Тартус преткновения

Эскадра кораблей ВМФ России готова выдвинуться к берегам Сирии - предполагаемому театру военных действий

«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» - эти хорошо знакомые каждому школьнику (по крайней мере, пожалуй, до введения ЕГЭ) строки из лермонтовского «Бородино» первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь позорную историю глобального геополитического отступления России в постсоветский период.

Камрань во Вьетнаме, радиоэлектронный центр Лурдес на Кубе, военный аэродром в Приштине на Балканах, потенциальная база ВМФ в Триполи (ее открытие фактически уже было оговорено с Муаммаром Каддафи и было делом ближайшего времени)- вот лишь некоторые страницы из этой многотомной летописи бесславных уступок и бездарных поражений российской дипломатии, начиная с приснопамятных «козыревских» времен.

Впрочем, не исключено, что российские власти сегодня находятся на пороге пускай запоздалого (впрочем,  «лучше поздно, чем никогда»), но крайне обнадеживающего внешнеполитического отрезвления. Видимо, отступать уже некуда - позади Москва.

Косвенным доказательством этого отрадного факта может служить сообщение, появившееся на днях в российских и зарубежных СМИ. Как стало известно, отряд в составе больших десантных кораблей "Николай Фильченков" и "Цезарь Куников" завершает подготовку к выходу в Средиземное море для выполнения специальных задач в сирийском порту Тартус, где находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ России, поведал "Интерфаксу" источник в Минобороны РФ. «Боевые корабли будет обеспечивать спасательный буксир СБ-15. Экипажи кораблей вместе с морскими пехотинцами, которые разместятся на их борту, способны, в случае необходимости, обеспечить безопасность российских граждан и эвакуировать часть имущества пункта материально-технического обеспечения», - уточнили изданию формат запланированной миссии в оборонном ведомстве.

Предвосхищая возможные «вопли» либеральных СМИ (как в России, так и за рубежом) о том, что готовящаяся акция свидетельствует об агрессивном характере и милитаристском уклоне в российской внешней политике, следует пояснить, что дело обстоит с точностью до наоборот. На примере Ливии весь мир имел возможность убедиться, что дипломатическая толерантность России к экспансионистским «шалостям» США и их союзников ничем хорошим как правило не заканчивается. Видимо, нелишне также напомнить, что  Тартус на сегодняшний день это единственный опорный пункт нашего военного присутствия в Средиземноморье. В советское время наши корабли свободно заходили в египетскую Александрию и пользовались портами Ливии. Однако, усилиями «либерал-пораженцев» в течение двух последних десятков лет количество кораблей на морском пространстве между двумя континентами сокращалось как пресловутая шагреневая кожа. Прямо пропорционально процессу скукоживания российских внешнеполитических амбиций.  Как нетрудно догадаться, если Россия лишится последней «базы подскока» для кораблей ВМФ и подводных лодок на пути с черноморских мест их дислокации «на большую воду» (то есть в мировой океан), по ядерной триаде РФ в части подводных ракетоносцев будет нанесен ощутимый удар. А это, в свою очередь, весьма серьезно осложнит обеспечение национальной безопасности РФ. Наконец, следует отметить, что помимо роли уникального стратегического плацдарма в регионе эта географическая точка играет заметную роль в качестве одного из логистических узлов в углеводородном транзите из стран Персидского залива. Как известно, здесь находятся огромные нефтехранилища (по размерам в десятки раз превосходящие территорию самого города). Отсюда «черное золото» морским путем вывозится в Европу.  

Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин в специально для интернет-платформы «РУСЬ» объяснил, почему Россия не имеет  права на очередную геополитическую слабость:

-  Конечно, это весьма комплиментарное для российских властей предположение, что они так заботятся о своих гражданах, что отправляют в Тартус военные корабли. Понятно, что в случае осложнения ситуации и крупномасштабной гражданской войны наших соотечественников можно было бы эвакуировать через Турцию, Израиль или Иорданию. Иными словами с точки зрения оказания помощи нашим гражданам эта операция находится на втором плане. На самом деле идет подготовка к военной акции, которая показывает, что мы серьезно настроены на нормализацию ситуации в Сирии. И на недопущение внешней интервенции в это государство. Я скажу так, когда «Цезарь Куников» куда-то идет, это уже пахнет порохом. На его борту находятся сотни десантников, которые действительно могут осуществить операцию по наведению порядка.

