Чем вредна современная финансовая олигархия
Когда идея становится слишком материальной силой
Экономист Руслан Гринберг — о том, чем вредна современная финансовая олигархия
Всё вроде бы указывает на то, что идея безоговорочной благотворности свободного рынка уже не продуктивна и начинает подрывать основы существования современного социума. Однако «рыночный фундаментализм умер, но дело его живет».
Установка на демонизацию государственной активности в хозяйственной жизни общества возникла как ответ на избыточное распространение уравнительных механизмов в практике государств зрелого капитализма. Считается, что начиная с 70-х годов прошлого века он стал страдать от слишком мощных перераспределительных процессов, блокирующих инвестиционную активность и, стало быть, вызывающих стагнацию экономики. Возникла потребность в восстановлении якобы утраченной справедливости в отношении тех, кто уплачивал огромные налоги и казался ущемленным, отдавая значительную часть своих первичных доходов государству в интересах социального выравнивания. Вспомним знаменитый призыв Маргарет Тэтчер: «Да здравствует право на неравенство». Инфляционные всплески в сочетании с застоем хозяйственной активности в странах зрелых рыночных экономик в середине 1970-х чуть ли не целиком стали приписывать кейнсианским рецептам управления экономикой и будто бы всегда потакающему иждивенческим инстинктам социальному государству.
В результате вместо разумного осмысления и плавной корректировки отдельных практик деструктивного патернализма «право на неравенство» стало восстанавливаться в традициях раннего капитализма брутально-манчестерского типа, почти изжитого во второй половине ХХ века. Под лозунгами «Назад к Смиту» и «Пороки каждого — благосостояние для всех» начался стремительный процесс демонтажа социального государства. Беспрецедентно долгий экономический рост на Западе вплоть до глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов делал этот процесс незаметным и, следовательно, общественно бесконфликтным. Когда доходы растут у всех, не так уж важно, что у некоторых они растут особенно быстро. Но положение резко меняется, когда реальные доходы большинства перестают расти или даже снижаются, а «избранные» продолжают обогащаться. Именно так выглядит наш мир сегодня. И именно поэтому в нем обостряются ранее возникшие латентные социальные конфликты.
Стало очевидным, что возведение эгоизма в ранг общественной добродетели наносит серьезный вред этическим скрепам социума. Неистовость в стремлении к гедонизму, консюмеризму и комфорту, по сути, отвергает такие ценности, как сострадание, сочувствие и солидарность, порождая в обществе разобщенность и апатию. В то же время кристаллизуются протестные настроения, правда, без заметных успехов в формулировании внятных альтернативных моделей более гуманного общественного устройства.
Сегодня широко распространен скептицизм по отношению ко всем политическим партиям, вплоть до прямого отказа им в доверии, особенно среди молодежи. Политики в большинстве своем воспринимаются как слишком прагматичные и коррумпированные.
Неудивительно, что разнородные протесты в разных частях планеты объединяются против финансовой олигархии, по-прежнему боготворящей золотого тельца. Такой широкой реакции властная элита не ожидала.
Ей понять бы, что проповедь неравенства стала материальной силой, которая отвергая перераспределительную политику, размывает основы общества — демократию и средний класс, созданный социальным капитализмом.
В этой ситуации резко возрастает влияние правых и левых популистов, получающих все больше голосов на выборах. При этом поляризация общества ведет не только к социальным конфликтам, но и принуждает власть имущих выхолащивать содержание демократических институтов, чтобы манипулировать общественным сознанием в своих интересах. Система общественных сдержек и противовесов перестает работать, политическая состязательность утрачивается, а граждане лишаются возможности участвовать в осознанном выборе общественно необходимых решений. Видя, как гипертрофия денег подавляет их волеизъявление, люди начинают протестовать. И это не реакция паразитов, присосавшихся к государственным субсидиям, как любят говорить наши правые, а ответ «униженных и оскорбленных» на идеи, ставшие слишком материальной силой и приведшие к царству несправедливости.
