Над властью и оппозицией. Третий путь.

На модерации Отложенный

Полугодовая протестная активность со всей очевидностью показала многие свои плюсы и минусы. Из плюсов: массовое пробуждение и расширение протестного движения; стремление и способность объединяться в единую силу, казалось бы, абсолютно разным политическим и социальным группам; юридическая, финансовая и просто человеческая взаимопомощь участников протеста. Бескровная протестная зима и такое же ненасильственное начало лета.

Лето ещё не прошло, но отчего-то хочется забежать вперёд и вслед за поэтом подвести известный итог – «только этого мало». И в этом малом – те самые столь очевидные  и неизбежные минусы данного противостояния.

Борьба – это, как правило, конфронтация двухстороннего порядка. Если одна сторона при этом сильнее и не намерена уступать, то победа, скорее всего, будет за ней. Если же обе стороны крайне принципиальны и длительное время не желают идти на какой-либо реальный компромисс друг с другом, то конфронтация между ними неизбежно нарастает. Рано или поздно эта атомная энергия выплескивается под давлением на поверхность, превращаясь в стихию, подобно вулкану, опасную в своей непредсказуемости.

 Сторона, у которой есть очевидные преимущества в грубой силе, финансах, юридической защите и средствах массовой пропаганды, эти самые преимущества неизбежно будет использовать против восставшей стороны, подобными ресурсами располагающей в значительно меньшей мере.

Более того. В нашей стране, как бы ни хотелось этого признавать политическим протестантам, существует огромное число людей, так или иначе поддерживающих «узурпаторов, жуликов и воров». И поддерживающих отнюдь не всегда по расчёту, личной выгоде или страху. Вполне для себя обосновано. Большинство из них искренне верит, что нынешний «курс партии и правительства» - единственно верный и непоколебимый, а все восстающие против него – маргиналы, провокаторы, наймиты госдепа, жаждущие крови, хаоса и распада страны. Или, в лучшем случае, недалёкие, заблудшие души. Среди подобной многочисленной группы поддержки – наверняка есть кто-то из родных и близких нам людей, с кем мы неизбежно уже вступили или вступим завтра в политическую и идеологическую конфронтацию. Уже не с партией и правительством, но с теми, кто, возможно, нам дороже всего на свете.

Всё туже закручиваются гайки с обеих сторон, всё   бескомпромиссней, непримиримей становится борьба. Борьба всех против всех, уже и вправду чреватая большой и всеобщей бедой.

Ситуация выглядит изнутри абсолютно неразрешимой. Да и силы кажутся не слишком равными. Но так ли это? Существуют ли в стране и в народе такие особые, ещё нерастраченные ресурсы, которые способны направить этот колоссальный энергетический и неразряженный сгусток в совершенно иное, позитивное и созидательное русло? Русло примиряющее, оберегающее, укрепляющее, дающее надежду и смысл для дальнейшего существования всем тем, кто искренне стремится к справедливости и позитивному исходу?..

  Воздух невидим, но обойтись мы без него не можем. Так и наиболее живительные и спасительные силы  общества кажутся столь же невидимыми на первый взгляд для подавляющего большинства. На виду, вокруг – лишь мерзость запустения, боль, отчаяние и безнадежная, беспросветная тьма.

Но стоит приглядеться чуточку повнимательней, и, поверх всей очевидности и беспросветности, перед нами вдруг возникает столь явная, столь необъятная, чудодейственная народная Сила. Сила, растворённая  и одновременно сконцентрированная в каждом из нас. Потаённая соль и суть русского духа. Мощь, испытанная, выстраданная и не растраченная годами, десятилетиями, веками русской истории.  Трепетная и отзывчивая душа, не уничтожаемая ни огнём, ни мечом, ни мором, ни нищетой, ни богатством, ни ложью, ни предательством. Сила тишайшая, укромная, самозабвенная, стыдливая. Сила, не требующая ни почёта, ни славы, ни воздаяния.

