Оппозиция предпочитает по-польски

Фото Надежды Красновой

В преддверии нового "Марша миллионов", который должен пройти в Москве 12 июня,  лидеры протестного движения изложили на "круглом столе" в "Росбалте" свое видение развития ситуации в стране, перспектив протеста и проблем самого движения.

 По мнению депутата Госдумы от "Справедливой России" Дмитрия Гудкова, силовые методы борьбы власти с оппозицией уже не остановят протест. По опыту предыдущих демонстраций "мы уже знаем, что на сто задержанных полицией демонстрантов на улицу выходят двести, задержали двести – выходит тысяча", отметил он. Нынешняя российская оппозиция — "это такой добрый Змей Горыныч, у которого на месте одной отрезанной головы вырастают две, и которого никакими силовыми методами уже не остановить", считает Пономарев.

 По словам депутата, принятый накануне думским правящим большинством закон о митингах, резко ужесточающий ответственность демонстрантов, "только спровоцирует людей к выходу на улицы".

 Ключевая задача оппозиции — "проведение серьезной масштабной политической реформы в стране", заявил член политсовета движения "Солидарность" Илья Яшин. Оппозиция, по его словам, против насилия при смене власти, однако он не исключает, что власть может спровоцировать кровавые столкновения.

 "Мы не хотим ливийского сценария для нашей страны, мы предпочитаем польский", — сказал оппозиционер, имея ввиду мирную смену власти в Польше в результате массового оппозиционного движения в конце 1980 годов.

 "Вы можете часто слышать от нас слова: "круглый стол", "амнистия", "переговоры", но никогда не услышите от нас словосочетаний: "иностранная интервенция", "иностранные бомбардировщики", "насильственный захват власти"", — пояснил он, отвечая на вопрос о возможности ливийского сценария в России.

 Как подчеркнул Яшин, оппозиция хочет, чтобы "трансформация авторитарного режима происходила мирно, бескровно и цивилизованно". По его мнению, "пока главный идеолог ливийского сценария в России – президент Владимир Путин, который делает все, чтобы переход власти в стране осуществился в результате кровавых столкновений".

 "Эскалация насилия в стране, к сожалению, вполне вероятный сценарий", — отметил Яшин. Он заявил, что по его наблюдениям и наблюдениям его коллег, "в каждой следующей протестной демонстрации горячих голов становится все больше".

 "Наша ответственность состоит в том, чтобы удерживать этих людей в цивилизованных, правовых рамках, но наши возможности здесь не безграничны. В какой-то момент, если линия на подавление протестов продолжится, нам просто не удастся удержать этих радикалов в правовых рамках", — сказал Яшин.

 "Если сегодня в воздухе пахнет гражданской войной, то в обозримой перспективе эта гражданская война в России может случиться. Власть делает все, чтобы спровоцировать в стране кровавый бунт", — отметил оппозиционер.

 Другой депутат Госдумы от "Справедливой России" — Илья Пономарев — в шутку поблагодарил президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева, за то, что те, продавливая репрессивные поправки к закону о митингах, в очередной раз отмобилизовали протестующих, которых, по его мнению, 12 июня будет вдвое больше, чем на прошлой демонстрации 6 мая.

 В то же время, считает Пономарев, "для того, чтобы движение стало социальным или социально-политическим, необходимо, чтобы обществу была предъявлена программа реформ".

 В идее необходимости и неизбежности перехода протеста в социальную плоскость своего социал-демократического коллегу поддержал и либерал Илья Яшин. "Начиная с осени, когда массовые протесты в стране будут набирать новую силу, они будут носить не только гражданский и политических характер, как это было в последние месяцы, но и социальный", — сказал он.

 По мнению Яшина, "в России накопилось огромное число социальных проблем, которые в какой-то момент должны будут выплеснуться, а поскольку выплеснуться им кроме как на улицу некуда, осенние протесты будут носить, в том числе, и социальный характер" (подробнее об этом читайте здесь).

 "Российская власть, правительство России ведет антисоциальную политику, но для наших людей ценности социальной справедливости очень важны и пренебрежение ими приведет к еще большему раздражению народа, к присоединению к массовому протесту новых групп людей, которые пока лишь наблюдают за ним со стороны", — отметил Яшин. "С осени мы ожидаем присоединения к протестам представителей бюджетной сферы, причем, не только в Москве, но и в регионах", — сообщил он. (О том, как могут развиваться события в других городах, читайте здесь.)

 Впрочем, в оппозиционных рядах пока существуют разногласия по этому вопросу.  Дмитирй Гудков, например, считает, что условием единства опозиции должно стать выдвижение "исключительно политических" требований — и "никаких социальных лозунгов". Он отметил, что на заседании оргкомитета митингов обсуждался будущий манифест, в тексте которого было слово "олигарх", вызвавшее бурную дискуссию. В связи с этим Гудков считает, что "любые новые экономические требования раскалывают оппозицию, поэтому требования должны быть политическими".

 Различие в подходах к этому вопросу продемонстрировала и лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. Когда кто-то из журналистов спросил участников "круглого стола" об их отношении к "странной" политической позиции бизнесмена Михаила Прохорова, она ответила, что "Прохоров – это тот же ресурсный олигарх", такое же порождение Путинской системы, как и другие выходцы из нее, вроде олигархов Геннадия Тимченко или Аркадия Ротенберга. По словам Чириковой, от Прохорова так же бессмысленно ждать смелости, как ждать компромисса от Владимира Путина. Последний, по ее мнению, "понимает единственный язык – язык силы, и любое компромиссное решение воспринимает, как личную слабость".

 Чирикова также предложила протестующим объединить усилия в борьбе с коррупцией, забрав свои средства со счетов крупных банков, финансирующих коррупционные проекты вроде строительства трассы Москва-Петербург через Химкинский лес.

 Дмитрий Гудков заявил, что предложит коллегам по оргкомитету обсудить идею амнистии "отдельных представителей правящего класса". По его мнению, без этого в России может быть не эволюция, а революция.

 В свою очередь, Пономарев убежден: "Мы (протестное движение – прим. "Росбалта") подошли к той черте, когда должны показать, что являемся командой единомышленников". По его словам, "один из главных смыслов "Марша миллионов" 12 июня – переход от аморфного движения протеста к движению, в котором есть понятный людям штаб единых действий".

 

Александр Желенин
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/06/07/990278.html