Праздник слова и славы

На модерации Отложенный

В этот день совпали несколько важных дат – праздник Вознесения Господня, день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и День славянской письменности и культуры.

После окончании Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, иерархи и духовенство совершили крестный ход с чудотворной Иверской иконой Божией Матери из Успенского собора к храму Василия Блаженного на Красной площади, где и был совершен праздничный молебен.

На площади и на Васильевском спуске собралось, по разным оценкам, от 5 до 10 тысяч человек. Уже за час до молебна на Варварке – плотный поток верующих. На подходах к Васильевскому спуску им вручают маленькие открытки иконы с изображением чудотворного Иверского образа Божией Матери.

К назначенному часу возле сцены на Васильевском спуске образуется внушительная толпа. Большинство – женщины пожилого и преклонного возраста, но есть и молодежь. Каждый пришел сюда со своими чаяниями и надеждами, но все понимают, что присутствуют при событии важного исторического значения. Впервые после русской смуты в начале прошлого века сегодня состоится всенародный молебен  Иверской иконе Божией Матери. Иконе, которая играла особую роль на протяжении более чем трех последних веков нашей истории.

Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Иероним начинают молебен Иверской иконе Божией Матери и равноапостольным Мефодию и Кириллу на возвышении, в центре стилобата храма Василия Блаженного. Многие верующие во время молебна держат в руках иконки с благословением Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

По окончании молебна Патриарх обращается к верующим с Первосвятительским словом. Он особо отметил роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые создали азбуку, грамматику и перевели на славянский язык слово Божие и богослужебные тексты.

Святейший Патриарх Кирилл рассказал об истории иконы чудотворного Иверского образа Божией Матери: "Эта икона была написана в XVII веке по повелению государя Алексея Михайловича как копия чудотворного афонского Иверского образа и привезена на Русь. И сразу же сей образ стал образом воинским — он был в войсках наших, которыми предводительствовал государь Алексей Михайлович, которые освободили Смоленск и тем самым завершили тяжелую эпоху внешней оккупации.

Именно с того времени страна наша стала набирать силу, распространяться от моря и до моря и превратилась в великую державу.

Икона, перед которой мы сегодня молимся, после Смоленского похода была передана в Новодевичий монастырь города Москвы и хранилась там. После закрытия монастыря монашеская жизнь в нем прекратилась, там располагался музей, и перед сей иконой люди не могли молиться. Некоторое время назад икона была торжественно возвращена Церкви, и мы верим, что это было символическое, исполненное особого духовного смысла действие. Великая святыня града Москвы снова предстоит пред лицом верующего народа, и мы можем обращаться к ней, как обращались к ней благочестивые предки наши, прося мира и благополучия стране нашей, народу нашему, Церкви нашей, укрепления духовных и физических сил, здравия и спасения всем, кто с верой притекает к сему образу".

Затем с большой речью к верующим обратился Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним.

После завершения церемонии началось выступление знаменитого Государственного Кубанского казачьего хора. И это был настоящий подарок для всех, кто ценит и любит русское слово и песню, на каком бы языке они не звучали: русском, украинском, белорусском или сербском.

Были исполнены многие из самых любимых в народе песен ККХ, таких, как «Роспрягайтэ, хлопци, конэй», «Когда мы были на войне», «Любо, братцы, любо» и, конечно же, «Прощание славянки»:

«Все мы дети великой державы,
Все мы помним заветы отцов,
Ради знамени, чести и славы,
Не жалей ни себя, ни врагов!»

Это был настоящий славянский праздник, яркий, красочный, мощный и шумный. Зрители сопровождали песни дружными аплодисментами, криками «Любо», «Браво» и «Ура!». Жаль только, что столь великолепный концерт увидели немногие: сразу после окончания молебна толпа верующих поредела примерно наполовину, а после и вовсе на треть. Вот если бы праздник состоялся в выходной день или в более позднее нерабочее время, настоящей русской песней смогли бы насладиться не тысяча-другая, а десятки тысяч человек.