Сотни, тысячи, десятки тысяч общественных объединений, организаций, движений,  из тех, что у многих на слуху, и практически абсолютно безвестных, но, тем не менее, делающих своё самоотверженное дело. Десятки, сотни тысяч, миллионы людей по всей стране и за её пределами. И миллионы, миллионы тех, кто сам по себе, тихо, без всякой рекламы и личной выгоды, часто даже в ущерб себе и своему комфорту, отдаёт своё время, силы, средства на помощь нуждающимся. Кто-то из них сознательно не вступает ни в какие группы, а кто-то, быть может, и хотел бы вступить, но не знает, в какие именно. Которой из них можно наверняка доверять среди пандемии всеобщего недоверия, охватившей страну.

И если по какой-то причине, большой или малой, мы не можем распознать в этих людях самих себя, то наверняка знаем, что они есть вокруг нас. В нашей семье, среди родных и близких, среди наших друзей. В нашем доме, на нашей работе, в нашем городе или посёлке.

Если бы только у нас появилась хотя бы самая мизерная реальная возможность всего лишь один единственный раз собрать этих людей воедино, увидеть их вдруг хотя бы одним глазком! Нашему изумлению и восторгу не было бы предела. Что, если бы вот так вот взять и собрать в один день, в одном городе, а может даже одновременно во многих городах нашей страны всех или хотя бы большинство по-настоящему неравнодушных к реальным бедам и насущным проблемам нашей страны людей. Всех тех, кто бескорыстно помогает инвалидам, сиротам, пожилым, брошенным или больным детям, всем неблагополучным и отверженным социумом, незащищённым законом и государством, всех, кто, быть может, каждый день встаёт на защиту природы и её созданий. Все благотворительные, экологические, просветительские, правозащитные, национальные и интернациональные, культурные, миротворческие и прочие созидательные и охранительные объединения. Да и просто всех тех,  кто готов протянуть руку помощи униженным и оскорблённым нашим государством и нашим личным жестокосердием и равнодушием. Вот когда бы мы по-настоящему почувствовали свою истинную нерастраченную силу, способную сворачивать горы! Именно эта сила ещё не так давно отстраивала заново разрушенные войной города и сёла, оживляла и возрождала выжженные дотла русские земли. Вот, что наполнило бы жизнью и смыслом тысячи и миллионы людей. Вот, что по-настоящему могло бы объединять нас. Сила, с которой неизбежно пришлось бы считаться даже самому злейшему народному врагу. В ней нет противостояния, в ней нет вражды брата против брата и сына – против отца. В ней нет неразрешимых противоречий и сиюминутных личных выгод, потому, что эта стихия поглощает всё мелкое и корыстное, не уничтожая при этом ни человеческой уникальности, ни её высших и добрых достоинств. Наоборот, она выделяет все лучшие, драгоценные светлые маяки, чтобы освещать путь остальным.

Скажете, вымысел, миф, сплошной идеализм, не имеющий под собой ни малейших возможностей и реалий? Отнюдь! Был бы только повод и понимание того, как включить этот единый народный свет, чтобы стало видно абсолютно ясно и далеко.

Но, на самом деле, есть и то, и другое. Потому, как назрело в каждом из нас.

Как же так: мы научились объединяться, сплачиваться городами против несправедливости, но до сих пор не научились делать то же самое во имя реальной помощи тем, кто в ней нуждается по настоящему, здесь и сейчас. Порою в простом добром и ободряющем слове человеческой поддержки. А порою – в куске хлеба, нехитрой одежде или элементарной крыши над головой. Или ещё в чём-то, столь же не замысловатом на первый взгляд, но для кого-то – таком жизненно необходимом и, возможно, спасительном. Мы все хотим получить гарантии лучшей, достойной жизни от государства и чиновников, но сами, как и они, столь же часто и равнодушно проходим мимо ближнего. Проходим,   в тот самый момент, когда он, быть может, особо остро нуждается в нашей срочной и самой простой помощи.

А ведь чтобы по-настоящему понять, чего же мы хотим от государства и друг от друга, как и в чём мы можем и хотим доверять друг другу, не должны ли мы попробовать вначале сами показать этому государству и друг другу самые верные и самые достойные  живые человеческие примеры? Примеры личного и коллективного бескорыстия, милосердия, заботы о ближних? Ведь в каждом из нас во все века живёт неистребимое и естественное стремление к  добру, взаимопомощи и созиданию.

А теперь совсем конкретно. Если, к примеру, оппозиция выбирает форму, место и время для выражения своего протеста, и к этому присоединяются люди, объединения, города, то отчего же не использовать подобный  механизм и в исключительно мирных и позитивных целях?

