Противно жить, когда вместо культуры… политика!

На модерации Отложенный

В Латвии поставили в латышском театре «Евгения Онегина».

Начало спектакля… Готовы? На сцене огромная широкоформатная кровать – главное «действующее лицо»! На этой кровати по ходу действия прелюбодействуют все персонажи! Гениально?

Но далее ещё гениальнее… Извините, генитальнее!

Татьяне на этой кровати приснился сон: (тот самый знаменитый сон Татьяны) медведь, с которого сползает шкура, и со сцены убегает абсолютно… голый мужик!

Поясняю… В Латвии у многих граждан-аборигенов, особенно у политиков, медведь – символ России и русских. (Медведев и «Единая Россия» тут ни при чём. Этот символ появился гораздо раньше). Поэтому голый грязный мужик, скрывавшийся под шкурой агрессивного медведя, вызывает в зале аплодисменты и одобрительный смех. Вот, оказывается, каковы все русские!

Режиссёр, кстати, тот самый Херманис, который поставил в России спектакль по рассказам Шукшина с участием Миронова, Хаматовой и других наших чудесных актёров. Спектакль получился необычайно добрым, о любви к российской земле, к народу. Херманис приобрёл уважение истинных русских театралов и интеллигентных людей. О нём заговорили как о современном, по-западному профессиональном режиссёре, не потерявшем при этом восточной задушевности…

Но одно дело – ставить спектакль в России и зарабатывать деньги на литературе Шукшина при поддержке гениальных русских артистов. Другое – в Латвии, где всё русское настолько выгодно ненавидеть, что это уже стало… модой!

Да, Херманис профессионал. Он прекрасно понимает, в какой стране на чём зарабатывать и что, издеваясь над всем русским, он может стать любимцем большинства латышских обывателей, получивших евросоюзное образование. И тем больше его полюбят, чем смелее и отважнее он унизит самое дорогое для русского человека.

Ай да смельчак! Ведь за спиной НАТО!

Однако вернусь к спектаклю, чтобы не быть голословным.

На сцену, посреди которой кровать king-size выскакивает макака с шевелюрой и бакенбардами, то есть… Пушкин! Забирается на стол, очищает банан, чешется из-за блох или вшей, прикусывая их…

Зал в восторге!

Макака зачитывает список любовниц из своего, «макакиного», стада!

Ещё несколько генитальных режиссёрских находок…

Татьяна просит няню принести ей перо и бумагу, та приносит… ноутбук! Браво! Эта «находка» на уровне бездарных дипломников режиссёрских факультетов театральных российских вузов: фальстафы, курящие «Marlboro»; гамлеты на мотоциклах; дяди вани – алкоголики на тракторах «Беларусь»… Фирс – гей, три сестры – лесбиянки…

Эти российские троечники-эпатажники и Пушкина легко могли бы изобразить макакой на сцене, но им это сделать не позволяет совесть. Однако совесть и Евросоюз так же несовместимы, как любовь и нефть.

Я подобные умничанья видел ещё в семидесято-восьмидесятые годы в диссидентских подвальных театрах Польши, где подражали театральным чердакам Парижа. Всё это уже многократно видено и бородато, как анекдоты про тёщу! Беда лишь в том, что молодёжь нынче необразованна и не понимает, где истинное новшество, а где театральная дряхлость, в которую вдули модный силикон.

«…вслед за макакой на сцене появляются женоподобный Ленский, томный гомик Онегин, а с ними Татьяна и Ольга Ларины… […]

Между тем самец макаки […]

вспоминает, что сочинил роман-поэму под названием «Евгений Онегин». Про двух баб, которых […] ему не удалось оприходовать».


«Уроды» разыгрывают текст, сочинённый “макакой”.

