Совет Путина будет бороться с национализмом

На модерации Отложенный

Надо закрывать стадионы, где присутствует националистический аншлаг. На Западе для этого существуют специальные меры, которые отлично отработаны», – заявил газете ВЗГЛЯД Рамазан Абдулатипов, включенный президентом в состав совета по межнациональной политике. Он считает, что многие фанатские клубы заражены национализмом.

В четверг пресс-служба Кремля распространила текст указа о создании при президенте Совета по межнациональным отношениям. Совет возглавил глава государства. Заместителем председателя совета стал первый замруководителя кремлевской администрации Вячеслав Володин.

Совет создается «в целях совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений». Среди его задач – обеспечение взаимодействия органов власти от федерального уровня до муниципального, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений. В состав совета включен и один из главных экспертов в межнациональной политике в стране, в прошлом председатель Совета национальностей Верховного совета РФ, глава Миннаца и посол России в Таджикистане, ныне – зампред комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, председатель совета «Ассамблеи народов России» Рамазан Абдулатипов.

В интервью газете ВЗГЛЯД Рамазан Абдулатипов рассказал о том, надо ли рядовым дворникам-таджикам изучать язык страны пребывания и реально ли сегодня вернуть русскоязычное население на Северный Кавказ.

ВЗГЛЯД: Рамазан Гаджимуратович, каковы сейчас тенденции в центральной России на Кавказе?  По-вашему, межнациональные трения в целом усиливаются или все же снижаются? 

Рамазан Абдулатипов: Тенденция пока, к сожалению, негативная. Путин предпринимает меры, чтобы переломить эту тенденцию. Но пока есть тенденция любой ситуации придавать этнополитический окрас. Если два человека подрались на вокзале и если вдруг один из них оказался кавказцем, то говорят – дрались русские и кавказцы, как будто это какая-то война. Причем те люди, которые сталкиваются, – это люди, которые не знают ни свою культуру, ни культуру другого народа. По сути сталкиваются невежества

По этой причине нужно коренным образом изменить образование, просветительство, работу СМИ, развитие гражданского общества и так далее. Надо создать нормальные молодежные организации и не допускать пропаганды национализма и нацизма. Это фундаментальная работа, которую последние 20–25 лет мы упускали из виду.

Я у одного человека увидел на телефоне портрет Гитлера, якобы смехотворный. Я сразу отругал его, он мне говорит, что это шутка. Да какая шутка? Он убил 60 миллионов человек. Это что, шутка, что ли?

ВЗГЛЯД: Насколько вероятно, что клубы футбольных фанатов в России будут постепенно превращаться в опору националистов?

Р.А.: Пока эта тенденция не сломлена. Есть такая традиция, что как только эти люди выпьют и как только соберется куча народа, то надо набить кому-то морду. А кому набить морду? Надо набить морду африканцу, турку, кавказцу, а если никто из них не окажется рядом, то набить морду друг другу.

Надо закрывать стадионы, где присутствует националистический аншлаг. На Западе для этого существуют специальные меры, которые отлично отработаны. Попробуйте с расистскими лозунгами выйти, например, в Германии. Народ знает, чем это заканчивается.

ВЗГЛЯД: Одним из первых своих указов на посту президента Путин обязал мигрантов сдавать экзамен по русскому языку, по истории и литературе России, по основам российского права. Насколько это поможет смягчить межнациональное напряжение? Так ли уж обязательно знать русский язык и историю рядовому дворнику?

Р.А.: Дворник тоже ведь живет в стране и общается с людьми. Даже если он дворник, он же человек. Знать язык – это в интересах самого мигранта. Но не надо сваливать все на отдельного человека. Нужно, чтобы и та страна, в которую приехал мигрант, и та страна, из которой он уехал, вместе разрабатывали совместные программы по подготовке по русскому языку. Если человек не знает русского языка, ему очень сложно адаптироваться к культурной среде и трудно жить в этой стране. Нужны специальные курсы.

Думаю, что даже наши выпускники еще очень плохо знают литературу и историю России, поэтому подготовка мигрантов будет следующим шагом. Но это нужно в большей степени с точки зрения культуры, а не политической истории: кто кого завоевал, кто кого убил, зарезал и так далее.

Речь идет о приобщении к культуре. Мы об этом говорили много раз с руководителем миграционной службы России Константином Ромодановским и предлагали даже создание специальной программы по адаптации  мигрантов к русской российской культурной среде и адаптации местного населения к мигрантам, к особенностям их культуры и так далее. В результате было создано Управление по адаптации различных категорий иностранцев.

ВЗГЛЯД: В конце марта глава Минрегиона Виктор Басаргин докладывал о том, что власти Ингушетии и Чечни уже представили проект своей программы по привлечению русскоязычного населения. Вы избраны от своей родной республики, от Дагестана. Не могли бы вы рассказать, как там власти могли бы вернуть русских, если в республике и так высокая безработица?

Р.А.: Совершенно верно. Из Дагестана русские уехали, потому что были закрыты многие военные заводы, на которых они работали. Это был высокопрофессиональный слой рабочего класса. Конечно, уход русских плохо отражается на развитии республики. Это очень негативно сказалось и на многих направлениях развития культуры.

Я в свое время противодействовал уходу, а иногда и выживанию русских. По моей инициативе было принято постановление правительства Дагестана, согласно которому при продаже русскими своего дома проводилась проверка по факту принуждения их к такому решению.

Раньше русские, как правило, занимали центральную часть города. Я думаю, если будет восстановлена промышленность, будут современные технологии, то русские, украинцы и другие автоматически приедут. Важный фактор в этом плане – это также восстановление традиционной культурной среды, в которой и дагестанцы, и русские чувствовали бы себя комфортно.

Русские не хотят ехать в том числе и в Россию. Да и кто туда поедет, если там каждый футбольный матч заканчивается каким-нибудь убийством? Каждый будет прятаться в своем ауле, в своем селении.

Пока же программа по возвращению русских и программа по устройству дагестанцев где-то в Сибири носят чисто искусственный характер. Надо, прежде всего, создавать условия для того, чтобы люди могли жить спокойно и комфортно. Люди куда мигрируют? Где есть рабочие места, где созданы более комфортные условия.

ВЗГЛЯД: Лидер движения «Русские» Александр Белов-Поткин после переговоров с лидерами «Марша миллионов», намеченного на 12 июня, призвал в этот день своих сторонников «быть готовыми к войне». Как бы вы прокомментировали такое заявление?

Р.А.: Всем, кто готовится к войне, надо отрезать некоторые органы, которые воспроизводят таких дураков. Эти люди воспроизводят идиотов, врагов для своего народа. Заниматься политической деятельностью – пожалуйста. Бороться за какие-то интересы – вопросов нет. Но экстремизм и национализм надо пресекать. Надо быть цивилизованным обществом и проводить политическую работу цивилизованно.