Искушение свободой.

   Может ли человек в цивилизованном обществе быть свободным, если это общество с пренебрежением  относится к душевным способностям, а ценит и чтит в одном память, в другом лишь рассудок, способный к счёту, в третьем лишь механическую ловкость. В следствии этого современный индивид опускается до стояния простой функции, ибо одна эта функция имеет коллективную ценность.

    В наше время зияет глубокая пропасть между тем, что человек есть и тем, что он собой представляет. Эта функция даёт ему возможность коллективного существования, но удовлетворения и счастья жизни она ему не даёт, потому что они достигаются лишь раскрытием индивидуальных психических богатств.

     Свободу можно понять как необходимое условие культурного человека, но это есть необходимая принудительная категория.Затруднения человека заключаются в том, что влияния среды, воспитания и объективных условий отчасти мешают ему выражать свои влечения. От отца и матери унаследованы , с одной стороны, морально подавляющие влияния, с другой - инфантильная связанность, налагающая роковой отпечаток на всю последующую жизнь.

      Парадокс заключается в том, что если мы даём свободу, то обрекаем себя на конфликт влечений. Несчастье именно в том и заключается, что "законы народов" никогда и ни при каких условиях не совпадают на столько с законами природы, чтобы цивилизованное состояние было бы вместе с тем и состоянием естественным. Приходиться вбирать одно из двух - создавать человека или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того и другого.

      У основной части граждан нет необходимости в свободе. Они её бояться или понимают на примитивном, варварском уровне, как вседозволенность. Другая категория, так наз. "испуганные свободой", не выдерживают этой тяжёлой ноши и бросаются в объятия удобному рабству.

      В нас заложены обе необходимости: природа и культура. Мы не можем быть только самодовлеющими. Неизбежно должен существовать такой путь, который не был бы только рациональным, но и иррациональным.