Выделенные курсивом фразы взяты мною из статьи Гарри Гайлита. Слава Богу, что остались ещё на земле люди, которые умеют различить, где свет, а где тьма. Вот ещё несколько цитат из его статьи:

«…Надо сказать, постановщик придумал необычный ход. В основу спектакля легли совсем не стихи Пушкина, а знаменитые комментарии к "Онегину" Лотмана, Набокова и, Ахматовой... Верней, кропотливо выисканные у них разные сальные и нелепо понятые режиссером или тенденциозно толкуемые им фрагменты. Таким образом, искусно создается впечатление, будто комментаторы стремились показать, какой отсталой и непросвещенной была страна, лежащая к востоку от Латвии. И какие там жили убогие и темные то ли полулюди, то ли полудикари. Из этих фрагментов Херманис и выстраивает свой спектакль как энциклопедию российской жизни.

Что же интересного узнает из этой энциклопедии латышский зритель?

Во–первых, разумеется, что макака-Пушкин был невероятный ходок и не пропускал ни одной юбки. Список любовниц поэта не дает Херманису покоя. Во всей Европе, можно подумать, дело с сексом обстояло в ХУШ и Х1Х веках иначе, и только население страны к востоку от Латвии было настолько распущенным, что отличалось скотской неразборчивостью в амурных связях. Ну, оч-чень темной и отсталой была эта Россия.

Да, а под юбками… В то время, когда в Латвии все женщины, надо полагать, уже привыкли носить трусы, русские светские дамы, оказывается, понятия о трусах еще не имели! На балы они ездили с оголенной ниже талии частью тела, прикрытой только верхним платьем. Можно подумать, русские дамы отставали на сотни лет и от француженок, и итальянок, и англичанок. И кстати, оказывается, тогда на всем пространстве к востоку от Латвии, человечество еще не имело привычки мыть свои гениталии – боялись лишиться репродуктивной функции. Запах пота считался изысканней любых духов. Белье не стиралось. У русских женщин редкими были менструации, они постоянно беременели и рожали. Поэтому, если случались все-таки месячные, молодые дамы, выезжая в свет, мазали менструальными выделениями свои немытые шеи и за ушками, чтобы привлечь этим запахом кавалеров. Ну и т.д. и т.п. Такими деталями спектакль Херманиса заполнен до краев, как мешок Санта Клауса подарками в новогоднюю ночь. Темный, оказывается, был русский народец! Ой, какой темный!... Зал все эти глупости воспринимает за чистую монету, многие покатываются со смеху.

[] Онегин убивает Ленского, отчего в расстроенных чувствах [и он] тоже превращается в прыгающую "по мебелям" макаку. Ее пристреливают как бешеного пса. После чего идет финальный текст. Вот ради него-то Херманис, по-моему, и нагородил вес этот сыр-бор, выдав за безобидную пародию.

В финале говорится, как несказанно повезло Дантесу. Застрелив вздорного поэта, он спешно покидает Россию, едет на родину, и там вскоре становится блестящим европейским дипломатом. Прославившимся многими благородными делами и тем самым в веках прославив весь свой род!!!...»


Сегодня известно, что в Латвии ежегодно проходят демонстрации с участием бывших фашистов-эсэсовцев. Даже когда я приехал в Марокко, на паспортном контроле меня спросили, где я родился. Я ответил, что в Латвии. Офицер улыбнулся: «О! Это где фашистские демонстрации проходят?!»

Однако фашистские демонстрации не так опасны, как спектакли Херманиса. В таких демонстрациях участвуют старые маразматики, которые сами перестали понимать, где служили: в КГБ или в СС. А может, некоторые вообще думают, что это одна и та же организация. К этим демонстрациям нельзя относиться всерьёз. Замечательно сделал наш рижский музыкант, полубомж, который во время фашистской демонстрации стал наигрывать на гармошке марш «Прощание славянки»! Закавыченные эсэсовцы под этот якобы эсэсовский марш попытались шагать нога в ногу. Русские смеялись от души, а маразматики думали, что их приветствуют. Вот так, по-моему, и надо к этой шизе относиться. Но Херманис не шизоид! Он профессионал! Поэтому его «творчество» гораздо опаснее. Для непросвещённых… оно убедительно!

