Перерыв между статьями получился большой. Что-то всё время отвлекало.
Однако, как обещал, тему эту не брошу, тем более, что очень много комментариев, которые приводят к необходимости на них ответить.
Эта статья заставит нас вернуться к самой первой части, где я попробовал сформулировать основные недостатки жизни в СССР, с точки зрения обывателя.
Поскольку времени прошло много, то всем, кто захочет освежить в памяти или просто не читал, первая часть находится ТУТ , а вторая ТУТ .
Ну а я продолжу, и сегодня хотел бы поговорить о том:
На что мы променяли?
Итак, в первой части я обозначил три недостатка жизни в СССР. Экономические проблемы, и связанную с этим необеспеченность населения товарами, отсутствие свободы слова, и «железный занавес».
Надеюсь, читатели со мной согласятся в том, что это надо было исправить. Что собственно, глядя с позиции сегодняшнего дня, можно сказать, и было успешно выполнено.
Вот только слово «успешно» я употребил в том смысле, что мы действительно изменили экономические отношения, у нас полная свобода слова, и нет даже намека на «железный» занавес.
Но так ли успешно были эти перемены с другой точки зрения?
Давайте попробуем посмотреть.
Про «колбасу».
Конечно, кто-то станет доказывать, что из-за этого «капитализма» он стал жить хуже, а вот в «в раньшее время» имел бесплатное образование, лечение и т.п. и зарплаты на всё хватало.
Я вот, совершенно не являясь фаталистом, категорически готов утверждать, что те, кто плохо жил в СССР, так же плохо живут и сейчас. И наоборот. Все зависит от самих людей. И нынешние олигархи, останься сейчас СССР, руководили бы каким-нибудь производственным объединением, порой имея власти поболее чем у них сегодня. И талантливые специалисты, тоже были востребованы и тогда, и сегодня. Только тут слово талантливые ключевое. Ну, или хотя бы способные.
Это я к тому, что введение частной собственности, свободы предпринимательства, свободного рынка и всего прочего, было жизненно необходимо. Потому что иначе бы у нас по-прежнему «не было богатых» (анекдот, надеюсь, не забыли).
Однако, ударившись из одной крайности, мы ушли в другую.
И как правильно заметили многие в комментариях, оттого, что раньше у нас было два сорта колбасы, а теперь стало двадцать, она, как минимум, вкуснее не стала. Во всяком случае, кошка у меня не ест, причем независимо от стоимости.
А один мой знакомый полгода пытался найти вкусные сосиски. Подошел к этому серьезно, пробовал все сорта, из разных магазинов, от простого рынка, да самых дорогих, благо его цена не беспокоила. Так и не ест до сих пор сосиски, хотя очень их любит.
Стремление наполнить рынок товарами, привело к падению качества этих товаров. Кстати, я уже писал, что те, кто имел возможность преодолевать «железный занавес» (а это было совсем не так уж трудно), могли уже тогда убедиться, что сопоставимые товары на Западе по качеству проигрывали советским. Джинсы у них были лучше, а вот, извините я опять про колбасу, так вот колбаса как раз была хуже. Ну, то есть такая как у нас сейчас.
Но на самом деле это ещё всё не так важно. Понижение качества товаров в чем-то компенсируется их доступностью. Но есть другое, и вот это уже заслуживает более серьезного рассмотрения.
В СССР некая общая усредненность приводила к тому, что не было такого развитого культа вещей. И вообще культа материального благосостояния. Который (культ), кстати, вообще не свойственен нашему народу. Всегда все подчеркивали, что для русского человека на первом месте стоит духовная составляющая. В СССР она уже была ниже, чем в дореволюционное время, наверное, в силу не совсем удачной идеологии. Но она всё же была.
Или, можно сказать иначе, и так будет правильнее - её теперь нет.
В одной из социальных сетей сразу несколько молоденьких девчушек комментировали очень похоже предыдущую статью.
Одна из них гордо написала про себя, что она сама себе зарабатывает на жизнь и учебу, вкалывает в поте лица, никому ничем не обязана, но и теперь у неё есть всё.
То, что она сама зарабатывает, это конечно похвально, но вот это её «всё» было очень показательно.
Она с таким чувством превосходства рассказывала, сколько она зарабатывает, и сколько будет зарабатывать, когда, наконец, уедет из России на работу в другую страну, что просто хотелось схватиться за голову. А потом кто-то у неё спросил: «А ты когда последний раз перечитывала Достоевского?».