Во всяком случае, на побережье Сирии. Поводов, уверен, будет более чем достаточно. Отправка нашей экспедиции станет сигналом американцам и НАТО о том, что мы можем оказать действенную помощь Асаду в прекращении вооруженного мятежа. То, что происходит в Сирии это именно мятеж, причем инспирированный и финансируемый извне. Тем более, что уже доказан факт поставки оружия сирийским банформированиям из Саудовской Аравии, стран Персидского залива и Франции.

Это свидетельствует о том, что от дипломатических шагов мы переходим к шагам военно-политическим. Наше военное присутствие в Сирии остудит милитаристский пыл европейцев, которым по большому счету сейчас и так не до Сирии - ЕС трещит по всем швам. Так что им залезать в «ближневосточную трясину» откровенно говоря не резон. Хотя американцам это было бы чертовски выгодно. Во-первых, они таким образом снимают напряжение со своей финансовой системы. Во-вторых, военная интервенция ослабит ЕС и даст США возможность еще больше прибрать его под себя в политическом и экономическом смысле. Следует отдавать себе отчет в том, что Сирия является ключевым государством в регионе. Наши корабли готовятся к отплытию в Тартус не для того, чтобы просто удерживать за собой эту базу, а чтобы поддержать Башара Асада. Сирия это транспортный узел, через который проходит множество нефте- и газопроводов. Это тот камень преткновения, который может свести к нулю весь антироссийский логистический проект Набукко. Не говоря уже о том, что через Сирию Ближний Восток соединяется со Средиземным морем и Европой. В политическом плане свержение режима Башара Асада даст возможность радикальным исламистам и стоящим за ними силами создать дугу нестабильности. Начиная от Туниса и заканчивая турецкой границей.

Для турок такой сценарий тоже «не в жилу». Соседство с государством победившего исламского радикализма им вряд ли окажется по душе. Поскольку в последние десятилетия это в достаточной степени светское государство, которое не приемлет всякого рода исламистские выверты. У турецких властей перед глазами новейшая история Египта, где к власти небезуспешно рвутся «Братья-мусульмане». Это сигнал для цивилизованных стран о том, что «ребята, дальше будет еще хуже». Поэтому события в Сирии сегодня это «лакмусовая бумага», показывающая перспективы исламского экстремизма. Геополитические организаторы этого явления преследуют цель создать сплошную «дугу нестабильности» (или как еще говорят комментаторы «петлю Анаконды») по всему Ближнему Востоку. В такой ситуации очень важно, что бы Москва продемонстрировала всю серьезность своих намерений в отношении Сирии. Тем более, что Сирия и Иран связаны практически напрямую.  Это две страны, которые несмотря ни на что лояльно относятся к России. Соответственно,  мы заинтересованы в том, чтобы защищать их суверенитет. Нетрудно догадаться, что будет с Ираном и Сирией, если здесь произойдет смена власти.

Хотя у Ирана положение получше. Во-первых, это нефтегазодобывающая страна. Во-вторых, она дает США возможность использовать себя как жупел для создания системы ПРО в Европе против России. Наконец, Тегеран это тот внешний враг, который наличие которого выгодно Вашингтону по еще одной причине. Оно позволяет консолидировать американских союзников на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива под эгидой США. В противном случае в этом разнородном пуле марионеточных режимов началась бы серьезная грызня. В общем, если бы нынешнему режиму в Иране грозило что-либо серьезное, я считаю что Штаты по идее должны были бы встать на его защиту.

Отправив в Сирию корабли мы делаем очень сильный ход на опережение. К сожалению, у нас нет повода наращивать свое военное присутствие в районе Персидского залива. А здесь мы имеем право на принятие превентивных мер по защите своих граждан и своей базы. Наконец, мы даем сигнал США - не лезьте сюда. Сейчас Запад пребывает в некотором замешательстве. Уж на что Кофи Аннан «никакой» миротворец (спецпосланник ООН и ЛАГ по урегулированию сирийского кризиса), и то он воздерживается от того, чтобы давать одностороннюю оценку происходящего в этой стране. Экс-генсек ООН даже намекает на то, что значительная часть ответственности за эскалацию насилия лежит на сепаратистах  и странах Запада. А действия официальных властей Сирии имеют четкую мотивацию - простите, любой вооруженный мятеж нужно подавлять. И плоха та власть, которая этого не делает. В ситуации, когда Запад колеблется в нанесении военного удара по Сирии превентивный ход со стороны России может сыграть определяющую роль.