ЕГЭ по Дагестански

ЕГЭ. В последнее время столько всего сказано об этом явлении в российском образовании. В конце мая - начале июня в России проходили Единые государственные экзамены. В Дагестане во время этого процесса происходили такие явления, что нашим государственным мужам, которые во время каждого своего выступления говорят о противодействии коррупции, пришлось бы изрядно покраснеть. Хотя, давно уже не верится, что там кто-то сохранил такое качество. В каждом городе вокруг пунктов сдачи ЕГЭ кипят нешуточные страсти. В Дагестане сей процесс проверки знаний превращается в комедию, после которой было бы смешно, если б не было так грустно.

Кого наняли?

В одном из высокогорных райцентров Дагестана с утра вокруг школы (пункт сдачи ЕГЭ) начинается суета. Праздно одетые выпускники тянутся один за другим и весело улыбаются, а родители - напротив - настроены как перед важным событием. На их лицах сосредоточенность и напряжение. Вскоре появились люди с какими-то бумажками на груди, а полицейские установили контроль у входа. Учителя, директора, сотрудники управления образования серьезны как никогда. Все о чем-то важном говорят, обсуждают прошедший экзамен. Кто-то говорит о сложности ЕГЭ в этом году, а выпускник с гелевой ручкой в руках говорит о вчерашнем футбольном матче на Чемпионате Европы. Среди выпускников отличаются приезжие, которые раньше никогда не учились в этих краях. Девушка в ярких джинсах (здесь непринято ходить в джинсах или в обтягивающей одежде, многие одеты в хиджаб) на языке, совсем не похожем на местный, что-то шепчет женщине, которая, скорее всего, являлась матерью. Мне непонятно почему они приехали так далеко, чтобы сдавать ЕГЭ.

- Кого наняли ЕГЭ сдавать? - спрашивает женщина, одетая как учительница у парня с гелевой ручкой.

- Никого, сам буду сдавать. Если получится смску отправлю, - отвечает парень. Женщина удивляется и направляется к толпе родителей.

Мужчина с бумажкой на груди и с гладкой прической начинает читать списки тех, кто будет сдавать экзамен. Шум усиливается, вместе с выпускниками родители и группа поддержки осаждают вход. Потихоньку первые заходят, а последние остаются снаружи. Вскоре начинается мышиная возня. Кто-то куда-то звонит, выясняют, узнают, шепчутся друг с другом, роются в карманах. Вокруг школы как грибы после дождя появляются ксерокопии. Кто-то в магазине, кто-то в строящемся новом здании школы организовали место для ксерокса. Ко мне подходит молодой парень в бейсболке и предлагает у него сделать ксерокс. "За школой моя белая семерка, там внутри ксерокс, подойди туда, я сделаю за 50 рублей",- говорит он. Из школы начинают выходить люди в костюмах. Они что-то прячут за пазухой и направляются к ксероксу. Там быстро делают копию. Человек с копиями куда-то уединяется, а оригинал возвращается обратно. За копию трех листов кто-то берет 50, кто-то 100 рублей.

Тем временем у входа начинается шумный спор. Высокий мужчина, судя по всему работник управления образования района, хочет зайти в здание школы, а полицейский не хочет его пускать. Первый напоминает о былой дружбе, а полицейский просит забыть о дружбе до окончания экзамена. В конце концов победила дружба. Через некоторое время он возвращается и явно что-то( мы то знаем что) держит за пазухой. Человек с золотыми зубами громко кричит и кого-то зовет изнутри, а женщина пытается взять работу, которую просовывают наружу через разбитое стекло. На месте, где делают ксерокопию, две женщины спорят между собой.

Одна говорит, чтоб ее ксерокопию сделали первыми, а вторая убеждает, что работа ее дочери опаздывает, она должна ее отправить по факсу в Махачкалу, где работу должна сделать преподаватель одного из ВУЗов республики. Конец спору положила быстрая рука девушки, работающей за копировальным аппаратом.

Прошло где то около трех часов с момента начала экзамена. Начинают выходить первые сдающие. На их лицах опять улыбки, все довольны и счастливы. Потихоньку все начали возвращаться домой. Голос муэдзина распространяется над ущельем. Все спешат на молитву. Таков был день сдачи ЕГЭ в одном из сел Дагестана.

"В городе еще больше..."

Я сижу в одном из кафе в районном центре. За соседним столиком сидит взрослый мужчина лет 50-ти с сыном. Судя по их разговору, я понял, что они тоже сдавали экзамен в этот день. Муртазали рассуждает о российской системе образования. С юных лет работающий чабаном, он решил дать сыну достойное образование, "чтоб не пришлось ходить за барашками" и надеется, что он после учебы получит хорошую работу.

- Вот в Америке говорят, что человек получает хорошую работу за хорошие знания. А у нас помимо знаний надо иметь деньги и связи. Невозможно продвигаться в жизни благодаря только знаниям. Придумали это ЕГЭ и народ как будто с ума сошел.

- А что плохого в ЕГЭ? - спрашиваю я.

- Понимаешь? - Муртазали поднимает вверх указательный палец - Мой сын учится в школе на "отлично". Я думал хорошо значит, пойдет учиться, поступит. А вот и нет. За его одноклассников экзамен будут сдавать учителя, мой сын же может получить в итоге меньше баллов, чем двоечники за которых родители бегают. Они изначально находятся в неравных условиях. Вот поэтому и мне пришлось приехать сюда, оставив моих овец, и нанимать человека, который будет сдавать ЕГЭ за сына. Пришлось отдать деньги и за выполнение и за вынос работы.

- И сколько отдали за вынос работы?

- 2500 рублей. Это немного я считаю, в городе говорят еще больше. Вот брат моей жены звонил вчера. Он за вынос работы в Махачкале отдал 25 тыс. рублей. Получается в два раза дороже. (Теперь понимаю что делали приезжие в этом далеком районе).

- Куда планируете устроить сына? - спрашиваю я.

- Он хочет в медакадемию, если будет достаточно баллов. Я бы тоже хотел, чтоб он туда поступил и стал врачом. В селе трудно бывает найти человека, который может измерять давление.

Такой разговор произошел с пожилым чабаном, который приехал с сыном на ЕГЭ.

Больное государство

Первоначально когда придумывали ЕГЭ, в министерстве образования рассуждали о том, что это может снизить уровень коррупции в ВУЗах при поступлении. Коррупция, конечно же, имела место быть. В некоторые дагестанские ВУЗы вообще трудно было поступить, если не подогрел кого надо. Существовала налаженная система коррупционных схем. С ЕГЭ эти схемы нарушились, абитуриенты стали поступать по результатам ЕГЭ. Казалось бы, нет коррупции в ВУЗах. Но... Когда коррупция в сознании у людей, трудно бороться с ним, почти невозможно. Она плавно из ВУЗов перешла в стены среднеобразовательных заведений. В городах схема налажена уже и аппетиты с каждым годом усиливаются, а вот в отдаленных населенных пунктах только-только входят во вкус.

Подобно тому, как нездоровая мать рожает слабого ребенка, в нашем больном государстве все получается с врожденными недостатками.