Отчего бы не собраться некоторой группе неравнодушных людей, представляющих ту или иное гражданское объединение, либо  самих себя, свои личные силы и возможности, и не объявить на всю страну, что в такой-то день или такую- то неделю такого-то месяца, в таком-то городе будет проводиться акция такая-то.

Абсолютно не политическая. Благотворительная. И чтобы к этой акции присоединялись бы одновременно люди и  в разных городах и других населённых пунктах страны. И чтобы эту акцию поддержали средства массовой информации, культурно-просветительские, благотворительные, правозащитные, а быть может, и государственные объединения в каждом городе. Без всяких маршей несогласных, топтания газонов, оккупации памятников и перекрытия улиц. Объявляем во всеуслышание с такого-то по такое-то число неделю помощи самым незащищённым, отверженным и бесправным социальным элементам или, попросту говоря, бомжам (людям без определённого места жительства).

Во-первых, почему неделю, а не несколько часов, как в акциях протеста, не один-два дня, а целых семь дней? Да потому, что такие вещи абсолютно нельзя делать пробросом, формально, по принципу «кто не успел – тот опоздал». Реальная помощь всегда требует от нас и реальной затраты времени. Кто-то может помогать только после работы в будние дни, а кто-то – только на выходных. Кто-то может обратиться за помощью днём, а кто-то – вечером. Да и выбранная в качестве условного примера социальная категория воспринимается многими слишком уж неоднозначно. Часть её представителей может быть абсолютно неадекватна, и потребуется минимум несколько дней, чтобы попытаться привести их хоть к какому-то более менее человеческому состоянию. А для такого подвига требуются социальные психологи, специалисты по избавлению от алкогольной и наркотической зависимости – все те, кто способен привести в чувство за короткие сроки даже самое опустившееся существо. Такие, безусловно, есть. По крайней мере, если даже и они не смогут сообща ничего поделать в каком-то конкретном случае, то хотя бы смогут дать какую-то вразумительную итоговую рекомендацию тем, кто такими существами занимается или должен заниматься по долгу  своей службы.

Далее. Большинство из них, как правило, элементарно голодны. Их нужно накормить. Для этого должны работать специальные бесплатные кухни и столовые, полевые и (или) стационарные, куда могут приходить нуждающиеся и откуда их наверняка не прогонят. Об этих столовых должны заранее знать все нуждающиеся из выбранной нами социальной категории, как от СМИ, так и  через размещение информации в городе, в организациях, занимающихся подобными проблемами. По большому счёту, известить людей о том, где находится бесплатная пища, не составляет слишком большого труда.

Но мало накормить человека. Неплохо бы ещё привести его в более менее человеческий вид, если таковой отсутствует. Проще говоря, его надо где-то и кому-то помыть, постричь и одеть в более менее приличную  одежду. Для этого тоже нужны добровольцы, социальные волонтёры или, проще говоря, все, желающие им помочь, а также места, о которых должно быть оповещено заранее, где и как всё будет происходить. Одежду хорошо бы тоже собрать заранее и принести её в места, доступные для данной категории граждан.

Но и этого недостаточно. В подобных вещах эффективен лишь комплексный подход. Как правило,   таким людям   нужны не только еда и одежда. Кто-то остался без крыши над головой вследствие обмана или несчастного случая – кто-то из нас может помочь именно в этом. Кто-то потерял документы и стал из-за этого изгоем – можно попробовать помочь восстановить документы. Кто-то потерял работу и жильё вследствие серьёзной хронической болезни или инвалидности – на помощь могут прийти врачи, социальные службы или работодатели. Кто-то потерял крышу над головой  вследствие квартирных махинаций – здесь на помощь могут прийти юристы и правозащитники. Кто-то просто получил глубокие психологические травмы и на время утратил связь с реальностью – здесь на помощь могут прийти социальные психологи и психотерапевты. А кто-то из них, при этом, к примеру, давно мечтал, но не мог попасть в театр, музей, кино, ещё в какое-то особое место. И по договорённости, подключаясь к акции, бесплатно, специально для них, открываются эти двери, показываются спектакли и фильмы, посвящённые именно этой проблеме этой группы населения. То есть сообща, целым городом, всем миром, целую неделю, осуществляются реальные попытки вернуть в социум тех, кто ещё может принести им реальную пользу взамен и, прежде всего, желает спастись и выйти из порочного замкнутого круга сам, с помощью тех, кого ему пришлёт судьба. В нашем лице, нашими делами, руками, сердцем, молитвами.

