Закрепленные лица

За что люблю наших чиновников, так это за их умение создавать новые лингвистические сущности. Хлебников с Маяковским кажутся жалкими графоманами на фоне творчества какого-нибудь замначальника департамента.

Вот, к примеру, бегает по двору розовощекий мальчик лет семи, на качелях качается, в песочнице возится, человека-паука из себя изображает. Думаете, это просто ребенок? Ничего подобного, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 107, это «закрепленное лицо». Он официально зарегистрирован в данном дворе, о чем свидетельствует справка с печатью. Такое лицо имеет по распоряжению министерства приоритетное право на поступление в первый класс ближайшей школы.

В том же дворе бегает девочка. Тоже в песочнице возится, но считает себя не человеком-пауком, а феей Винкс. И прописана она у бабушки на другом конце города, а значит, она уже не «закрепленная», и ее родители не имеют права подавать заявление в ближайшую школу раньше 1 августа.

Но сложнее всего третьему ребенку из той же песочницы. Он, возможно, необычайно продвинут и уже дорос до Гарри Поттера. Только зарегистрирован он у дедушки в Люберцах. А это значит, что брать его в школу вообще не имеют права.

В приказе министерства прямо говорится: «Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, но зарегистрированных на территории муниципалитета (субъекта для Москвы и Санкт-Петербурга), прием заявлений в первый класс начинается с 1 августа текущего года до момента заполнения свободных мест…» Получается, что без регистрации в данном муниципалитете ребенок вообще не имеет права пойти в первый класс.

По поводу этого приказа уже бьют тревогу правозащитники. Конституция вроде бы гарантирует и право на образование, и свободу перемещения. А тут пара строчек какого-то мелкого приказа прямым текстом перечеркивает Основной закон. Даже если не думать о праве, то включается чувство самосохранения: тысячи детей оказываются отлученными от образования, и мы получаем все возможные криминальные кошмары.

Более подробный текст об этом пресловутом приказе сейчас готовят мои коллеги, и, скорее всего, он выйдет в следующем номере. Но я сейчас даже не про конкретную нормативную глупость, а про отношения власти и общества вообще. Я верю, что чиновники хотели хорошего. Не исключаю, что они искренне переживали за то, чтобы дать людям возможность водить своих де-тей в ближайшую школу. Но вместо этого получилась какая-то ерунда: родители в панике, директора школ в когнитивном диссонансе.

Такие сбои происходят регулярно, и далеко не только в области образования. По идее, сейчас власть должна быть особенно чуткой к замечаниям со стороны общественности. Нервировать людей опасно.

Тема «злобный режим хочет все испортить» становится все более популярной. Самое обидное, что, скорее всего, этот дурацкий приказ не читали ни Путин, ни Медведев, ни даже министр образования и науки (что старый, что новый). Какой-то мелкий чиновник сделал мелкую глупость, которая может обернуться крупными неприятностями. И самым разумным было бы просто взять и быстренько внести поправки в наиболее сомнительные параграфы. А потом — отдыхать. В конце концов, лето, птички поют, шашлык маринуется, опять-таки — детки по песочницам резвятся.