Выход — в движении к подлинной социальной рыночной экономике, где свобода и справедливость не исключают, а дополняют друг друга. Отсюда следует, что чуть ли не весь мировой социум нуждается в ответственной альтернативной игре, уравновешивающей современную финансовую олигархию. И здесь, по-видимому, нет альтернативы обновленному варианту социального либерализма, правившего бал в 1950–1970-е годы, и действиям по преодолению кризиса демократии, к которому как раз и привело господство квазирелигиозной идеи свободного рынка.
Но в отличие от социализма или кейнсианства эта идея замешана на жестком личном интересе ее носителей и без сопротивления не отречется от порочной элитарности, обеспечившей беспрецедентное в новейшей истории обогащение меньшинства. И все же еще остается надежда исправить ситуацию правовым способом. Дело за малым. Необходимо поощрять международное сотрудничество между организациями гражданского общества, правозащитными группами и другими неправительственными организациями, поддерживающими перемены. При этом надо найти силы справиться с финансовой олигархией без социальной дезинтеграции, не говоря уже о насилии. Транснациональные корпорации должны быть поставлены под контроль наднациональных регуляторов. Необходимо далее усилить борьбу с налоговыми убежищами, уклонением от уплаты налогов, мошенничеством и коррупцией, а также обеспечить международную координацию усилий, направленных на повышение корпоративных налогов, общеевропейского налога на богатство и финансовые операции. И, конечно же, пора перейти от риторики к практике относительно отделения бизнеса от политики.
Понимание того, что надо объединиться против финансовой олигархии и разнообразных структур, обслуживающих ее интересы, должно не только войти в сознание ущемленных неравенством, но и побудить их цивилизованно отстаивать свои права. История уже подвела стороны к баррикадам. Так что и тем и другим самое время вспомнить слова Джона Кеннеди: «Тот, кто противится мирной революции, получит насильственную»…
Автор — директор Института экономики РАН
http://izvestia.ru/news/527834#ixzz1yKLiJtmM
Комментарии
При отсутствии противовеса "умные" и "успешные" немедленно сатанеют без всякого стеснения.
Сегодня С.Козин позвал в тему, где требуют включения в избирательный бюллетень графы "Против всех". Понятно, конечно, о чём речь, но когда писатель агитирует за голосование "против всех", это странно по меньшей мере. Поэт в России больше чем поэт. Нельзя призывать быть против всех, да ещё галочку за это ставить.
Я - за. За то, чтобы люди, которые трудятся, могли себя содержать достойно. И чтобы были введены ограничения для тех, у кого бабло из ушей сыпется. Кстати, ТАМ уже пытаются это внедрять. У нас ещё даже и не слышно. Нескончаемый период накопления капитала.
У нас люди не только в массе ничего понимать не хотят, так ещё и врагами считают тех, кто им хоть что-то пытается объяснить.
Это - клинический факт. К сожалению.
Это - главная проблема.
Большинство людей раздражается не оттого, что есть богатое меньшинство, а оттого, что они в это меньшинство не входят.
Именно поэтому градус растёт, они спариваются, образуя нелепые тандемы (друг без друга уже не увидишь, как Леонтьев с Аланом), национальные образования появляются ;), где друг друга уверяют, что они победители, выдумываются и изобретаются всё новые шаблоны и способы де..советизации, русификации... и прочих демонтажей.
Именно потому, что смогли объяснить, что так продолжаться не будет.
Ты кому-то завидуешь? Я тоже не завидую, это ИХ выдумка, боящихся и знающих о себе кое-что такое, что не даёт им жить спокойно.
Конечно же, не завидую. У меня вообще с детства как-то этого не было особо. А потом ещё в детстве себе сказал - не завидую и не боюсь. Сам допёр. Потом уж понял, и прочёл, что это - самые вредные чувства, страх и зависть.
Потому они спокойно и не живут. И не будут никогда :)))
Александр, я Маркс и Энгельс что ли ?
:)))))))))
В случае с золотом хоть можно сказать - всегда так было, с золотом отношения особые.
Однако, это не мешает существованию неисчислимых "ювелирных салонов", где могут торговать крашеными железяками. И ничего... живут себе, припеваючи.
Более отвратительного момента, наверное не придумать. И слова Хиллари для нас что-то да значат. (((
По делам их судим их.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 июня. Заместитель генерального директора Всемирной торговой организации (ВТО) Алехандро Хара обеспокоен возможностью применения Россией протекционистских мер для защиты своей экономики после ратификации договора о вступлении в ВТО. Об этом он заявил сегодня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПЭФ), передает корреспондент "Росбалта".