Молодёжь будет ходить на этот театральный шлягер, дабы узнать, что всё-таки из себя представляет любимый русскими поэт и что он этакого написал, дабы потомки его почти обожествили? И впредь будет судить о Пушкине по Херманису. Школьники будут называть его… макакой! Очень верный расчёт!

Это не театр – это… политика!

Представляю, что стало бы с латышами, если бы кто-то их русских режиссёров подобным образом поставил Блауманиса, Кришьяна Барона, Райниса? Но русские режиссёры слишком культурны для того, чтобы унизить себя осквернением светлых имён.

Я не удивлюсь, если за макаку Пушкина дадут какие-нибудь престижные театральные премии в Европе. Ведь Херманис делает главное – подрубает ещё один корень российской культуры. Развенчивает русского бога поэзии. Это сейчас для Европы очень важно.

Профессионал и культурный человек – понятия, которые не всегда совпадают. Херманис некультурный профессионал. Культурные люди в истории всегда отличались тем, что мирили народы своим творчеством. Херманис ссорит!

Он хромосомный русофоб! И рассказы Шукшина он хотел поставить, чтобы поиздеваться над простыми русскими крестьянами. Но актёры всё испортили. Почувствовали в тех героях, которых играли, доброту, трогательность, сердечность… Актёры оказались гораздо талантливее режиссёра. Своим актёрским даром «испортили» спектакль! Пришлось из России возвращаться в родную Латвию и оправдываться, пачкая Пушкина!

А теперь позволю себе высказать то, о чём интеллигентные русские люди, живущие в Латвии, упоминать стесняются. Во-первых, латыши такие же славяне, как и русские, и кривичи, и древляне, и славяне полабские, и другие древние славянские племена-народы. Просто им на каком-то этапе показалось, что для них славянами быть унизительно, и они обкорнали собственную историю.

Разница с Россией у латышей лишь в одном – у них не было письменности… до 19 века! Они всегда были замечательными земледельцами, музыкантами… Но в веках постоянно на кого-то работали: то на шведов, то на поляков, то на немцев. «Хозяева» распоряжались латышскими хуторянами как своими рабами. Не давали им учиться, не позволяли иметь собственную письменность.

Когда-то в совсем древние времена у предков латышей были письменные знаки, которые задолго до скандинавских назывались рунами.

Поэтому по-латышки «говорить» – «runat». Но дощечки с этими пра-латышскими буквами-образами были затоплены в одном из озёр. Назывались они буртсы. Сегодня по-латышски «буква» – «burts». А озеро, в котором крестоносцы утопили древние знания балтийских славян, и нынче называется Burtnieku.

Но это в далёком прошлом, а до 19 века, повторяю, у латышей не было письменности. Одно время те же шведы и немцы не позволяли им иметь паспорта и без специального разрешения не пускали в столицу Латвии Ригу. Большинство зданий в одном из красивейших городов Европы, в Риге, было построено не латышами, а архитекторами-иностранцами: немцами, евреями и… русскими! Сегодня латыши эти данные стараются скрыть. Переписать историю в угоду американскому послу!

А между прочим во всех латышских сказках чертями изображаются именно немцы-бароны.

Надо отдать должное латышскому народу. Несмотря на угнетение предков средневековым «Евросоюзом» он сохранил свои песни, легенды, сказания, сказки… В устном творчестве!

В латышской истории поливают грязью Петра I и Ленина. Согласен, не самые светлые фигуры в российской истории. Но благодаря Петру I, который выгнал «чертей», русская аристократия стала относиться к латышам как к людям, а не как к рабам. Конечно, неверно было бы утверждать, что Россия как государство много хорошего сделала для Латвии-полуколонии. Но! В России всегда были великие писатели, художники, врачи, архитекторы… Именно российская интеллигенция и классическая русская литература повлияли на развитие литературы в Латвии. В 19 веке появились гениальные латышские поэты, писатели. Россия не просто дала возможность латышам обучаться в школах, но и предложила ввести свою самостоятельную письменность... На основе латиницы! Сколько будущих писателей, поэтов и художников обучались в Петербурге?!

