Че Гевара: Нет у революции конца...

На модерации Отложенный

Че Гевара: Нет у революции конца...

 

14 июня 1928 года родился Эрнесто Че Гевара — легендарный революционер-практик, сыгравший важную роль в победе кубинской революции. Он был не только партизаном, но и теоретиком марксизма, определившим ход современного социалистического движения. Че Гевара представляет собой фигуру огромной притягательной силы во многом потому, что не использовал власть как средство обогащения, был честен с народом и лишен всякого пафоса значимости своей персоны. Многие латиноамериканцы имеют у себя его портреты, ставшие иконографическими, и по популярности на континенте ему нет равных. "Проходят года, а Че по-прежнему с нами", говорят в Боливии, Венесуэле, Эквадоре Аргентине, на Кубе. Руководители стран блока ALBA вообще заявляют, что "живут по Че" и воплощают в своих странах его социалистические идеи. Эрнесто Гевара де ла Серна родился в Аргентине, в городе Росарио 14 июня 1928 года в богатой семье. Он с детства страдал тяжелой формой астмы, но в борьбе с этой болезнью воспитывался его характер. Закончив школу, Эрнесто поступил на медицинский факультет Университета в Буэнос-Айресе и в студенческой организации выступал против правительства Хуана Перона. На формирование его взглядов огромное влияние оказало путешествие на мотоцикле по странам Латинской Америки, которое он совершил в 1953 году вместе с другом, посетив Перу, Эквадор, Венесуэлу и Гватемалу. Под впечатлением от путешествия он написал книгу "Дневник мотоциклиста", которую позже назвали "латиноамериканским Капиталом".В Гватемале он встретился с Ильдой Гадеа, на которой вскоре женился, от этого брака у него родилась дочь. В 1959 году его брак с Ильдой распался, и Че женился на Алейде Марч, с которой познакомился в партизанском отряде. С Алейдой у них родилось четверо детей. Че был глубоко убежден, что революция — это единственный способ покончить с социальной несправедливостью, В 1955 году он работал в Мексике в муниципальной больнице, вскоре он познакомился с Фиделем Кастро и его братом Раулем. Беседы с кубинскими лидерами так потрясли молодого врача, что он решил "умереть на чужом пляже за чистые идеалы" и вступил в ряды тех, кто поклялся стать "свободными или мучениками". В 1956 году на борту яхты "Гранма" Че Гевара вместе с еще 80 бойцами высадился на Кубе, чтобы вести партизанскую войну в горах Сьерра-Маэстра. В 1959 году он со своими соратниками торжественно вошел в Гавану, положив конец правительству Фульхенсио Батисты. В созданном Фиделем Кастро правительстве Че Гевара был назначен сначала начальником милиции, затем директором Института аграрной реформы (1959), президентом Национального банка и министром экономики и промышленности (1961). В ранге министра он побывал в СССР, где подписал исторический для Кубы договор о поставках в эту страну советской нефти. Отказавшись от спокойной жизни во власти, в 1965 году Че возглавил партизанскую войну в Республике Конго, есть неподтвержденные данные, что его видели в Анголе, Вьетнаме, Лаосе. Затем он отправился в Боливию с планом привести к власти революционное правительство, и, учитывая стратегическое положение страны, продвигать социалистическую революцию дальше на юг — в Аргентину, Чили, Перу, Бразилию и Парагвай. Однако его военная кампания закончилась трагически. 9 октября 1967 года Че Гевара был ранен, взят в плен и на следующий день расстрелян солдатами боливийской армии, действовавшей при поддержке ЦРУ. Остатки партизанского лидера были найдены в 1997 году, эксгумированы и перевезены на Кубу, где были захоронены со всеми почестями в мавзолее в городе Санта-Клара.

С тех пор мемориал посетили более трех миллионов человек. Многие рассматривают Че Гевару как революционного практика, экспортирующего революцию по миру, однако это был сильный теоретик марксизма, имевший свою точку зрения на социализм и пути его построения. Только благодаря его влиянию, а не влиянию примера СССР, Фидель Кастро провозгласил Кубу "социалистической". Большое значение его теоретических работ в том, что он предвосхитил глобализацию капитализма и задумал социализм как часть нового мирового порядка, противостоящего глобализированному империализму. Об этом пишет известный политолог, профессор социологии в Нью-Йоркском Университете Бингхамптон Джеймс Петрас. Че полагал, что империалистические страны мобилизованы во всем мире, чтобы уничтожить все революции, что заставляет революционеров искать, поддерживать и расширять революционный процесс в международном масштабе. Че описывал экспансию капитализма как агрессию против социализма, в чем резко противостоит сегодняшним политикам, болтающим о глобализации как о необратимом явлении, являющимся продуктом экономических структур. Ни югославский, ни советский "реальный социализм" не вызывали у Че Гевары восхищения. Он полагал, что при социализме нельзя отказываться от рыночных отношений, хотя капиталистические стимулы не вызывали у него восторга. Че Гевара откровенно признавался, что не знает, чем их заменить и предлагал всем подумать. Социализм по Че — это сильное государство, защищающее народ, в соединении с преимуществами частного сектора. То есть то, о чем сегодня говорят передовые умы планеты. Че Гевара не хотел ждать созревания революционной ситуации, он ее создавал. Если рабочие и крестьяне живут в нищете, то почему они должны ждать? Единственное, что он не учел, — это неравенство сил. Империализм не позволил ему что-то себе противопоставить. Кого в настоящее время можно назвать "последователями" революционной практики Че? Петрас называет Движение безземельных сельских рабочих (МСТ) в Бразилии, Национальную крестьянскую федерацию в Парагвае, сапатистов Армии национального освобождения (САНО) в Мексике, Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC), Крестьянский союз в Боливии, Индии и крестьянские Федерации в Эквадоре, Гватемале. В рядах МСТ, например, состоят на сегодняшний день более 1,5 миллиона человек, и оно действует в 23 из 26 штатах Бразилии, организуя захваты пустующей земли безземельными. Выступления участников движения в значительной мере успешны: более 350 тысяч семей в результате смогли на легальных основаниях получить землю, почти 90 тысяч семей все еще ждут официального признания сделанного ими захвата. Во всех этих движениях присутствует главная мысль тактики Че — если элита и власть объективно не способны решить проблемы неимущих, то тогда вступает в действие субъективный фактор — прямое действие угнетенных классов. Этика и политика является еще одной областью, в которой анализ Че Гевары является сегодня актуальным. Это идеи борьбы с бюрократизмом и привилегиями. Личное участие политика в повседневной жизни людей, постоянная ротация во властных структурах и даже совместная работа со СМИ на общие цели построения справедливого общества. В частной жизни Че был строг и считал, что доверие имеет важное значение в создании, как народного движения, так и государства. Поэтому лидеры должны учить на собственном примере и быть лично ответственными за то, каким путем пойдет мир. Французский философ Жан-Поль Сартр сказал о Че: "Я думаю, что он был не только интеллектуалом, но и самым совершенным человеком нашей эпохи".

 

Любовь Люлько