НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

На модерации Отложенный

День провел на международной конференции «Что ждет Россию в ВТО? Международный опыт». Замечательные доклады, заинтересованная аудитория, но … даже ни тени основных центральных СМИ. Не интересно, наверное. Подумаешь, какая ерунда – капитуляция России…

Один из первых докладов - «Китай и ВТО». Выступал Лоренс Брам (LaurenceBrahm), представленный как советник правительства Китая. То есть, не кабинетный теоретик, а практик из самого центра событий. Подробно рассказывал об условиях присоединения и специфике Китая, предупреждал нас от грядущей катастрофической ошибки (ратификации присоединения к ВТО). Четко, ясно, доказательно. Но не для наших СМИ. По телеканалу «Россия-24» почти одновременно (на пару дней раньше) выступал некий Нобелевский лауреат по экономике, который пропагандировал ВТО и обещал нам вожделенное право оспаривать действия других стран в суде ВТО. Заманчиво?

Но на конференции сегодня был и доклад африканиста Т.В.Хамдамова, обратившего внимание на то, что в течение последних 15 лет африканские страны постоянно были ответчиками в суде ВТО и несли от того издержки, сами же исков практически не подавали. Почему? Остается лишь предполагать.

С моей же точки зрения, дело еще и в весьма изощренных механизмах, призванных защищать в рамках ВТО не равноправие, а силу. Судите сами. Зайдите хотя бы на официальный сайт ВТО – там представлено множество документов, но с оговоркой, что это тексты … не аутентичные. Аутентичные же хранятся в Швейцарии… И это, подозреваю, лишь одна из самых сравнительно безобидных уловок, призванных ограничить право и возможность не самых развитых и богатых реально воспользоваться механизмами разрешения споров в рамках ВТО…

Далее - множество других интересных докладов: по различным странам и отраслям хозяйства.

…Совершенно случайно удалось сообщить о проходящей конференции хотя бы по одному радиоканалу. А именно: звонят с радио «Говорит Москва» и просят в эфире прокомментировать новые МММ-овские инициативы Мавроди. Пользуюсь случаем и говорю, что нахожусь на конференции по ВТО и что присоединение России к ВТО – такое же наглое мошенничество, как пирамиды Мавроди, но только не распространяемое лишь на совсем наивных добровольцев, а принудительное – в отношении всей страны; в целом же у вопроса две стороны:

- первая: когда за фальсификацию комплектующих для МИГов (тех самых, от которых в итоге отказался Алжир – позор для России на весь мир) дают в основном штрафы и лишь один фигурант получает срок всего в пять лет, это, очевидное, не противодействие, а, напротив, культивирование в стране безнаказанного мошенничества; и парламент нам нужен не для того, чтобы бездумно или предательски штамповать ратификацию соглашений по ВТО, якобы, в интересах развития, но для того, чтобы именно в интересах подлинного развития создать правовую систему, жесточайше пресекающую в зародыше любые даже начальные попытки мошенничества;

- вторая: весь новый шум вокруг пирамид Мавроди именно сейчас, скорее всего, как и ранее всякие «Пусси-райт», «контрольные прогулки» и т.п. – исключительно как отвлекающий маневр в самый ответственный исторический момент – в момент беспрецедентной сдачи национального суверенитета…

…Тезисы докладов раздавались, что позволило мне, например, уже не зачитывать подготовленный доклад, а реагировать на ранее прозвучавшие выступления и акцентировать внимание на некоторых важнейших деталях. Выступление, может быть, появится на дружественном «Нейромир-ТВ» - коллеги вели съемку и сейчас, наверное, интенсивно готовят репортаж. А тезисы своего доклада я привожу ниже – в том виде, как они раздавались на конференции:

 

Юрий Болдырев

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ВТО

Несмотря на общую, системную и частную актуальность значительного количества вопросов, возникающих при рассмотрении присоединении России к ВТО, существует, тем не менее, и один вопрос, который мне именно применительно к России представляется главным. Это вопрос о безусловном полном национальном контроле за собственными природными ресурсами или же, напротив, об отсутствии такового контроля.

