Совместимы ли демократия и насилие? Что с нами происходит?

На модерации Отложенный Глядя на происходящее на протяжении ряда последних лет в мире вообще и вокруг себя в частности, все чаще возвращаюсь к мысли, что, наверное, есть рациональное зерно в учении основоположника гелиобиологии, друга К. Э. Циолковского, калужанина Александра Чижевского. Суть его гипотезы сводится к тому, что бывают такие периоды солнечной активности, когда человек, сам того не сознавая, впадает в энергетическое неистовство. Его активность возрастает настолько, что он с одинаковым энтузиазмом готов и созидать, и сокрушать.

Долгое время идеологи революций всех мастей были убеждены, что, стоит только улучшить условия жизни подавляющего большинства населения, повысить образовательный уровень граждан, дать им свободу, и основные проблемы общества сами собой разрешатся,
наступит царство справедливости, равенства, братства. Однако практика многократно и повсеместно опровергала и продолжает опровергать этот тезис. Причем в обозреваемый период повышенная возбудимость людей в разных точках планеты направлена преимущественно на разрушение. Долгое время идеологи революций всех мастей были убеждены, что, стоит только улучшить условия жизни подавляющего большинства населения, повысить образовательный уровень граждан, дать им свободу, и основные проблемы общества сами собой разрешатся, наступит царство справедливости, равенства, братства. Однако практика многократно и повсеместно опровергала и продолжает опровергать этот тезис. Причем в обозреваемый период повышенная возбудимость людей в разных точках планеты направлена преимущественно на разрушение.

Демократия и насилие.
Даже на Западе, который не без основания гордится своими демократическими достижениями, высоким жизненным уровнем, отлаженной системой социального обеспечения, то там, то здесь происходят всплески насилия как массового, так и личностного характера. Особенно настораживает при этом то, что эти проявления лишены, на первый взгляд, какой бы то ни было разумной мотивации или же мотивация эта крайне ничтожна в сравнении с результатами актов вандализма.

В 90-х годах прошлого столетия по странам Западной Европы прокатилась волна ожесточенных антиобщественных выступлений молодежи. Например, в Англии группы молодых отморозков нападали ради развлечения на беззащитных стариков, зверски избивая их. В Германии и Франции молодежные банды совершали грабительские налеты на магазины, ресторанчики с преднамеренными их поджогами и избиением и нанесением увечий владельцам и посетителям.

На исходе 2007 года Франция оказалась в плену взбунтовавшейся иммигрантской молодежи. После ее бесчинств в предместьях больших городов, в том числе и Парижа, оставались разгромленные магазины и школы, выпотрошенные библиотеки, сожженные полицейские участки, автобусы, машины.

Под занавес прошлого года в Афинах убийство полицейскими 15-летнего подростка явилось той искрой, которая привела к затяжным акциям массового неповиновения молодежи. Пламя беспорядков перекинулось не только на улицы других городов Греции, но и на ряд других стран.

В средствах массовой информации стали едва ли не обыденными сообщения о многочисленных и бессмысленных убийствах. В процветающих США чуть ли не ежедневно происходят спонтанные всплески насилия. Неудачники, не вписавшиеся в свободное демократическое общество, берут в руки оружие и мстят всем подряд, независимо от того, причастны те к их бедам и проблемам или нет. Примеров масса. В городе Омаха в штате Небраска 20-летний Роберт Хокинс, отвергнутый девушкой и уволенный из ресторана "Макдоналдс", открыл в огромном торговом центре беспорядочную пальбу по продавцам и покупателям. Результат побоища - шесть человек погибли на месте, еще двое скончались в больнице, по меньшей мере пятеро получили ранения различной степени тяжести. Сам стрелок покончил с собой.

В спокойной и благонамеренной Финляндии посчитавший себя незаслуженно обиженным юноша хладнокровно расстрелял 11 своих товарищей по учебному заведению. После чего также покончил с собой.

В Германии с ее одним из самых высоких в Европе уровней жизни участились случаи убийства родителями собственных детей. Причем, как показывают исследования, на эти чудовищные преступления матери идут вовсе не от безысходной бедности и не из экономических соображений. Одно из недавних сообщений: мать умертвила пятерых своих детей.

Я уже не говорю о принявших хронический характер послематчевых массовых побоищах молодых футбольных фанатов, будь то на стадионах Англии, Италии или России.

Сегодня нам остается лишь с ностальгией вспоминать времена, когда простые граждане и влюбленные могли без опаски гулять по ночному городу, когда пассажиров самолетов не подвергали досмотру, заставляя раздеться едва ли не до исподнего, когда неискушенных девушек не продавали в сексуальное рабство.

Можно по-разному объяснять происхождение повсеместного кризиса правопорядка. Однако, как мне кажется, поборники демократии как-то упускают из виду "первородный грех" агрессивности и преступности, который имеется в каждом из нас. И он в любой момент готов вырваться наружу, если человека с раннего детства не научили сдерживать его.

Наблюдая за действиями борцов за права человека в демократических странах, прихожу к выводу, что для них индивидуальная свобода, неприкосновенность личности становятся некой самоцелью даже в ущерб интересам целых групп населения, а подчас и общества. Наши же доморощенные, по большей части самозванные, так называемые правозащитники слепо и бездумно копируют их, мало задумываясь о несоответствии западным образцам и стандартам наших исторических особенностей, условий бытия, традиций, культуры, менталитета наконец.


