Михаил Делягин: Руководство России заталкивает ее в исторический тупик

На модерации Отложенный

- Почему Медведев так торопит депутатов? Эксперты полагают, что в результате вступления России в ВТО наша промышленность в итоге рухнет окончательно. Вы согласны с предостережениями?

- Да, вполне. Но Медведев, похоже, принадлежит к породе тех всезнаек-отличников, для которых случайные обрывки когда-то зазубренного заменяют реальный мир практически полностью. Это такой специфический субъективный идеализм. И для Медведева скорейшее заталкивание России в ВТО, пусть даже и на заведомо кабальных, катастрофических условиях стало, похоже, извращенной частью его идентичности, формой самоосознания, навязчивой идеей, патологической манией. Не удивлюсь, если выяснится, что запихивание нашей страны в ВТО воспринимается им как простое доказательство своего личного существования, своего рода извращенное переформулирование классического coito ergo sum его любимых 60-х.

 

- Пожалуста, поясните (главред очень просит подробное внятное объяснение для массового читателя), чем чревато для России вступление в ВТО?

- Правила ВТО – это бесконечно сложные, изощренные правила ведения торговых споров. Но главное в них – категорический запрет на усиления защиты национального рынка. Можно усиливать защиту некоторых его секторов, - но лишь за счет ослабления защиты других.

Наша экономика сегодня открыта настежь: в ходе переговоров либеральные реформаторы снизили общий уровень ее защиты - средневзвешенный импортный тариф – примерно с 16 до 10%; после присоединения она снизится до 8%. Этого недостаточно даже для выживания: наше производство никогда не сможет восстановиться под бременем глобальной конкуренции, которая ведется после гибели Советского Союза на уничтожение.

Модернизация станет невозможна, ибо новые производства на этапе становления нуждаются в защите, как и слабые молодые побеги растений. Но дело даже не в отказе от развития, каким является присоединение к ВТО на кабальных условиях: дело в самом отказе от существования России! Ведь в глобальном кризисе, который сминает привычный нам мир, единственный способ выживания – это усиление протекционизма, усиление защиты своей экономики перед лицом глобальной конкуренции, становящейся непосильной для всех. Россия – единственная страна «большой двадцатки», не усилившая после 2008 года протекционистской защиты своей экономики.

Поскольку либеральные реформаторы за 112 лет болтовни о выгодах ВТО не удосужились подготовить должного числа ни юристов, ни маркетологов должной квалификации, Россия не сможет защищать свою экономику в рамках ВТО – и мы окажемся перед выбором между ее крахом и ее защитой нецивилизованными методами вроде коррупции и девальвации. Это лекарства, которые страшнее болезни, - но обратите внимание: их уже приходится применять, чтобы компенсировать чудовищные уступки, сделанные либеральными реформаторами.

Существенно, что конкуренция в рамках ВТО носит принципиально неравны характер, и после присоединения российские производители будут вполне официально «поражены в правах» по сравнению со своими зарубежными конкурентами – даже на собственном, российском рынке.

Завершающий этап переговоров либеральные реформаторы ознаменовали новыми односторонними уступками нашим конкурентам. Так, пошлина на ввоз живых свиней снизится в 8 раз – с запретительных 40% до не ощутимых 5%. Это сделает нерентабельными не только старые, немодернизированные свинокомплексы советских времен, но и основную часть личных подсобных хозяйств населения, что лишит работы массы людей как раз в наименее развитых, депрессивных районах и регионах.

После оглашения условий присоединения России к ВТО даже госбанки, как сообщают аграрии, прекратили кредитование животноводства, а «АвтоВАЗ» - закупку железного листа у российских производителей: в рамках ВТО его выгоднее импортировать.

Снижение ввозных пошлин на подержанные грузовики нанесет сильнейший удар по КамАЗу, выстоявшему в критические 90-е годы, а о российских автобусах можно будет забыть навсегда.

Этот список можно продолжать.

В ловушку попали даже иностранные компании, развернувшие свои производства в России: скажем, знаменитые лифты «ОТИС» теперь выгоднее импортировать, чем производить у нас.

Есть общее правило: в страну идут или товары, или инвестиции. Кабальные условия присоединения России к ВТО делает быссмысленными производительные инвестиции в нашу страну, ибо основную часть товаров выгоднее произвести в более фешенебельных или дешевых местах. Соответственно, российское производство убивается на корню, - а с ним убиваются и все те, кого оно кормит.

