Три гуны материальной природы: гуна благости, гуна страсти, гуна невежества
На модерации
Отложенный
Информация взята из ведических лекций, прочитанных разными лекторами, а также из собственных наблюдений.
Итак, проявленный мир состоит из трех гун (качеств или свойств материальной природы) – благости, страсти и невежества. Каждая из этих гун может проявляться в чистом виде, или же переплетаться с другими гунами в любом сочетании и соотношении, что в любом случае обуславливает человека.
Определив, в какой гуне находится тот или иной аспект вашей жизни, вы можете изменить его, сделав жизнь лучше. И сейчас мы рассмотрим проявления гун в различных сферах нашей жизни.
Общие характеристики гун
Гуна благости характеризуется спокойствием, счастьем, пониманием, любовью, трезвостью мышления, духовностью, разумностью, положительными эмоциями, здоровьем. В гуне благости нет страхов и других негативных эмоций, состояний и переживаний.
Гуна страсти характеризуется беспокойством (из-за множества материальных желаний и жажды наслаждений), эгоизмом, чрезмерными усилиями, перепадами настроения и множеством проблем.
Гуна невежества характеризуется глупостью (неразумностью), негативными эмоциями и состояниями, разрушительной деятельностью по отношению к себе и другим, депрессиями, апатией.
Рассмотрим более детально отдельные аспекты жизни с точки зрения гун.
Питание в благости, страсти и невежестве
Питание в благости – употребление качественных свежих или свежеприготовленных продуктов, таких как фрукты, овощи, зерновые, молочные продукты. В благости эти продукты употребляются в соответствующее время (см. Таблица правильного питания). Пища в благости приготавливается в чистом помещении, в чистой одежде, со светлыми мыслями, красиво сервируется, с любовью предлагается, и вкушается в спокойном состоянии ума и вниманием к пище. Продукты со сладковатым вкусом содержат в себе благость, но могут иметь примесь других гун. Пища в благости, как правило, имеет сочный, приятный, маслянистый вкус, и приятный аромат. Питание в благости приносит здоровье, хорошее настроение и способствует духовному развитию. Вот продукты благости.
Питание в страсти – пища, приготовленная или употребляемая наспех. Продукты в страсти обычно имеют чрезмерно выраженный вкус или запах, слишком острые, горькие, соленые блюда, пища слишком сухая или горячая, слишком разнообразная. Питание в страсти может принести больше вреда здоровью и духовному развитию, чем пользы.
Питание в невежестве – пища безвкусная или с неприятным запахом, видом и вкусом, несвежие блюда (приготовленные более чем за 3 часа до еды), объедки, испорченные продукты, мясо, рыба, яйца, грибы, лук, чеснок, спиртное. К невежеству также относятся продукты, выращенные или приготовленные в нечистых условиях. Питание в невежестве вредно для здоровья и духовного роста.
Режим дня
Гуны проявляются и в режиме дня. Благостный режим дня описан в статье Правильный режим дня. Чем дальше от такого распорядка, тем ближе к страсти и невежеству, что влечет за собой проблемы со здоровьем и препятствует духовному развитию.
Утро – это гуна благости, день – гуна страсти, и ночь – гуна невежества.
Деятельность
Деятельность в благости – это целенаправленная упорядоченная деятельность, приносящая благо всем. Действия в энтузиазме или сильном интересе, при отсутствии привязанности к результатам деятельности, без ожиданий и беспокойств. Внимание сосредоточено на том, что происходит сейчас, а не на том, что могло бы произойти в будущем, или «к чему могут привести мои действия». В такой деятельности нет эгоизма, гордыни, конкуренции, негативных эмоций и состояний. Присутствует чувство ответственности за себя и других.
Деятельность в страсти – диктуется эгоистичными материальными желаниями, жаждой личного наслаждения. Имеет место привязанность к результатам своего труда (действий), явно выраженная конкуренция, борьба, желание урвать «кусок побольше», «получить признание своих заслуг» и т.д. Деятельность в страсти обычно сопровождается жадностью, злостью, неразумным эгоизмом, нечистыми мыслями и хитрыми действиями. Ответственность только за себя и перед собой. Такая деятельность приводит к постоянной смене полюсов дуальности «удовольствие - страдание», что вызывает разочарование, вводит человека в депрессию, вызывает болезни, и окончательно погружает в гуну невежества.
Деятельность в невежестве – это действия, приносящие беспокойство и вред себе и другим, насилие, разрушение – в любых проявлениях. Отсутствие ответственности. В невежестве человек, как правило, не осознаёт последствий своих действий, а если и осознаёт, то самостоятельно изменить положение дел уже не может.
В деятельности, как и в других аспектах жизни, гуны могут смешиваться в различном сочетании и соотношении. Преобладающая гуна – та, которая проявляется чаще и ярче других.
Понимание
Для благости характерно понимание «какие действия к чему приводят», «что стоит делать, и чего не стоит». Есть понимание Единства проявленного мира, и видение взаимосвязей проявленных аспектов бытия. Понимание того, что дает освобождение, и того, что связывает сильнее. Отсутствует обвинение других, нет также обвинения себя, но есть работа над собой и помощь другим.
Понимание в страсти искажено и запутано, «нужно жить только для себя», отсутствие четкого видения причинно-следственных связей, нет видения Единства. Неспособность отличить, что более истинно, а что менее. Отсутствие ясного понимания, какие действия разумны, а какие нет. Обвинение других и себя.
Понимание в невежестве невозможно даже назвать пониманием, потому что оно перевернуто с ног на голову. В невежестве истина видится ложью, а ложь – истиной. Отсутствие понимания причинно-следственных связей, неспособность осознать свои действия причиной возникающих проблем. Тотальное обвинение других, «жизнь несправедлива», и «все враги».
Общение, эмоции и интересы
Общение в благости всегда приятно и позитивно.
Человек в благости с удовольствием общается на духовные темы (даже если не относит себя к той или иной религии), его интересуют в первую очередь вопросы саморазвития и самопознания, он с радостью помогает другим разобраться в сложных вопросах и ситуациях. Его речь проста, доступна для понимания, и общаться с таким человеком, как правило, приятно и полезно. Человек в благости испытывает позитивные эмоции, которыми заряжает и собеседника. Такой человек не станет унижать, оскорблять, осуждать, намеренно ставить в неловкое положение, и не будет пытаться показать себя лучше, выше, продвинутее других.
Общение в страсти ведется только на темы, которые человеку интересны ввиду его эгоизма. И если он позволяет вам рассказать о своих проблемах и интересах, то только потому, чтобы потом снова переключиться на «свою волну». Для страсти характерны споры, попытки доказать, переубедить, переделать другого человека – и это все с давлением, навязыванием, хитростью и задними мыслями. Эмоции при общении в страсти могут быть разные, но больше всего проявляется антагонизм, злость, имеет место раздражительность и недовольство (которые иногда прикрываются напускными эмоциями более высокого диапазона). Интересы в страсти отстаиваются только свои, интересы собеседника рассматриваются в последнюю очередь.
Общение в невежестве характеризуется грубой речью, матом, психологическим насилием, подавлением. Преобладает общение о разрушении или разрушенном, например «как всё плохо», «все люди сволочи», «что они со мной/нами сделали», «а давай ограбим банк», «нужно отравить собаку соседа» и т.д. Соответствующие эмоции – гнев, ненависть, горе, апатия.
Места наибольшей концентрации гун
Гуна благости больше всего проявлена в нетронутых человеком местах (реки, горы, леса, поля), а также в Божественных местах – храмах, церквях, монастырях, местах поклонения и паломничества.
Гуна страсти сосредоточена в городах и людных местах – рынки, вокзалы, аэропорты, развлекательные заведения, места соревнований, кинотеатры и т.д.
Гуна невежества проявлена в местах, связанных со смертью (мясокомбинаты, кладбища, скотобойни, морги) и в подземных сооружениях типа метрополитена, шахт, подвалов и т.д.
Цвет, изображения
Оказывается, гуны также проявляются и в цвете.
Гуна благости проявляется в желтом и золотистом цвете.
