Радиоспорт в СССР
Это потом меня прозвали радистка Кэт, а поначалу, ну ни в какую не хотели принимать в группу радиотелеграфистов в ДОСААФе. Было это, в 1977 году на Украине. А не принимали меня на шестимесячные курсы потому, что узнала я о них поздно, и прошло уже 2 месяца занятий! Следующий набор – через год. А ждать целый год я, ну совершенно не желала! Поэтому, я упросила знакомых девчонок, которые там уже занимались, потихоньку взять меня на урок, и, будь что будет!
Класс радиотелеграфистов, до боли напоминал кадры из фильмов, в которых обучали диверсантов — сидит народ в наушниках, и на ключе выстукивает морзянку.
В начале обучения, конечно, все это (выстукивание) делалось — в замедленном темпе, а начиналось, нет, я не знаю что было в начале занятий, потому что появилась я там, как вы помните, гораздо позже.
Так вот, в тот раз, препод, (кстати, довольно маститый, с кучей наград всесоюзного и международного значения) как обычно, отстучал группу из пяти знаков, и окинул скучающим взглядом класс — кто же сегодня первым поднимет голову, мол, я уже записал. И вдруг видит – незнакомая пигалица, мне тогда было только 16 лет, демонстративно уставилась на него, пока остальные, сосредоточенно пыхтя, дописывали звуки из точек и тире — кто сколько услышал и запомнил.
Немая сцена у Гоголя в «Ревизоре» — отдыхает! Шпионка! После выяснения отношений, меня конечно зачислили! И вот почему. Где-то в 76 году, в Ворошиловграде, (сейчас Луганск) в продаже появилась игрушка – 2 маленькие серенькие пластмассовые коробочки, с пимпочками. На них можно было стучать, почти как на настоящем ключе, и слышать зуммер морзянки, потому что все это было на батарейках и соединялось проводками, достаточно длинными, чтобы можно было слышать друг друга, даже закрывшись в разных комнатах.
И самое главное, на коробочках были выдавлены знаки морзянки – точки и тире, а против каждого знака — соответствующие алфавитные значения! И еще! Там были наушники! Настоящие! Но реальные радисты, как я потом узнала, их всегда называли телефонами.
Не знаю почему, но мне так захотелось купить эту игрушку, а купив, удалось довольно быстро выучить всю морзянку!
Таким образом, попав на тот урок, я уже, была лучше всех! Потому что там, разучили только половину алфавита, а я уже знала весь! И впоследствии, когда преподу надо было уходить по делам, (что он делал довольно часто) он оставлял меня вместо себя! И я стучала дядям и тетям – (все были старше меня) а они записывали, и это было – круто!
Но дело даже не в этом, а в том, что лучших, посылали на соревнования! И я ездила в их числе! Сначала на областные, а потом 2 раза даже на республиканские! На «Союз» — так называли всесоюзные соревнования, я правда не попала, но все равно было здорово. Потому что это было детство, это было весело, и ездили мы бесплатно! Поезда, самолеты и гостиницы, все оплачивало государство. Ну и еду, конечно.
В соревнования, входило несколько видов многоборья. Главным было – работа на радиостанции. На настоящей, войсковой! Мы устанавливали связь, потом передавали и принимали небольшое количество текста на скорость. Потом было метание гранат, а потом, самое интересное – ориентирование на местности! И вот это было незабываемо!
Нас вывозили в незнакомую местность, в лес, в глушь, подальше от всяких поселений, давали в зубы компас, небольшое фото с картой местности, на которой было обозначено 5 точек и задавали время, за которое, мы должны были найти эти точки и выйти на финиш.
В основном, нас вывозили на Западную Украину. Больше всего мне нравилось, когда мы, девчонки-ротозейки, добросовестно найдя 2-3 точки, обязательно терялись, и, видя, что контрольное время вышло, не спешили, и собирая землянику, искали дорогу к финишу.
Как в кино про немцев: «Русские, сдавайтесь, вы окружены. Вас ожидает горячий кофе… сухая одежда…» ну и т.д. Так и в нашем случае — мы бродили по лесу до тех пор, пока не натыкались на эти, так похожие на киношные призывы из прошлого, но, собирающие совершенно непуганых войной, мирных, потерявшихся горе спортсменов!