"Нас очень беспокоит тенденция протекционизма. По мере приближения вступления России в ВТО мы видим, что в прессе высказывается много идей и предложений по этому поводу. Данная информация создает неблагоприятный фон", — сказал Хара в ходе панельной дискуссии "Евразийская экономическая интеграция: окно в новую глобальную экономику".
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/business/2012/06/21/995193.html
Кто ж этот Ваш управляющий - из каких будет, откуда прибыл?
КАК ВЫ ВООБЩЕ МОГЛИ РАБОТАТЬ при минус 35? Может такой героизм следовало направить в более конструктивное русло? Например, в какие-нибудь органы... вашего управляющего !!! или официальные московские.
Мы не мыши, мыши не мы. )))
Индустрия была построена государствами. Началось с Англии, она строила на заёмные средства. Стало быть, чтобы демонтировать индустрию, её следует передать в частные руки. Что и проделала Тэтчер.
Рынок появился при условии насильственноу становленной планке минимальной оплаты труда и запрета на безработицу. Стало быть, для демонтажа рынка требуется снять нижнюю планку с оплаты труда, и устроить безработицу
Почему же все так легко купились на такие нововведения, которые уничтожили индустрию и рынок?
Информационное поле зачистили. Никто не знает динамики, всем известна формальная часть. Стало быть, динамический процесс уничтожения промышленной цивилизации и геноцид населения имеет в истоке искажение и уничтожение информации.
Соответственно, свободное распространение правдивого описания опытов - путь к прогрессу, а искажение информации о предыдущем опыте - путь в регресс.
Такой вот анализ.
Есть грандиозный обман о народе, который, якобы, состоит сплошь из энергичных, деятельных личностей.
Есть секты, которые загоняют своих членов в психоз, в результате чего все члены секты приобретают дурную, болезненную энергию.
В норме людям всё, что мы тут обсуждаем - по барабану. И это правильно и хорошо, иначе жить было бы невозможно.
Правдивая информация нужна единицам, а они уже решат как ею пользоваться. Главное, чтобы это были здоровые люди. Сублимация здорового влечения ведёт к гениальности, сублимация больного влечения - к злодейству. Мир попал под злодеев, сублимировавших болезненные влечения. Дайте им свободно насиловать трупы, и они оставят человечество в покое.
Вернитесь к формуле товар -деньги - товар и замените слово товар деньгами, отданные в рост (под 10-20%). В цепочке получится деньги - деньги - деньги (все разной природы, но это деньги). Производство выпадает - вот вам и причина кризиса глобальной экономики (монопольной мировой экономики -ВТО) Согласен только с тем, что процент платы за кредит не может быть выше темпов прироста ВВП.
Решено увеличить резервы МВФ. Мы отстёгиваем в МВФ 10 миллиардов, что это означает? Нам велено вернуть то, что нам как бы уплатили за газ и нефть?
Долги предприятий наших "успешных собственников" поражают воображение. Они все, получается, миллиардеры в долг?
Самый страшный вопрос: чего ждать впереди.
"То есть для того, чтобы я мог расплатиться в магазине 100 рублями, российская экономика заплатила Соединенным Штатам Америки номинальную стоимость.
Таким образом, ежегодно мы платим дань порядка 200-300 миллиардов долларов. Это соответствует полному налогообложению в России, без таможенных платежей. .....
Весь частный бизнес в России, кроме мелкого и среднего, обязан регистрироваться в иностранной юрисдикции, находиться под контролем Соединенных Штатов. Вы не назовете ни одного крупного бизнесмена России, который бы был российским бизнесменом де-юре. ....
Даже "Газпром" на 40 процентов — иностранная компания. Все компании в России, крупные и средние, не имеют права на существование без регистрации как иностранная собственность, это правило установлено американцами еще с 1990-х годов." - Евгений Фёдоров
http://gidepark.ru/community/politic/content/1384819
К сожалению, всё в прямой зависимости. Внутри страны, конечно, усугубляют, как могут уже без всякой зависимости.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором