Международное право как химера
Когда в мире происходит очередная межгосударственная бандитская разборка с рэкетом, типа событий в Ливии — мир немного вздрагивает и быстро успокаивается. Ведь это из-за того, что Муаммар был невменяемым тираном. С нами такого не случится.
И вот назревает очередной «рэкетирский наезд» сильных стран на очередную слабую жертву — но мало кто верит в серьёзность намерений. Мудрые люди говорят - «ничего не будет, ведь существует система международного права, а ведущие мировые державы — это не оголтелые грабители, а цивилизованные демократические страны.» И мудрых людей не смущают такие редкие отдельные эксцессы, как Ирак, Афганистан, Югославия, Ливия, Египет, Тунис, Судан, Йемен — ведь там сами правители были виноваты и довели страну до таких неприятных последствий.
Я не стану убеждать мудрых людей в том, что цивилизованные демократические страны с лёгкостью выступают международными рэкетирами и гопниками. Не буду убеждать и в том, что право базируется только на силе тех, кто к нему апеллирует и заставляет его использовать. Лишь приведу пример того, как работало это «международное право» в истории России.
Время — середина 19 века. Уже после Наполеоновский войн, когда Венский конгресс установил в Европе мир, согласие и справедливость под эгидой благородных держав-победительниц.
Пример — Датско-Прусская война 1848 — 1850 годов.
Одна из сторон в этой войне — жертва, королевство Дания. Когда-то могущественная европейская держава, державшая под своей властью Швецию и Норвегию, имевшая заморские владения о мощнейший флот, к середине 19 века Дания подошла весьма посредственной страной, не игравшей заметной роли на международной арене.
Бывшие вассалы давно освободились, людские и промышленные ресурсы относительно невелики. Но Дания продолжала контролировать очень «денежные» Датские проливы, и сохраняла владения в Германии, пользуясь раздробленностью этой страны.
Вторая сторона — агрессор, королевство Пруссия. Более молодая, стремительно набирающая силу и политический вес держава, заявившая о своём намерении объединить Германию под своей короной.
Как всё началось? Сначала, под действием революций в Европе, в том числе и в Германии, началось сепаратистское движение в Шлезвиге и Гольштейне. Шлезвиг-Гольштейн получил военную помощь от Германского союза и начал боевые действия против Дании. Датчане, не без труда, разбили сепаратистов. Тогда на территорию Дании вступили прусско-саксонско-ганноверские войска.
Ничего не напоминает из сегодняшнего дня?
Под давлением Англии, Франции и России начались переговоры, по которым получился «компромисс» - Дания и Пруссия «слегка» участвуют в управлении Шлезвиг-Гольштейном.
Но пруссаки продолжали вламываться на территорию Датского королевства. А условия «компромисса» постоянно пересматривались. (И снова только мне видится что-то знакомое в применении международного права?)
Но вот Николаю I надоел этот зоопарк. И он послал мощную эскадры в помощь Дании, дав её командиру Епанчину большие полномочия. Существует легенда, что, Епанчин сказал королю: “Не бойся, король Датский, Епанчин с тобою!”. Российская империя была больше и сильнее Пруссии и продемонстрировала решимость более не смотреть на бардак. Прусаки заключили мир с Данией, восстановив довоенные границы. А сепаратистов, оставшихся без поддержки, датчане скоро придушили. В благодарность датский король Фридрих VII Ольденбург 18 сентября 1850 года посетил эскадру и пожаловал вице-адмиралу Епанчину знаки ордена Данеброга 1-й степени с бриллиантами.
Вот так, мощным пинком по мордасам, сработало «международное право».
Спустя столетие ничего в мире не изменилось.
Получивший независимость Египет получил её без Суэцкого канала. А когда египтяне отказались следовать договорам, навязанным Египту его хозяевами в колониальном прошлом — началась англо-франко-израильская интервенция. Кстати, интервенция вполне успешная. И созданная после Второй Мировой державами-победительницами для мира, согласия и справедливости Организация Объединённых Наций «несколько запуталась» в том, кто виноват, кто прав. И в ООН случился досадный раскол, парализовавший работу этой прекрасной организации.
Но вот Хрущёву надоел этот зоопарк. И он заявил, что если интервенты не уймутся и не уберутся бегом из Египта — вмажет по ним ядерными ракетами. СССР был больше и сильнее интервентов и продемонстрировал решимость более не смотреть на бардак. Англичане с французами бросились к своему главному союзнику — США. Что делать то? Американцы союзникам пояснили, что «эти могут и врезать, так что лучше убираться». И интервенты убрались из Египта.
Снова тонкая дипломатия и международное право победили беззаконие и агрессию.
Но, конечно, всем мудрым людям ясно, что система международного права и цивилизованные демократические страны надёжно защитят более слабые страны от более сильных и сделают невозможной агрессию! Ведь Право очевидно для всех, незыблемо и самодостаточно.
Комментарии
Как же современно звучит заявление министра иностранных дел Российской империи князя А. М. Горчакова в столь далеком от нас 1858 г. (о грубом давлении европейских держав на неаполитанского монарха из-за его строгого отношения к своим подданным): "Желать добиться от короля неаполитанского уступок по внутреннему управлению его государством посредством угроз или угрожающих демонстраций значит заменить его власть своею, управлять вместо него, провозгласить без прикрас право сильного над слабым". Интересно, что сказал бы князь по поводу современных событий в Ливии и других странах?