Да, то государство было богато, бескорыстно и совершенно не скупилось на организацию спортивных мероприятий, охватывающих даже отдаленные и труднодоступные населенные пункты нашей бывшей общей Родины! Ну что ж поделаешь. Так уж мы устроены – что имеем, не храним, потерявши – плачем! Хочу назад, в СССР!
Комментарии
поддельным интересом глаза при виде
сложной подмигивающей аппаратуры.
Много ребят стали отдавать свободное
время науке радиотелеграфирования,
участвовать в соревнованиях.
Мальчишки, познав азы радиотехники
и телеграфирования, получили путёвку в жизнь.
Спасибо наставникам, добрым и отзывчивым
передававшим свои знания пацанам, девчонкам.
Спасибо клубам ДОСААФ.
Спасибо стране Советской,
за бескорыстную помощь.
А сейчас...
предавали - задержали наших шпионов в США и в качестве доказательств была РАЦИЯ!!!! И телеграфный ключь.
По нашим временам это просто оскорбление, ещё б почтовых голубей нашли, и молоко для тайнописи.
Зачем молоко? Они получаемые данные записывали на лысине, а потом отращивали волосы.
... Таким образом, попав на тот урок, я уже, была лучше всех! Потому что там, разучили только половину алфавита, а я уже знала весь!...когда преподу надо было уходить по делам,... он оставлял меня вместо себя! И я стучала дядям и тетям – (все были старше меня) а они записывали, и это было – круто!
Статья хорошая, только вот это - лажа, - знаки радиотелеграфной азбуки не учат по количеству точек-тире, а по напевам и самое главное тренировка - чем больше принимаешь, тем выше скорость и уверенность приёма, как и передачи. А вот с ней гораздо сложнее - часы, требуемые на отработку передачи ключом КАЖДОГО ЗНАКА, "объехать" нельзя - сиди и долби: "раз-два-три-и-раз-и-раз-и - пау-у-за"
А - ай..да
Б - бай..не..да..ют
В - ва..ло..дя. Ну и т.д
Причем тире пелись протяжнее а точки короче. Людей не имеющих чувство ритма и музыкального слуха учить сложнее.Их можно выучить но они ни когда не будут скоростниками
ГБ 73 СК..
А что такое ГБ 73 СК?
Мне тоже автор статьи навеяла воспоминания детства, работу на УА9КСБ в Бугуруслане (начал в Бугуруслане с 075507 на 38 Мгц), затем в Оренбурге на своей УА9СБ. Потом 3 года отличной службы в СА в Приморском крае в частях ОСНАЗ, где я умудрился закончить заочно 2 курса Куйбышевского института КЭИС.
Спасибо моим офицерам, отличнику Пугачёву Е.П. и другим. Офицеры, были москвичами, но напросились распределиться подальше от Москвы (там была охота хорошая).
А я поступил на 1-й курс МВТУ (знаний было у меня маловато, так как отметки за учёбу в КЭИС ставили мне во Владивостоке просто за то, что я служу в Армии).
После окончания МВТУ, дали через 5 лет квартиру в МВТУ, где радиоспорт был для меня обязательно. Но времени уже не хватало на радиоспорт и разработку электроники для танков. Т-80-У. А сейчас в ГАЙДПАРКЕ я пытаюсь опять заняться радиолюбительством, помогает мне действующий сегодня радиолюбитель, Гайдпаркер ua3yct
Вы,вероятно, с ним связывались (он, к сожалению, уже умер).
В течение 8 го класса мы с Володей изучали азбуку Морзе, поехали в Оренбург, взяли там старую радиостанцию РБМ военного времени, и открыли в местном доме технического творчества детей радиоклуб.
В 9 классе я изготовил радиостанцию на 38-40 МГц (не 28, а 38, был такой диапазон у радиолюбителей),и связывался на ней с ребятами из радиоклуба. Однажды я первый из Бугурусланских радиолюбителей провёл дальнюю связь с городом Ростов На-Дону. Оператором там был Кравченко Сергей Романович.
В радиоклубе мне никто не поверил, считалось, что радиоволны
на 38-40 МГц распространяются только в пределах прямой видимости. Надо мной шутили несколько месяцев, пока в журнале «Радио» не появилась заметка Кравченко о его дальних связях на 38-40 Мгц. Ну, да ладно, одними воспоминаниями не стоит жить.
и я с удовольствием поделюсь с вами своими ностальгическими чувствами о СССР.
миропредставление в народ.
А народ ведом, в большинстве
своём.