При этом ошибочно представлять себе в качестве альтернативы национальному контролю некий идеал свободного всеобщего демонополизированного доступа к нашим природным ресурсам в интересах всеобщего (общечеловеческого) блага.

Реальная альтернатива одна - как в фактически колонизированных странах: контроль за нашими природными ресурсами транснациональных корпораций, тесно интегрированных с интересами США и других стран НАТО.

Шесть основных направлений и содержательных аспектов этого контроля:

- регулирование объемов добычи;

- регулирование направления потоков добытых ресурсов;

- регулирование соотношения объема ресурсов, направляемых на внешний рынок, и объема ресурсов, оставляемых для рынка внутреннего (влияние на ценообразование через экспортные таможенные пошлины или квоты);

- контроль за содержанием наших недр (первичная геологическая информация);

- связывание доступа к нашим ресурсам гарантированным заказом российскому машиностроению и другим высокотехнологичным секторам экономики или же отсутствие такового связывания;

- связывание доступа к нашим ресурсам обязательствами по предоставлению в обмен свободного доступа российских предприятий на коммерческой основе к самым современным высоким технологиям, которыми владеют партнеры.

По всем шести ключевым направлениям в этой сфере, важнейшей для самой возможности в дальнейшем диверсификации экономики и развития высокотехнологичных ее отраслей, Россия, практически, не добилась ничего. При этом, специально обращаю внимание специалистов и представителей различных отраслей экономики – от сельского хозяйства до материало- и энергоемкой промышленности: отказ от экспортных пошлин на энергоресурсы и приведение внутренних цен на топливо к «мировым» осуществляется опережающими темпами и, как будто, даже добровольно. А этот фактор - внутренняя цена на энергоресурсы (ее приведение в соответствие с «мировыми ценами») - окажет на наше сельское хозяйство влияние никак не меньшее, нежели даже и полный отказ от таможенной защиты соответствующих отраслей.

Для машиностроения же (а, значит, и для предприятий двойного назначения, и для оборонной промышленности) главное следующее: даже в отдаленной перспективе у нас нет ни малейших оснований ожидать какого-либо иного реального источника масштабных инвестиций в перевооружение нашего машиностроительного комплекса, кроме связывания самой возможности доступа к нашим недрам гарантированным заказом на оборудование и услуги российским предприятиям.

ВТО подобного не допускает, и, в угоду требованиям Запада, в нашем законодательстве уже предусмотрены оговорки о прекращении требований подобных преференций национальному производителю после присоединения страны к ВТО (например, в законе «О соглашениях о разделе продукции»).

Отказываясь от своего суверенного права на такое связывание, соглашаясь на условия, диктуемые нам извне, российская власть преступно отказывается от самой возможности реальной реиндустриализации и возрождения страны как действительно мощной промышленной и научно-технологической державы.

В целом: присоединяясь к ВТО, мы узакониваем на обозримую перспективу систему абсолютно не равноправных, дискриминирующих Россию (с ее нынешней спецификой) торгово-экономических отношений. То, чем владеем мы, становится, практически, всеобщим достоянием – транснациональные корпорации будут не у нас покупать наши ресурсы на наших условиях, но будут наравне с нами сами брать их у нас практически по себестоимости. В то же время, то, чем владеют они – необходимые нам технологии, - мы не сможем получать у них не только по себестоимости, но и более того, не сможем покупать даже и по самым что ни есть рыночным ценам.

То есть, они за собой право ограничивать поток технологий к нам сохраняют, в то время как мы право регулировать поток своих ресурсов к ним теряем.

После потери национального контроля за ключевой козырной картой России в глобальной экономической игре – за собственными природными ресурсами, последней и уже единственной такой картой в игре геополитической останется ядерное оружие. Но, в условиях предсказуемой в рамках ВТО дальнейшей деградации научно-технологического и промышленного потенциала страны, утеря и этой последней козырной карты, а, значит, и уже окончательная утеря суверенитета страны, будет делом лишь времени