Но главное – это весьма изощренные правила ведения торговых споров, которые могут использоваться самым неожиданным для нас образом в том числе для запрета российским производителям продавать продукцию на своем собственном, российском же рынке.

 

- Какие потери может понести экономика страны?

- Прежде всего, Россия уже понесла колоссальные потери из-за безумных уступок, которые делала правящая либеральная тусовка нашим конкурентам на протяжении всех 2000-х годов, в ходе так называемых «переговоров». Все страны договаривались об уступках, которые будут сделаны после присоединения и исключительно в его случае – российские же «патриоты» вводили уступки в силу немедленно после их согласования, авансом, - в том числе и за десятилетие до присоединения.

Единственный раз за все время 12-летней интенсивной фазы переговоров Путин заявил, что в случае их затягивания Западом Россия может приостановить действие уже принятых на себя обязательств до окончательного присоединения к ВТО. Дело, по-моему, было в октябре 2004 года. Чем ему пригрозили, не знаю, но больше об этом российская сторона никогда даже и не заикалась.

Потери от этой политики сложно отделить от потерь от коррупции, монополизма, лоббизма крупного бизнеса и простой человеческой неадекватности либеральных фундаменталистов, поэтому сосредоточимся лишь на потерях, которые нам еще предстоит понести.

По оценкам отраслевых специалистов, только 4 отрасли - машиностроение, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность – потеряют к 2020 году 2,2 млн. рабочих мест, а масштаб сокращения продукции превысит, насколько я помню, 5 трлн.руб..

О последствиях присоединения России к ВТО говорит то, что даже самые отчаянные лоббисты этой операции - специалисты Всемирного банка – не обещают больше 0,1-1 дополнительного процентного пункта роста ВВП в год, что, строго говоря, вполне укладывается в статистическую погрешность.

А директор-распорядитель МВФ Лагард в ноябре прошлого года прямо указала на, по меньшей мере, бессмысленность присоединения России к ВТО.

 

- Что мы выиграем от вступления в ВТО?

- Когда в августе 2002 года этот вопрос был задан тогдашнему Министру экономического развития и торговли ультралибералу Грефу, возглавившему кампанию по запихиванию России в ВТО любой ценой, он, помнится, затруднился с ответом.

Это и понятно, так как социально-экономического смысла присоединения к ВТО для России нет.

Конечно, можно сколько угодно рассказывать о снижении цен импорта. Но, во-первых, в сегодняшней системе выигрыш от этого снижения достанется импортерам и торговым монополистам, но никак не потребителям. А во-вторых, иностранные производители ведут себя по-рыночному только на стадии завоевания чужого рынка. Вычистив с него местных производителей, они тут же начнут завышать цены, выжимая потребителей досуха, - и о выгодах для последних не будет даже речи. Мы прекрасно помним это и на собственном опыте начала 90-х годов.

Присоединяться к ВТО имеет лишь в двух случаях, не имеющих никакого отношения к сегодняшней России: если страна экспортирует большое количество высокотехнологичной гражданской продукции и если экспорт обычной продукции страны сдерживается именно из-за того, что страна не является членом ВТО. Если убрать лоббистские истерики, ограничения российского экспорта сегодня совершенно незначительны в масштабах нашей экономики, а главное – не имеют отношения к членству России в ВТО. Самый громкий случай – ограничение поставок стали в США – коснулось 20 стран, все из которых, кроме России, были членами ВТО, и никому из них это членство не помогло.

 

- Нужно ли было вообще России стремиться вступить в эту организацию? И чем можно объяснить такое стремление Путина и Медведева во что бы то ни стало присоединить Россию к ВТО?

- Присоединение к ВТО является для России большой бедой, толкающей ее к системному кризису и, далее, к социальной революции.

Руководство России заталкивает ее в этот исторический тупик, насколько можно судить, в силу личного и классового эгоизма: правящая тусовка, эта «офшорная аристократия», выведшая в фешенебельные страны все свои активы, до жен и любовниц включительно, просто не может противоречить интересам Запада и, шире, глобального бизнеса, выразителями интересов которого они объективно становятся.

А до нужд страны, которую некоторые из них по инерции еще считают «своей», им и дела нет.