В этом году Северная Корея отмечает важнейший исторический юбилей. Ровно 40 лет назад, в 1972 г. завершилось формирование культа личности Ким Ир Сена в его нынешнем виде. Именно тогда жителям КНДР было приказано постоянно носить значки с его портретом, совершать регулярные ритуалы у его статуй и вывешивать его портреты в своих домах.
Хорошо известно, что КНДР – это страна культа личности, доведенного до таких высот, которых мир, пожалуй, не видел со времен наиболее тщеславных египетских фараонов и римских императоров. Этот культ личности, распространяющийся на всех главных членов правящего семейства Кимов, жестко регламентирован бюрократически: существуют четкие правила, которые предписывают, как следует именовать членов правящего семейства, как писать их имена и, конечно, как относиться к их изображениям.
МАМА, ПАПА, Я – ПОЛКОВОДЧЕСКАЯ СЕМЬЯ
Как и у любого культа, у культа семейства Кимов есть свои иконы. Самые главные из этих икон – вездесущие портреты Великого Вождя и его сына Великого Руководителя. Портретов третьего правителя пхеньянской династии, молодого Ким Чен Ына пока не появилось.
Вообще, портреты Ким Ир Сена присутствовали в Северной Корее с первых лет существования этого государства, но массовая портретизация КНДР началась только в 1972 году, когда с великой помпой было отпраздновано 60-летие Великого Вождя, Всепобеждающего Маршала, Солнца Нации Ким Ир Сена.
Именно тогда было решено, что портрет Великого Вождя отныне должен присутствовать в каждом северокорейском доме. Всем северокорейцам тогда были централизовано выданы стандартные портреты Ким Ир Сена, которые следовало поместить на стену в главной комнате дома. При размещении портретов полагалось следовать жестким правилам: портрет должен был располагаться на уровне человеческого роста в центральной части стены комнаты, причем на этой стене запрещалось размещать другие фотографии и картины.
С 1972 года стало обязательным наличие портрета Ким Ир Сена в любом официальном помещении и любой конторе – но не в производственном помещении. Портреты было предписано размещать также в железнодорожных вагонах. По каким-то причинам на автобусы, троллейбусы и автомобили это правило не распространили. Поэтому сейчас парные портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира присутствуют в вагонах пхеньянского метрополитена, а вот в вагонах пхеньянского трамвая их почему-то нет.
Кроме того, портреты полагалось разместить над входом в любое производственное предприятие, а также на станциях железной дороги и в аэропортах. Для того, чтобы защитить портреты от превратностей погоды, над ними устраивали специальные козырьки, которые надежно защищал лик Солнца Нации от дождя, снега и прочих атмосферных явлений.
Вождь недолго оставался в одиночестве. В конце 70-х годов северокорейские народные массы получили новую инструкцию – разместить рядом с портретом Великого Вождя Ким Ир Сена портрет его сына, Любимого Руководителя Ким Чен Ира. Населению опять выдали миллионы стандартных портретов.
В начале 90-х к портретам Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в частных домах добавилось третье изображение. Но, на этот раз оно было не одинаковым для всех, а с вариантами, чтобы отразить социальный статус повесившей его семьи. В домах северокорейского простонародья рядом с индивидуальными портретами Ким Ир Сена и Ким Чен Ира было приказано разместить совместное изображение Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, которые заняты обсуждением государственных дел. В домах чиновников вместо этого стали вывешивать портрет Ким Чон Сук, первой жены Ким Ир Сена и матери Ким Чен Ира. Эти три портрета, висевшие в номенклатурных домах, известны как «портреты трех полководцев с горы Пэктусан».
Когда в 90-е в КНДР забушевала стихия черного рынка, престижный набор портретов появился в продаже у спекулянтов. К тому времени дисциплина и надзор в стране заметно ослабели, у состоятельных северокорейцев появился соблазн вывесить у себя в доме «портреты трех полководцев с горы Пэктусан», чтобы намекнуть гостям дома на свое высокое официальное положение.
СПАСИТЕ СНАЧАЛА ПОРТРЕТ – ПОТОМ РЕБЕНКА
Северокорейские газеты постоянно пишут о героических поступках корейцев, спасающих священные портреты Вождя и Руководителя, иногда ценой собственной жизни. В 2008 году, например, писали о подвиге рабочего Кан Хен-гвона. Во время летних наводнений его дом оказался под водой. Герой, как и полагается, первым делом тщательно завернул в полиэтилен портреты Ким Чен Ира и Ким Ир Сена, сжал драгоценный пакет в руках, посадил себе на спину пятилетнюю дочь и начал переправляться в безопасное место.
Однако дочь не удержалась на спине отца и упала в воду.
