Иран: самодостаточная экономика

На модерации Отложенный
Мировая экономика становится глобальной. Но это не нивелирует национальные различия. В каждой стране есть свои особенности, зависящие от исторических реалий, уровня развития. Экономические модели конкурируют между собой. Недавно группа российских ученых, политиков и экономистов побывала в Иране. Несмотря на международные санкции страна продолжает активно развиваться.

Об этом рассуждает генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН) Вероника Крашенинникова.

– Несмотря на санкции НАТО, Иран удерживает устойчивый экономический рост. Почему это происходит?

Вероника Крашенинникова– Первое, что поражает по приезде в Иран, – это огромная пропасть между восприятием страны, сложившимся на основе публикаций в СМИ, и реальностью на месте. Не только западные СМИ, но и российская пресса активно перепечатывает вашингтонские посылы, тем самым, обслуживая американский интерес.

Второе, что замечаешь, – Иран создал свой социально-политический строй и экономическую систему, которые действительно работают. Более того, иранский строй может служить примером другим государствам в регионе. Тем более он неприемлем для США. США гораздо более выгодно распространение в регионе турецкой системы с её устойчивым настроем на коллаборацию с Вашингтоном и членством в НАТО.

Наконец, удивляет, как при жестких санкциях страна живёт и действует, на бытовом уровне их не замечая. Иранцам удалось создать самодостаточную систему, по основным параметрам не зависящую от Запада. И санкции действительно стимулировали внутреннее развитие, поиск собственных экономических и технологических решений. В некотором отношении санкции стимулировали модернизацию страны. В делах модернизации расчёт на Запад – глубочайшая иллюзия. Хотя, конечно, банковские санкции серьёзно препятствуют ведению нормальной внешнеэкономической деятельности.

– Как сегодня живут иранцы?

– Живут примерно так, как многие другие народы: всё те же семейные и рабочие радости и заботы. Когда находишься в Иране, забываешь, что самое часто встречающееся слово по отношению к Ирану – это «война».
Оно отсутствует в повседневной иранской жизни. Люди живут с отчетливой ориентацией на будущее: строят дома, сажают деревья, разбивают клумбы. В Тегеране множество парков, очень ухоженных, и горожане проводят в них много времени: на обед, на ужин раскидывают на траве покрывала – и готово место для пикника.

И при этом в людях чувствуется спокойная, сдержанная, но непоколебимая уверенность: понимаешь, что если потребуется, они как один встанут на защиту своей страны.

К русским в Иране самое доброе, радушное отношение. Слово «Русия» вызывает объятия, рукопожатия и приглашения на чай. И это несмотря на голосование России в поддержку санкций и аннулирование контракта на поставку С-300.

Сегодняшний Иран во многом похож на Советский Союз примерно 1970-х годов. В первую очередь, отчетливой социальной ориентацией государства. Во-вторых, отсутствием существенного расслоения в обществе. Автомобили у всех примерно одинаковые – местные марки и сделанные по лицензии «пежо». За день на улице увидишь с десяток относительно дорогих иномарок. Но и состоятельная прослойка общества не стремится к слишком откровенной демонстрации богатства. Хотя богатство это, конечно, существует, и ему сопутствует политическое фрондёрство.

Посетив обильные и по числу, и по убранству дворцы шаха, мы поехали посмотреть дом имама Хомейни, лидера Исламской революции и Высшего руководителя страны с 1979 по 1989 год. Весь дом – это двор пять на пять метров, где лидер прогуливался, и две комнаты. В одной – диван, стол со стулом, старый телевизор и несколько портретов членов семьи. И за занавеской – спальня. Знаете, о чём это говорит? О служении народу, о спартанском образе жизни и отказе от материальных излишеств.

– Что заставляет иранскую экономику заниматься экспортом продукции сельского хозяйства?

– Да, качество продуктов в Иране поражает: молоко пахнет деревенским молоком, фрукты ароматны, соки натуральны. Это результат отсутствия в стране глобальных корпораций, которые всё сводят к одному вкусу. Ирану до сих пор удается избежать этого: там продукты и качественны, и дёшевы.

Алексей Беев,
ТПП-Информ