Помигали – и хватит

На модерации Отложенный

19 мая Владимир Путин подписал указ «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства». В нем строго определено, сколько таких машин будет в России и кто на них будет ездить. В силу закон вступает уже 1 июля этого года. 

Сократить количество машин с мигалками Владимир Путин пообещал еще в марте, сразу после выборов. Тогда он заметил, что бороться с любителями ездить под синим «маячком» невероятно трудно: сколько ни сокращай их количество, они все равно «растут обратно как грибы».

У кого теперь не будет мигалок? Согласно списку, который утвержден президентом, отныне мигать на дорогах не смогут работники высших судов, почти всех федеральных служб и агентств, Центризбиркома, ряда министерств и даже аппарата правительства. В других ведомствах количество машин сильно сократят. В администрации президента таких машин сегодня 50, а после вступления закона в силу останется только 20. Правда, в правительстве их станет даже больше – 28 против сегодняшних 26, зато в правительственном аппарате вообще не останется ни одной (сегодня – 40). Запретили мигать на дорогах и региональным депутатам, теперь в субъектах федерации это право останется только у губернаторов, да и то – только в пределах своего региона.

Урезали «мигалочное довольствие» и Совету Федерации: с 8 до 5. Госдуме из 12 сегодняшних машин с мигалками оставят только 8. Сократили количество спецсигналов и силовым ведомствам: у МВД из 140 машин останется только 100, у ФСБ – 197 вместо 230. Службе внешней разведки сократили «мигалочный» парк до одной машины (было 8). Без мигалок останутся и прокуроры: Генпрокуратуре оставят только 30 машин из 35, Следственному комитету – 12 из 30.

Всего отныне в России остается только 569 машин с мигалками (в основном, это количество приходится на Москву и Санкт-Петербург – в регионах со спецсигналом будет чуть более 80 машин). Много это или мало? Общественные организации оценивают количество машин с мигалками в России с большим разбросом: от 3,5 до 7 тыс., и в этом нет ничего странного: сегодня по стране ездит очень много личного транспорта, оборудованного незаконными спецсигналами. Синие маячки и стробоскопы ставят себе на машины все, у кого хватает на это наглости и денег: чиновники средней руки, бизнесмены, деятели культуры и т.д.

Служебные машины, оборудованные мигалками, сильно действуют россиянам на нервы. Одно дело пропустить на дороге скорую помощь или пожарных, но зачем проблесковый маячок, к примеру, режиссеру Никите Михалкову? Даже в статусе председателя общественного совета при Минобороны РФ вряд ли прославленный деятель культуры может куда-то так опаздывать, чтобы включать мигалку.

Многие помнят, какой горячий скандал разгорелся в 2010 году, когда машину Михалкова, оборудованную мигалкой, заметили в многочисленных нарушениях правил дорожного движения.

Весной прошлого года ВЦИОМ проводил опрос, в котором гражданам задавали вопрос о том, кому действительно нужны мигалки. Тогда большой процент россиян ответил, что депутаты спокойно могут обойтись без мигалок. Треть опрошенных посчитала, что без мигалок должны ездить работники Генпрокуратуры и СК, каждый четвертый ответил, что спецсигналы следовало бы отнять у всех силовых структур. 43% россиян отметили, что спецсигналов не должно быть у министерств, представителей судебной власти (42%), а также региональных правительств и парламентов (40%). Тогда же социологи выяснили, что неудобство от встречи с мигалками испытывал каждый пятый опрошенный.

Что же, подписанный на днях указ вполне совпадает с чаяниями россиян: машинам ряда министерств вообще теперь будет запрещено мигать на дорогах, сильно урезали «мигалочную квоту» прокурорам и силовикам. Впрочем, указом довольны не все. Представители автомобильных союзов России высказывают мнение, что в идеале спецсигналы должны остаться только у скорой помощи, пожарных и полиции. Если бы это было так, российские автомобилисты бы с большей готовностью уступали дорогу. Незаконно установленные маячки на дорогих машинах раздражают других участников движения и вызывают у них нежелание реагировать на спецсигнал.

Контроль за выдачей разрешений на установку спецсигналов будет осуществлять МВД, а проверки на дорогах останутся за ГИБДД. Конечно, одним указом всех любителей незаконных мигалок не искоренить, потребуются серьезные мероприятия по контролю, но теперь, по крайней мере, есть на что ориентироваться – свою позицию президент обозначил четко: «без мигалок и трещоток», сказал он в марте, говоря о том, как должны ездить чиновники.

А вот небезызвестная организация «Синие ведерки» даже после указа считает себя обманутой, о чем лидер «ведерок» и рассказал на днях в интервью «Радио Свобода». По его мнению, президент не выполнил своего мартовского обещания касаемо машин со спецсигналами: во-первых, решение по мигалкам было принято после инаугурации, а не до, как того требовали «Синие ведерки», во-вторых, сокращение оказалось не таким большим: с 900 до 569 машин – это даже не в 2 раза. Правда, в пресс-службе президента «ведеркам» уже объясняли, почему пришлось подождать до инаугурации (отдельные ведомства, лишенные спецсигналов, находятся в подчинении у президента, и премьер ничего не смог бы им приказать), но борцы с мигалками все равно недовольны результатом и обещают продолжать войну с чиновничьими машинами под синим маячком.