Честь и хвала не царской России как государству, а тем образованным русским истинным пушкинским интеллигентам, которые всегда были совестью России. Именно они повлияли на развитие творчества в Латвии. Они первыми из всех «колонизаторов» увидели таланты латышского народа. Уже в середине 19 века великий латышский поэт и писатель Блауманис записал народные латышские короткостишия – Дайны – на своей впервые обретённой письменности. Будущие знаменитые латышские художники поехали учиться в Петербургскую академию художеств. На стипендии, выданные им Россией, уезжали практиковаться в Италию и возвращались европейски признанными мастерами. именно в те времена, когда Латвия считалась частью России, в Риге была построена Академия художеств. Глядишь на эту подпирающую небо псевдоготику, и душа взлетает, будто смотришь на храм.

Так что благодаря Петру, который выгнал шведов из Латвии, талантливый латышский народ почувствовал влияние российской культуры и стал народом не только земледельцев, но и писателей, и поэтов, и музыкантов. А потом актёров, режиссёров, мастеров кино…

Ленину вообще надо в странах Балтии поставить памятник. Ведь именно благодаря Ленину и решению тогдашнего российского правительства Латвия, Эстония и Литва стали независимыми государствами. Кстати, в то же время получила независимость и Финляндия! Однако финны ценят за это первых советских руководителей. Мне доводилось выступать в Хельсинки в Доме культуры имени Ленина всего 10 лет назад. Там и памятник Ленину до сих пор сохраняют, мол, спасибо, Владимир Ильич, за наше светлое прошлое!

Конечно, когда Латвия стала союзной республикой, первые годы для неё были кошмарными, начались аресты, ссылки, расстрелы. Но все эти действия были направлены не только против латышей, но и против русских!

ГУЛАГ – понятие интернациональное!

Впрочем, об этом уже много написано и сказано. Я бы подчеркнул то, о чём говорить в Латвии считается чуть ли не преступлением.

В брежневские времена в странах Балтии уже работали Союз писателей, Союз композиторов, Союз художников… Организовывались недели культуры других народов, ежегодно открывались для детей новые школы… На дотации были театры, Рижская киностудия снимала одни из лучших фильмов в Советском Союзе, латышские поэты переводились на все языки народов Советского Союза. Раймонд Паулс приобрёл всенародную известность, потому что сотрудничал с известнейшими советскими исполнителями, в частности с Аллой Пугачёвой! Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и многие другие советские поэты переводили латышских поэтов на русский, и те зарабатывали достаточно хорошие деньги.

Когда Евгений Евтушенко приехал ко мне в гости в Ригу, он очень удивился, что его на перроне не встретил ни один латышский поэт. Даже хитрый Янис Петерс побоялся прийти на перрон и приобнять своего бывшего друга. Женя был обижен, словно ребёнок: «Я их всех переводил, они зарабатывали благодаря мне, причём переводил, зачастую улучшая их примитивную поэзию, а они даже не пришли меня встретить после того, как я приехал в Ригу спустя двадцать лет!»

Я не пытался ему объяснить, что он, Евтушенко, сегодня в Латвии поэт-оккупант!

Самые образованные в мире латыши – это те, которые получили образование в советское время. Я уже не раз приводил примеры, насколько они лучше знают мировую литературу и легче считают в уме, чем те латыши, которые эмигрировали и получили образование в Америке или в Канаде. О каком угнетении латышей в брежневские времена можно говорить, если всегда Первым секретарём ЦК КПСС Латвии был латыш? Да, при нём был от КГБ второй секретарь. Но второй не вмешивался в дела первого, когда проблемы решались экономические, а не политические. Латыши занимали самые ответственные места в советских учреждениях. Да, жили бедновато, не попкорново, не гамбургерно, недостаточно сосисочно! Но не только латыши, а все советские люди. Зато надёжно, без страха, что вот-вот грянет очередной кризис и останешься у разбитого корыта.