А ей ведь, да и целому выросшему поколению, не понять, что, сколько бы она не заработала денег, очень-очень многие граждане страны, расположенной на одной шестой части суши, когда узнают, что она не читала Достоевского, просто пожмут плечами, и навсегда потеряют к ней интерес.
Конечно, далеко не все в СССР были такие уж разносторонне-грамотные и столь сильно превосходили это девчушку по образованности.
Но, тем не менее.
Есть такая шутливая классификация по «интересности» похода в гости.
Самый высший уровень, это когда ты приходишь в гости, и долго расспрашиваешь хозяина, кто изображен на портретах, висящих в гостиной. Недавно был в гостях у журналиста Вадима Брусянина, в его старенькой питерской квартирке, и это практически «рисунок с натуры».
Следующий уровень, это когда ты приходишь, и долго, молча, изучаешь содержимое книжных полок.
И самый последний уровень, это когда ты приходишь, и слушаешь хозяев о том, где они купили свою новую мебель.
Но это подходит для нашего поколения. Для тех, кто был воспитан на том, что книга - лучший подарок (и без кавычек).
А теперь?
Мне как-то попалась по телевизору одна из тех программ, где учат, как делать ремонт. Приходят в какую-то квартиру и переделывают хозяевам какое-то помещение «под мировой стандарт». Никогда такого не смотрю, но тут случайно задержало, потому что услышал, о каком помещении идёт речь. А делали они не кухню или спальню, а библиотеку.
Это вообще редкость в наше время. Помню как в магазине, когда в разговоре жена сказала что-то вроде: «А вот эта люстра подошла бы нам в библиотеку», продавцы на нас смотрели с большим удивлением.
Так вот, возвращаясь к телевизионщикам.
Очень мне было интересно, как должна выглядеть библиотека по сегодняшней моде.
Оказалось вполне симпатично. Там был столик, за которым было удобно пить кофе и курить, мягкие кресла, еще какая-то мебель. Угадайте, чего там не оказалось?
Правильно. Там не было книг, там не было книжного шкафа, не было книжных полок.
Мне кажется уже одного этого достаточно, чтобы говорить о национальной трагедии, пострашнее многих других угроз. Что такое катастрофы типа чернобыльской или война в Чечне?
Дело же идёт об исчезновении народа. Мы вот в ленинградской области заботимся о том, чтобы сохранить древний народ ижорцев, которых осталось всего пара сотен человек.
Но тут речь идёт об исчезновении русского народа.
И нет тут никакого преувеличения. Если народ населяющий территорию этой самой одной шестой части суши, не будет читать Достоевского, Пушкина, Гоголя, Чехова, вы уверены, что это будет русский народ?
Ведь у упомянутой девочки есть лишь одна мечта – свалить в другую страну, где будут платить ей 240 000 в год. А она ведь называет себя врачом.
И не знает, что врачом становятся для не того, чтобы устроиться работать в дорогую израильскую клинику, а для того, чтобы лечить людей.
Так же как, режиссером становятся для того, чтобы снимать кино, а не искать богатого продюсера, а программистом, для того, чтобы создавать полезные программы, а не дожидаться приглашения в Microsoft .
Может неожиданное сопоставление, но просто я когда пишу, всегда имею в виду конкретных людей, встреченных в жизни.
Да и в целом хочу заметить, что я не стремлюсь создать строгий труд, разложенный по полочкам, а скорее набросать полотно широкими мазками, высвечивая отдельные моменты.
И подводя итого, хочу сказать, что конечно, без реформ в экономике, страна бы погибла. Но косвенным результатом этих, столь важных реформ, мы подвели страну к другой крайности. И крайность сия не менее опасна.
Ну, вот вам свобода слова. И что?
Я так полагаю, что многие борцы с «кровавым коммунистическим режимом» были уверены, что настоящая свобода слова, это когда Валерия Ильинична Новодворская (ну не могу я без неё, тем более опять там Галкин в телевизоре слышен) и её соратники, будут вещать на всю страну умные мысли, а все прочие люди будут с упоением их слушать, и сосредоточено конспектировать самое важное.
Оказалось не совсем так.
Говорить теперь Новодворская и различные представители оппозиции могут такое, что в любой европейской стране их бы давно депортировали куда-то в бывшие колонии, а там бы просто отрубили голову. Причем говорить это «что угодно» можно не просто на площади, а с экранов телевизоров, не говоря уж про Интернет.
Но.
Оказалось, что слушать их никто не обязан, и в связи с исчезновением КГБ, они запросто могут остаться без слушателей.
А если более серьезно, то хочу заметить, что свобода слова и вседозволенность, это совершенно не одно и то же. И как говорят в Одессе, две большие разницы.