Если верить «Нодон синмун», Кан в этот момент еще крепче сжал в руках священные портреты высочайших особ. Из контекста сообщения не понятно, утонула ли девочка, но неясность там, похоже, оставлена вполне умышленно, чтобы читатели понимали: важно не то, осталась ли в живых дочь, а что герой не выпустил портретов из рук и не ринулся ловить ребенка.
Среди других героев 2008 года можно упомянуть Ли Мён-гю, который бросился в затопленный дом, чтобы спасти портреты. Тело героя, как сообщает «Нодон синмун», нашли только через неделю, но даже мертвый он крепко прижимал портреты Вождей к своей груди.
НЕТ ЗНАЧКА – СИДИ ДОМА
Другим визуальным проявлением северокорейского культа стали значки с портретами Вождей. Их ношение стало обязательным в том же 1972 году. С тех пор северокореец не имеет права покидать свой дом без значка, ну, а за границей значок – лучший способ опознать гражданина КНДР. Правда, во времена СССР едва ли не большинство советских людей были уверены, что изображенный на значке полноватый азиатский мужчина – это Мао Цзэдун, и принимали северокорейцев за китайцев. О культе Мао в СССР знали больше, чем о культе Кима.
В отличие от портретов, изображение на которых строго стандартизировано, существуют разные типы значков. В некоторых случаях по значку можно определить ведомственную принадлежность человека, а также его положение в официальной иерархии. Например, есть специальные виды значков, которые выдаются только партийным работникам или сотрудникам силовых ведомств.
Даже после своей смерти в 1994 году Ким Ир Сен остался почти единственным персонажем, который изображен на северокорейских обязательных значках. Правда в конце 80-х появились значки с двойным изображением Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, а в 1992 г. в небольших количествах стали появляться и значки с изображением одного Ким Чен Ира. Но особого распространения эти значки не получили – как считается, сам Ким Чен Ир высказался в том духе, что главным персонажем в визуальной пропаганде должен оставаться его отец. Впрочем, в самые последние месяцы ситуация, кажется, начинает меняться. Ким Чен Ын, третий правитель из династии Кимов, носит именно значок с двойным портретом своего отца и деда, и похоже, что двойное изображение в обозримом будущем станет стандартом для значков.
СТАТУИ МЕНЯЮТСЯ В ЛИЦЕ
Конечно, разговор о визуальных символах культа семейства Кимов будет неполным, если не упомянуть их статуй. Первая статуя Ким Ир Сена была сооружена еще в сороковые годы неподалеку от его родного дома под Пхеньяном. Но по-настоящему строительство статуй развернулось в Северной Корее в конце 60-х.
Главная статуя Вождя, возведенная, опять-таки, в 1972 г., высится на холме Мансудэ, в центральной части Пхеньяна. Эта 22-метровая статуя изначально была покрыта позолотой, но в конце 70-х по неизвестным причинам позолоту соскоблили, и с тех пор памятник просто красят золотистой краской. В этом году статуя подверглась капитальной реконструкции: теперь Ким Ир Сен изображен так, как он выглядел в последние годы своей жизни, а рядом с ним теперь стоит его сын, Маршал Ким Чен Ир. Впрочем, после смерти среднего Кима повысили до генералиссимуса.
Статуи Ким Ир Сена присутствуют во многих (но не во всех уездных центрах) КНДР. Если статуи в городе нет, то ее заменяет специальная бетонная стела с огромной фреской, на которой изображен Вождь. Кроме того, в стране встречаются памятники и других членов семьи Ким Ир Сена: его отца Ким Хён Чжика, его жены Ким Чон Сук и его матери Кан Бан Сок. Помимо семейства Кимов, в Северной Корее вообще нет памятников ни одному другому историческому деятелю. Исключение составляют разве что несколько легендарных фигур из древней истории.
Памятники и заменяющие их массивные портреты-фрески стали центром тщательно продуманных ритуалов. В былые времена во время государственных праздников все население Северной Кореи было обязано совершить паломничество к этим памятникам и, глубоко поклонившись, возложить к подножию изображения букет цветов.
Участники церемонии возложения цветов собираются рано утром с готовыми букетами в заранее установленном месте. Летом букеты добываются стихийным образом, самозаготовкой в полях и в горах, а вот зимой их приходится покупать. Живые цветы – редкость, их можно увидеть только в Пхеньяне, да и там они выдаются по разнарядке в особых ситуациях, так что в большинстве случаев зимой возлагаются искусственные цветы. Сейчас их стали делать, в основном, мелкие частники, – товар пользуется устойчивым спросом.
Что станет с этими многочисленными стелами, статуями и портретами – покажет время. Но вот уже 40 лет, как северокорейцы проводят всю свою жизнь под пристальными взглядами Вождя и Руководителя.
Комментарии