В истории любой страны немало бед. Но как можно было забыть о той русской культуре, которая помогла развиться культуре латышской?

Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто старое забудет – оба глаза!

Сегодня ненависть к русским застит прибалтам глаза. Недаром слово «ненавидеть» от «не видеть». Ненавидеть всех русских за сталинские репрессии так же примитивно, как русским ненавидеть всех латышей за то, что двое из них участвовали в расстреле царской семьи, а добрая сотня латышских стрелков сберегли Ленина! За это и иск можно нынче подать в Гаагский суд. Потребовать компенсации!

Херманис плюнул… в своё прошлое! Плюют в своё прошлое и те, кто аплодирует на его спектаклях. У того, кто плюёт в прошлое, нет будущего. Впрочем, у латышей уже сегодня, к сожалению, нет и настоящего. Кризис покруче греческого.

Повторяю, латышский народ удивительно талантливый. Я вырос среди латышей. Они на меня повлияли в самом лучшем смысле этого слова. Мне обидно видеть, как они сегодня теряют свои таланты, унижаясь перед Евросоюзом. Ведь сегодня Латвия, как и Литва, нужны поднатовскому миру в качестве присосок к России. Их уже лишили основной работы: земледелия, практически уничтожено рыболовство... Что написано о латышах и литовцах в современных западных энциклопедиях? Почитайте, у вас на это много времени не уйдёт. А в Советской энциклопедии о латышах 150 страниц… сплошного панегирика!

Херманис, безусловно, человек не бездарный. Всевышний особенно строг к таким. Талант – это сердце. Когда злобы больше, чем сердца, когда политика блокирует искусство, даже очень одарённый человек лишается своего дара. Это произошло и с Херманисом. Я ему сочувствую. Человек, который теряет дар, становится несчастным, прежде всего, и в семейной и в личной жизни. Более того, беды, предавшего талант, могут перекинуться и на последующие поколения. Недаром у многих богатых озлобышей дети – наркоманы, дебилы, компьютерные дегенераты... Нелёгкая душевная жизнь ожидает Херманиса в ближайшем будущем. Небо не прощает Иванов, не помнящих родства. Но! У меня есть ему дельный эзотерический совет: как только все беды навалятся, когда он почувствует, что далее так жить не может, пускай попросит прощения у всех тех русских людей, для кого Пушкин является поэтическим богом! И он увидит, как все его проблемы разрешатся сами собой.

Может быть, этим он подаст достойный пример и латышским политикам, которые предали свой народ, озлобили энергию родной латышской земли, наполнили её таким градусом ненависти, что латышская молодёжь, сама не понимая почему, уезжает в страны Евросоюза и не хочет оставаться на родине.

Противно жить, когда вместо культуры… политика!

Когда закрылись киностудии, нет Союза писателей, не ценят учителей и врачей, обрезаны дотации театрам… Когда родные поэты не интересуют никого в мире, книжки писателей не покупаются, великая латышская классическая литература почти не переиздаётся… Школы закрываются, а детей учат ненавидеть народ соседей!

Глядишь, покаяние Херманиса когда-нибудь поможет и политикам понять, что счастье их родины не в ненависти, а в любви! Не в нефти и не в надеждах на Евросоюз, в котором никогда не будут переводить латышских поэтов, как это делалось в СССР, не будут ценить латышских актёров, писателей, музыкантов и даже Паулса... Зато всегда будут с радостью принимать у себя бывших хуторян в качестве официантов и house-keepers.

P.S. Я рассказал о постановке «Евгения Онегина» Серёже Безрукову. Он мне ответил, что «Евгения Онегина» недавно поставили в Англии. Но даже в этой стране, которая уже много сотен лет более всех остальных стран ненавидит Россию, отнеслись к Пушкину с бо́льшим уважением! Аристократы! Не херманисы!

Владимир Качан исполняет песню на стихотворение "Пушкин" Леонида Филатова (вступительные слова - Михаил Задорнов)