А мы пока имеем именно вседозволенность.
Хорошо конечно, что мы избавились от запрета на свободу слова (не спорьте, будем так считать), но почему-то нас пронесло мимо этой свободы, и унесло к вседозволенности.
Вопрос о том, что из этого лучше, предлагаю оставить за скобками, а исходить из того, что лучше все-таки свобода слова, но осталось сделать так, чтобы она у нас была.
Ну и про занавес…
Мне, в силу профессии трудно оценить, насколько плохо жилось в эпоху «железного занавеса» простым советским людям.
Один мой знакомый всё мечтал проехать по следам детей капитана Гранта, по 37-й параллели. Когда он лет десять уже тому назад осуществил сие путешествие и возник разговор как раз про советское прошлое, на мой вопрос: «Можно подумать ты бы в СССР не осуществил свою мечту?», он почесал в затылке, налил рюмки, и сказал: «Ты прав».
В далекие годы работы в институте простым советским инженером (было и такое), одна моя знакомая вычитала, что предприятие обязано раз в год предоставить ей бесплатно путевку за рубеж по профсоюзной линии. Пошла в профком и ехидно спросила про путевку. Её попросили особо громко не шуметь об этом, а через месяц-полтора она укатила в Испанию. Оказалось, что всё это правда, просто никто не знал. А не знали потому, что не читали всякие бумажки, где было написано, что им обязаны предоставить.
Конечно, это хорошо, что любой человек, за сущие копейки может полежать на пляже турецкого побережья Черного моря.
А я вот предпочитаю участок берега на Финском заливе, у самой погранзоны, где огромный песчаный пляж, золотой песок искрит на солнце, и насколько может охватить взгляд, не видно ни души. Конечно никаких удобств, но чисто… и пусто.
Конечно, это очень хорошо, что можно свободно выехать за пределы страны.
Беда ведь в том, что можно и въехать.
А ведь когда-то многие у нас искренне верили, что в Голливуде снимают только хорошее кино.
И никто бы, наверное, тогда не поверил, что от эротики и порнографии может просто начать тошнить.
Нет желания призывать строить то-то вроде новой Берлинской стены… но всё же, всё же, всё же…
Как же нам бы так научиться менять что-то в нашей жизни, чтобы то, что мы получаем в результате, не заставляло вспоминать о прошлом с ностальгией?
И не надейтесь – продолжение будет обязательно.Исходный текст статьи ТУТ
Комментарии
Молодец Кирилл
Не, щас хорошо.
Я работала простым воспитателем от завода, на котором строили корабли Меня не пустили в Болгарию по путевке ( В детском саду)
Кстати, Ирин, на Ваш предыдущий комментарий не ответила из-за удаления поста. В чем-то Вы правы, но я к этому уже проще отношусь. Мы все в этом мире заложники.
Думаю,что это неправда. За деньги не всех пускали,а без денег,может только,с Лубянки
Да, конечно - не было культа вещей. За коврами и мебелью записывались в очереди, месяцами ходили ежедневно отмечаться и брали без выбора - что привезут. Нет, это не вещизм - это культурное соревнование.
Копеечные пакеты с картинкой покупали за 3-5 рублей (в зависимости от "фирменности") и берегли пуще ока.
Пустые бутылки из-под импортного алкоголя заполняли чаем и выставляли в сервантах на всеобщее обозрение - "вот, де, что мы можем себе позволить!"
В любую очередь сначала занимали место, а потом выясняли, что продают. А какие драки были в очередях за импортной одеждой или обувью! Брали не меряя!
***
Совок. Очередь.
К последнему в очереди мужику подходит дама и спрашивает:
- Что дают?
- Конан Дойля дают.
- А это лучше чем кримплен?
- Не знаю, сам две бутылки беру.
***
Я не знаю ни одной советской женщины, которая за флакончик фирменных французских не согласилась бы, чтобы с неё в СССР появился секс. )))
Нет это был не культ вещей - это была советская духовность!
Скорее у девушек пропадал всяческий интерес к ухажеру, буде, паче чаяния, он поинтересуется у неё читала-ли она Достоевского.
А по поводу "бумажек, которые никто не читал" есть две выдержки из анекдотов того времени:
"- Мне мясо положено!
- Положено - ешь.
- Так оно ж не положено!
- Тогда не ешь"
.
"Съест-то он съест - но кто ж ему даст"
Вы видимо тоже это не читали? )))
Кстати, потом ещё несколько человек этим пользовались.
Хотя возможно, что не везде этот пункт присутствовал