Гуна страсти – в красном, алом.
Гуна невежества – в синем и черном.
Рисунки, картины, фотографии, плакаты, ковры, обои и т.д. можно оценить с точки зрения гун по сочетанию цветов, форм и переходов, а также по смысловой нагрузке.
Благостные изображения имеют немного цветов, не очень яркие, мягкие тона, не сильно броские, плавные переходы, не напрягают глаз при долгом смотрении. Сюда относятся пейзажи, картины на религиозные темы, изображения святых.
Страсть пестрит, слишком яркие цвета, слишком много использовано цветов, резкие переходы, отчетливые формы – такое бросается в глаза и напрягает, если долго наблюдать.
Изображения в невежестве выполнены, как правило, в тяжелых темных тонах, вызывают мрачные ассоциации, неприятные мысли, создают гнетущую обстановку. При долгом созерцании портится настроение.
Звуки, музыка
Музыка в благости спокойная, мелодичная, расслабляющая, приятная на слух. Переходы плавные, никаких резких звуков. К гуне благости относятся церковные песнопения, воспевание имен Бога, мантры, звуки природы и медитативная музыка (не вся). Благостную музыку не следует путать с медленной попсой, где текст песни может быть в страсти или даже невежестве.
Музыка в страсти ритмичная, заводная, пробуждающая или усиливающая различные материальные желания. В песне музыка может быть благостной, а текст песни страстным, или наоборот – текст в благости, а музыка в страсти (как сейчас многие мантры в трансовой или танцевальной обработке).
Музыка в невежестве тяжелая, давящая, резкая, напрягающая психику, хаотичные ритмы, хриплый вокал, заметен недостаток мелодичности, тексты песен – о смерти, насилии, негативе. Многие рок и металл композиции спасаются мелодичностью и ритмом, иначе поклонников было бы гораздо меньше.
Работа над собой
Работа над собой в благости всегда интересна и познавательна. Проявлено стремление познать себя и Бога, постичь истину, избавиться от плохих черт характера, от эго, или приобрести благостные черты. Желание развить в себе то, что сделает жизнь спокойнее и радостнее для всех. Если это молитва, то молитва за всех, например, «Отче Наш», а не «Господи, дай мне то-то и то-то». К благости относится «Формула Счастья» и «Техника благодарения». Также сюда относятся упражнения и медитации, целью которых является постижение своей истинной природы, например, упражнение «Я есть», самоисследование «Кто я?» и другие техники, предложенные на сайте. Техники первого уровня, как и некоторые техники других уровней, могут сочетать в себе элементы благости и страсти, в зависимости от прорабатываемого материала и целей такой работы.
Работа над собой в страсти всегда направлена на достижение каких-то результатов в материальном мире, а не на самосовершенствование и самопознание. Желание и развитие сверхспособностей относится к страсти. Человеку в страсти интересны астральные путешествия, необычные состояния сознания, и любой другой опыт, которым можно похвастаться, использовать в эгоистических целях, или сделать себя продвинутее других. Нет особо сильного желания изменить себя, но есть сильное желание, чтобы изменились другие и чтобы мир дал мне то, чего я хочу. Человеку в страсти работать над собой не очень интересно, и практика не стоит на первом месте, уступая телевизору, развлечениям и материальным удовольствиям. Техники и упражнения в страсти: визуализации, аффирмации, формулы привлечения событий, и любые другие методы, целью которых является получение материальных благ. При этом человек не знает или не учитывает, что за всё полученное придется расплачиваться, так как все материальные удовольствия имеют обратную сторону – страдания, в том или ином виде.
Работа над собой в невежестве – т.е. работа над другими – может включать в себя использование элементов черной магии (заговоры, привороты, наведение порчи, сглаза и т.д.), и такая деятельность в конце концов возвращается бумерангом и разрушает человека (см. Ничто не случайно). Другими словами, в невежестве «работа над собой» приводит не к духовному росту, а к деградации.
Кому интересна тема гун, их проявления и последствия, а также работа с гунами, слушайте ведические лекции. Скоро будут еще публикации на эту тему.
Комментарии