Одним словом, работы хватит каждому. Главное, обязательное условие: такая работа должна быть максимально бескорыстной, безвозмездной, в течение ли всего нескольких часов одного дня или нескольких дней или всей недели. Если СМИ будет освещать подобную акцию, то у организаций и простых людей всегда может найтись и возможность для хорошего самопиара, если для них это так важно. Для тех, кому это было не особо важно и раньше – придут, помогут и так. Всякий лишний самопиар непременно утонет в общем потоке бескорыстия и будет выглядеть крайне неприлично и фальшиво, не сможет удержаться всерьёз и надолго, будет разоблачаем и изгоняем с позором. Это тоже хороший труд для независимых журналистов. Хорошо бы при этом задействовать также независимые онлайн-ресурсы, как это делается сегодня , к примеру, практически на всех протестных акциях, в прямом эфире, от неравнодушных граждан.

5 будних дней могут быть, к примеру, посвящены отдельным вопросам и видам помощи: накормить, помыть, постричь, одеть, привести в человеческий вид, а 2 выходных дня – сделать итоговыми, максимально коллективными и консолидирующими, наиболее результативными, в каком-то одном условленном и подготовленном месте города или посёлка. Одновременно там же в это же время могут проводиться всевозможные благотворительные акции, концерты, марафоны, аукционы, средства от которых пойдут на помощь именно этой категории населения. Причём распределять эти деньги должны те, кто вызовет наибольшее доверие по итогам акции, коллективные или частные лица.

Какими же воистину гигантскими ресурсами мы располагаем! Как же сможем мы вдруг совершенно неожиданно для самих себя разглядеть друг друга в подобных делах! Как сумеем убедиться, что не всё сегодня в этом мире совершается за деньги и славу. Как сможем найти в этой заботе тех, кого, может быть, искали всю свою жизнь! Как всеобщее недоверие наше начнёт растворяться в океане благих дел. Как много увидим друг в друге неподдельной искренности, доброты и взаимопомощи, стремления оберегать и одаривать.

Как всё то, что нам казалось до этого дня безнадёжным, отчаянным, неразрешимым, вдруг само собой на наших глазах способно превращаться в надежду, смысл, радость и жизнь.

По  этому же принципу можно объявлять по всей стране и другие социальные акции – недели. Неделя пожилых людей, ветеранов, неделя беспризорных детей и сирот, неделя инвалидов. А ещё неделя экологии, когда целых семь дней вся страна  посвящает своё особое внимание и все общественные силы вопросам сохранения и охраны природных ресурсов, животных, растений и экосистем, будь то Цаговский лес, уборка мусора или сохранение одного реликтового вида цветка. Здесь главное – совместная концентрация усилий в определённое время. Это не означает, что подобные акции должны быть одноразовыми. Они, по закону жанра, обязаны иметь своё продолжение хотя бы ещё один, а лучше – несколько раз в году, в подобных же масштабах. Плюс, конечно, должны создаваться объединённые социальные ресурсы, связанные той или иной тематикой, где всегда можно найти информацию обо всех участниках предыдущих и предстоящих акций.

А ещё можно периодически расширять и обобщать тематику социальных недель. Неделя благотворительности (всякой), неделя бескорыстия (когда категорически запрещена любая финансовая социальная помощь). Неделя межнациональных отношений или дружбы народов. Неделя Культуры. Неделя Просвещения. Неделя науки. Неделя искусств. Неделя музыки. Неделя живописи. Неделя танцев и тому подобное. Список можно продолжать до бесконечности. Перемежая недели по решению крайне серьёзных, назревших конфликтных вопросов – неделями творческими, лёгкими, безмятежными, праздничными, с мастер-классами, флэшмобами, конкурсами, викторинами.

И однажды может оказаться даже так, что во всём году нам вдруг больше не хватит таких недель. И тогда подобная нехватка, быть может, станет для нас самым счастливой и желанной проблемой.

Давайте сделаем это вместе, всем миром, друг для друга.

Когда и с чего начинаем?..