Беспокоен сон механика

На модерации Отложенный

Когда я сплю на судне в своей узкой стармеховской кроватке, я стараюсь получать максимальное наслаждение от того, что меня не толкает любимая в бок острым локотком, и не просит повернуться на бочок. То есть, когда я не слышу добрых напоминаний о подписании одностороннего моратория по моему храпу. Когда я чувствую только ровный гул по корпусу, означающий нормальную работу машинного отделения. И когда меня сладко покачивает вместе с судном на волне. Океан все-таки.

В час ночи нормальные люди продолжают спать. Но не у нас. Или у нас – ненормальные. Скорей всего, оба варианта.

Что-то слишком долго кричала сигнализация, и я подошел посмотреть на дистанционной панели, установленной в моей каюте, а что, собственно, случилось? Оказалось, что поднялась вода в колодцах носового машинного отделения. Тонем, что ли, бодро подумал я? Я позвонил в машину, ответил филиппинский моторист. Судя по его слегка коверканным словам, имеет место небольшая протечка забортной воды. Смоль-смоль лик (small-small leak, только с небольшим акцентом), так он сказал. И что второй вахтенный механик сейчас закрутит некий болтик и все уладится, наступит весеннее равноденствие.

Мне показалось все это подозрительным, я надел комбез и спустился вниз. «Хорошо, что я пришел» – так называлась бы эта передача у нас. Смоль-смоль лик?! Вода струячила с давлением пять килограмм и в палец толщиной из корпуса проржавевшего клапана на охлаждение кондиционера.  

Что нужно было сделать? Остановить насос, заглушив предварительно кондиционер всея надстройки. Но это было бы слишком просто.

Мне же надо было потрогать место протечки. Я засунул туда палец. У стармехов, по мнению окружающих их вторых механиков, есть тот особый палец, который они суют куда ни попадя, направо и налево. Если честно, то палец вырастает сам по себе, я к этому не имею никакого отношения.

Короче, я засунул в дырочку специальный стармеховский палец, сразу же отвалился дополнительный кусок металла, и дырка стала почти с кулак.  Я свое дело сделал, можно было останавливать насосы, потому что струя стала уже некрасивой, какой-то совсем неопрятной.

Конечно, мы не тонули, слава Богу. Остановили насос, закрыли клапана, поставили заглушку вместо демонтированного клапана. Клапан большой, килограмм 70, пока тащили наверх, в мастерскую, то умаялись. Ну, заварили, а он чугунный, ух ты, после  оттащили, поставили на место, запустились. Закончили работу через пять часов.  В общем-то, ничего особенного, все смеются.

Да. Но сон был, как бы верно выразиться – несколько нарушен.

Это не тот случай, который был у моего товарища, работавшего на древнем танкере индийской компании. Там отвалилась труба, соединяющая два кингстона, правого и левого борта. Для непосвященного человека все это звучит пустым звуком, поэтому я попробую объяснить.

Представьте себе машинное отделение, внутри которого есть четыре основных палубы и много вспомогательных. Посредине возвышается главный герой – его так и называют: главный двигатель. Говорят обычно коротко: «главный» или «ГД». Он силы явно нечеловеческой – тысяч 15-18 бодрых лошадок, и высотой в 15 метров.

Ну что такое двигатель высотой 15 метров, спросите вы?

Пятнадцать и пятнадцать, пожмете плечами.

Думаю, все мы видели то смешное устройство, которое толкает автомобиль или автобус, практически все мы заглядывали под капот, кто с интересом, кто с отвращением, кто со страхом (Боже, а что у меня случилось?»)… Только если учесть, что высота потолков в моей прошлой хрущевке составляла 2,60 метра, то в принципе, главный двигатель на нормальном человеческом судне высотой в пять этажей.

А, скажите вы. Действительно большой товарищ.

Я это к тому, что машинное отделение – это такое большое, вместительное помещение, и в нем много всякого интересного и железного внутри.

В самом низу машины, под металлическими плитами, жили –  не тужили два кингстона. Один бортовой, другой донный. Говоря попросту, это такие дырочки в борту. Дырочки довольно большие, в метр диаметром. Все это хозяйство находится на глубине около 8-12 метров. Две дырочки соединены трубой.  Вы мне можете не верить, но тоже почти метр толщиной, или даже, не поймите превратно, диаметром. От нее уже отходят трубы поменьше  – на охлаждение двигателей, на балластную систему, и так далее.

И вот эта самая труба (толщиною почти в метр и длиною метров десять-пятнадцать) у них упала. Отвалилась, отржавела, и с шумом упала вниз. Вода с давлением 0,8-1,2 кг/см2 хлынула внутрь радостным потоком. Команда даже не пыталась закрыть клапана кингстонов – им было известно, что они не держат воду, закрыть их не получится. Да и фонтаны были как-то чересчур большими. Машина запустила ВСЕ имеющиеся насосы  на откатку льяльных вод за борт, и стармех позвонил на мост.

Они шли вдоль родного индийского побережья. Дед, звонивший наверх, капитану, набрал побольше воздуха в легкие, и очень быстро поведал тому, что выход один: выброситься на берег, без вопросов, разговоров и что он дает максимальную скорость.  У нас отвалилось, сказал он ему.

Тонем, вашу индийских факиров душу, в дудку, змей и факела маму.

Капитан знал уровень оснащения своего древнего судна. На нем еще Эрик Рыжий открывал побережье Америки, которую после него потом открывали все, кому не лень. Поэтому кэп двинул пароход прямо на берег без всяких разговоров, предисловий и вопросов.

Они успели. 220-метровая рыба выползла на берег на одном из индийских пляжей. Кричали птицы, пели и плясали дети – не каждый день к ним приплывало такое чудовище.

Отсосали воду, осушились. Моряки надеялись расслабиться, ну, хотя бы на пару недель… Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах.

Приехала команда, человек 20, сварщиков, и за день (!!!) – всего лишь за один день приварила им опять ту же самую трубу на место, к ней приварили все отходящие трубы, стащили их буксирами и отправили снова в светлую даль.

Вот на таком металлоломе моряки зачастую и бороздят просторы океанов. Когда читающий эти строки будет покупать в магазине любую заморскую вещь – от DVD-плейера до консервы, от автомобиля до бананов, от колготок до детской машинки  – вспомните и тех, кто привез все это в вашу страну морским путем.

Неплохих ребят, в общем-то.