Чья бы Европа мычала...


 

Так долго и много говорилось о коррупции в России, что невольно возникло и укрепилось убеждение, что в Европе, куда так стремится чуть ли не каждый, всё в полном порядке. Особенно подкрепляют эту иллюзию ежедневные свидетельства коррупции в родных пенатах. На самом деле европейцы предпочитают не замечать бревно в собственном глазу. 

По данным Совета Европы, коррупция обходится Евросоюзу примерно в €120 млрд/год. Некоторые аналитики говорят о том, что эта цифра может быть значительно больше. По данным исследования Eurobarometer, около 74% европейцев видят ежегодный рост коррупции в своих странах. 

Коррупция в сфере политики и бизнеса в Европе, особенно в Средиземноморье, ослабляет экономику еврозоны. 
Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на доклад Transparency International. В то время как Европа считает себя наименее коррумпированным регионом в мире, в нескольких европейских странах отмечены очень тесные связи между предпринимателями и госструктурами, публичный доступ к информации и отсутствие законов, регулирующих лоббирование, говорится в докладе. 

"Страны с низкими антикоррупционными гарантиями в настоящий момент оказались в числе тех, у которых большинство проблем связаны с госдолгом", – сказал директор по исследованиям Transparency International Финн Генрих. В исследовании отмечаются Греция, Италия, Португалия и Испания в качестве самых "проблемных" стран еврозоны. 

В докладе говорится, что положение в Нидерландах рассматривается как "совершенно неадекватное", а меры борьбы с коррупцией в Бельгии и Франции не являются эффективными, потому что они происходят по "непрозрачным каналам". 

Всем памятны "платные завтраки" с премьер-министром Великобритании Дэвидом Камероном. Деньги должны иметь цель вложения. А в данном смысле это вложение — желудок премьера Великобритании. Весьма сомнительное вложение, все же знают во что это всё потом выйдет. Значит цель всё же не желудок, а сам премьер? Вот отсюда и нужно начинать. 

Вторым примером является истории с Саркози. Просто интересно, что было бы с Европой, устраивай подобное Путин? А ведь "в шкафу" у Саркози не только «сомнительная финансовая деятельность», но и убийство своего кредитора. В пользу версии о его причастности к махинациям на посту министра внутренних дел говорит то, что когда Саркози понадобились деньги на избирательную кампанию, он обратился к самой богатой женщине Франции мадам Бетанкур, главе косметической компании Л’Ореаль. Лилиан Бетанкур была вынуждена дать деньги без каких-либо проволочек. С чего бы это вдруг мадам Бетанкур так расщедрилась? Похоже она у него на коротком поводке и вздумай она не дать ему денег, бизнес её мог бы серьезно пострадать. Так что весьма вероятно, что Саркози еще и шантажист. 

В феврале 2007 года, 400 тысяч евро были переданы в парижском баре тогдашнему казначею Саркози и будущему министру труда Эрику Верту. Вторая половина денег была передана уже лично кандидату в президенты в апреле того же года. 

В 19-ти странах ЕС отсутствует закон о лоббизме. То есть проталкиванием интересов большого бизнеса, просто богатых людей, а порой и различных структур из-за границы занимаются какие-то непоименнованные личности снующие в корридорах власти стран ЕС. В шести странах Евросоюза лоббисты напрямую влияют на принятие политических решений. Согласно докладу TI коррупция выше в странах Южной Европы. По мнению главы английского отделения TI Чанду Кришнана именно с этим связаны сегодняшние трудности Испании, Италии, Греции и Португалии. Показательным примером правоты его слов могла бы быть история премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. 

Весьма значительный масштаб последствий коррупции напрямую связан с масштабами самой коррупции. Так же Чанду Кришнан заявил, что для устранения коррупции необходимо принять законы с ограничениями для сбора денег на избирательные компании, придать лоббистам официальный статус и регистрировать всех, кто ведет подобную деятельность, широко освещать законы связанные с лоббированием. 

Представитель Европарламента, финн Карл Хаглунд, обсуждая положения доклада IT, со своей стороны заметил, что в Финляндии также вырос уровень коррупции. Сам Европарламент тоже не является «обителью святых». Депутаты Европарламента не единожды были замечены в том, что члены их семей путешествовали за счет Европарламента. 

Возможно единственным непорочным образованием здесь является Transparency International, которая и критикует всех в докладе? Организация была организована в 1993 году по инициативе главы немецкого регионального отделения Всемирного Банка Петера Айгена и группы политфункционеров из числа отставных политиков вроде Камаля Хоссана (1973-1975 премьер министр Бангладеш). Штаб-квартира организации располагалась в Германии. 

Изначально продуктом организациия являлся ими же имплементированный индекс CPI (Corruption Perception Index), что можно перевести как Индекс Коррумпированности властей. Он вычислялся путем опросов бизнесменов на предмет коррумпированности местных властей в различных государствах. С 1999 года к нему прибавился еще один индекс BPI (Bribe Payers Index). Этот индекс подразумевает если так можно выразиться «взяткодаваемость» ведущих экономическую деятельность местных компаний. 

Интересный момент. IT была неоднократно раскритикована правительствами различных стран, за изменение методики расчета индексов. То есть индексы вычислялись по какой-то им одним известной методике, которая была совсем не постоянной. Это похоже на какой-то конъюнктурный подход к вычислениям. Эта критика со стороны правительств разных стран присутствует и сегодня. Кто бы мог быть заказчиком таких вычислений и кому может понадобиться двигать страны вверх и вниз в таблице? Как всегда наверное нужно поискать источники финансирования организации. И вот тут оказывается всё становится гораздо интереснее. 

Даже весьма неискушенный в международных делах читатель, сможет найти среди списка финансирующих организаций знакомые всем названия: Национальный фонд демократии (NED), Агентство США по международному развитию(USAID), Фонд Сороса и Фонд Форда. Как видите, всё сплошь знакомые организации, которые в данном случае похоже очень дружно держат за горло с одной стороны национальные правительства, с другой стороны крупный международный бизнес. Из-за индекса BPI, любую компанию можно представить коррумпированной. 

Возникает ощущение, что это никакая не организация в общепринятом смысле, а какая-то международная шайка рэкетиров, распустившая свои щупальца по всему миру и получающая дань с большого бизнеса и шантажирующая правительства разных стран. Подтверждением этому может служить то, что среди контрибуторов фонда есть нефтяные гиганты BP-Amoco, Exxon, , Shell, а также компания владеющая рудниками в Австралии Rio Tinto, со штаб-квартирой в Лондоне. 

При помощи этой «организации» весьма удобно манипулировать не только какими-то третьеразрядными странами, но и вполне развитыми экономиками, потому что в их руках находятся обе вожжи именуемые «власть» и «деньги». Примером давления на независимую страну, может быть случай, когда Украина попыталась провести независимый аудит деятельности правительства Тимошенко. Еще до окончания аудита и совершенно не озаботясь познакомиться с результатами, TI назвала проведение независимого аудита “охотой на ведьм”. 

Эти же организации сегодня вкачивают деньги в протестное движение в России. В прессе проскакивала информация о том, что на протестное движение в России выделено порядка 50 миллионов долларов (речь идёт о дополнительных ассигнваниях в рамках пересмотра бюджета конгрессом США). 

Читая очередной доклад о нарушениях в России или на Украине, особо откровения там конечно же найти не удастся, все мы хорошо знаем положение вещей в этих странах, однако иногда так и зудит в мозгу Грибоедовское, «А судьи кто?».