Встав на путь построения демократического общества, мы должны постоянно помнить, что демократия опирается на сложное переплетение отношений между гражданами, которое подразумевает, что подавление наших врожденных насильственных инстинктов - это долг каждого из нас, задача каждого индивидуума. Общество не может жить и нормально развиваться в мире, в котором преобладает вседозволенность.

Философы, социологи, футурологи разных стран теряются в догадках: что же происходит с нами, людьми. Не выдерживает современного ритма и противоречий человеческая психика? Людей морально уродует, а затем физически губит нескончаемая и безжалостная гонка за благами цивилизации в обществах, где каждый за себя и один Бог за всех? Или это предвестники необратимого кризиса демократии и цивилизации по американскому образцу? Вопросы есть. Нет ответов.

Виноваты ли СМИ?

Люди старшего поколения могут засвидетельствовать, что сегодня в мире стало значительно больше насилия, экстремизма, проявлений терроризма, чем это наблюдалось 50-40-30 лет назад.

Порой приходится слышать, что за сегодняшние разгул насилия и невиданный рост преступности определенную долю вины несут средства массовой информации.

Наверное, было бы не совсем правильно отмахнуться от этих суждений дежурным доводом: пресса и телевидение - это лишь зеркало, отражающее реалии жизни. Нельзя показывать то, чего нет. Думается, все же продуктивнее и справедливее попытаться разобраться, в какой мере СМИ повинны в эскалации насилия.

Допускаю, что сужу предвзято, но думаю, что пресса и радио практически никак не способствуют усилению преступности. Но вот что касается телевидения, то не исключаю, что оно играет в этом немалую роль. Ничуть не сомневаюсь, что нынешняя бесчинствующая и хулиганствующая молодежь, неважно в какой стране, насмотрелась за свою сравнительно недолгую пока еще жизнь достаточно сцен насилия, коллективных потасовок, кровавых перестрелок, сидя у себя дома перед экраном телевизора.

Красочно и эффектно снятые эпизоды убийств, возбуждающие и поражающие воображение взрывы с разлетающимися во все стороны телами боевиков, бьющая по нервам музыка, супермены, пускающие в ход без малейших сомнений кулаки, ноги или автоматы - все это заставляет учащенно биться сердце и закипать кровь. Но куда хуже то, что все это способствует переносу насилия из целлулоидного мира кино в мир окружающей реальности.

На всеобщую беду, с ростом числа телеканалов экран все больше засоряется потоками крови, сценами насилия, окровавленными трупами. И не только по воле сценариста и кинорежиссера, но и подлинными. Сегодня для зрителя уже нет большой разницы между боевыми действиями, зафиксированными телеоператором, скажем, в секторе Газа, Чечне или Косово, и мастерски снятыми в кинофильме "9-я рота" или в нескончаемых американских блокбастерах. Для подростка, сидящего у телевизора и равнодушно жующего попкорн, мир реальных событий и мир придуманных происшествий сливаются в единое целое.

Я не психолог, но убежден, что насилие на телеэкранах оказывает серьезное влияние на поведение тех подростков, эмоции и энергия которых заметно преобладают над интеллектом. Разрушать и уничтожать всегда легче, чем создавать и созидать. Молодые обладают страстью, энергией и требующими применения мускулами. Но этих добрых молодцев еще не научили направлять страсть и энергию в позитивное русло. На беду, для многих из них единственным способом самовыражения является насилие, разрушение.

В условиях современного Кыргызстана это проявляется в участии в бессрочных митингах протеста и реве "кетсин!", в раскуроченных садовых скамейках и выдранных с корнем мусорных урнах, в разбитых уличных фонарях, в изодранных до "скелета", когда по городу еще курсировали "Икарусы", мягких сиденьях.

Честно говоря, я не думаю, что решение проблемы насилия и агрессивности находится в силовых структурах и в правоохранительном аппарате. Они стоят в конце длинной цепочки, являясь лишь карательными органами, защищающими общество от антиобщественных элементов. Но они не способны перевоспитать правонарушителей. Да это, по большому счету, и не их задача. Начальное же звено этой цепочки - воспитание нравственной, законопослушной личности. Воспитание же личности начинается в семье.

Насилие как часть государственной философии

Если большая часть проявлений насилия на планете является принадлежностью, так сказать, частного сектора, то нацистская Германия показала человечеству, какую опасность представляет собой насилие, когда оно становится частью государственной философии.

История многократно доказывала, как опасно нации чрезмерно и слепо доверяться одному человеку, как легко убедить миллионы людей в том, что война, навязанная ими другим народам, является справедливой, "священной". Но служит ли горький опыт истории уроком и назиданием последующим поколениям?

То, что происходит периодически в некоторых африканских странах или на Ближнем Востоке, то, что произошло в августе прошлого года в южноосетинском Цхинвале, и то, как демократический и просвещенный Запад пытался поначалу всячески взять под защиту действия зачинщиков агрессии против целого, пусть и малого, народа, служит исчерпывающим ответом на этот вопрос.

И если от тупоголовых насильников и убийц с оружием в руках государства как-то стараются обезопасить своих граждан, то кто убережет целые народы от безответственных и зарвавшихся политиков? Неужели человечество обречено ждать периода низкой солнечной активности?