную можно посчитать всего лишь местностью «вне охотничьих угодий». Какая разница, где ранен и пострадал гражданин отечества? – в родном селе или напротив Кремля. Это ведь должно равно квалифицироваться как бандитизм и террор. Подобное ясно для нормальных людей из Венецианской комиссии, но не для охранителей нынешнего режима в России. Нехай клевещут! – повторяют они концовку старого анекдота.
Александр БОБРОВ
Комментарии