Самодуров и Фролов – художник и православный?

На модерации Отложенный


или Чего хотят православные.

Когда я в последнее время читаю новости, то все чаще вздрагиваю – «Православные подали в суд на того-то!» – или «Православные возмущены тем-то и тем-то». Вздрагиваю, как человек православный – Боже, что мы там опять натворили-то?

А натворили мы черти что, прости Господи, и все это в лице неутомимых «православных активистов», как их называет пресса. И в этом своем «творении» превзошли самих себя, то есть, мы явно превзошли название «Ассоциация православных экспертов», оставляющее в сознании неверующего человека один большой вопрос: «экспертов чего»?

Так, в частности мы, православные, в лице православного эксперта и православного же активиста Кирилла Фролова, превзошли сами себя, обратившись в прокуратуру:

  1. с просьбой возбудить уголовное дело против организаторов акции «Кочевой музей»
  2. потому что это не акция-выставка, а несанкционированная антицерковная, антигосударственная и анти-все манифестация
  3. представленные в ней экспонаты не несут никакой художественной ценности
  4. и мало того, чувства верующих оскорблены картиной «Распятие участницы группы PussyRiot»
  5. и футболками с карикатурами на Церковь
  6. и еще по факту осквернения (?) государственного флага России нужно возбудить дело
  7. и еще проверить фонд «Здравомыслие» на предмет экстремизма и подстрекательства к нему.
 

Вроде все. И это в один присест, за один раз, в один день мы такое выдали в одном лице. Конечно, когда мы, православные, стараемся, то можем много больше. Но для этого нужно больше выставок, и вот тут-то явно обнажается (не к ночи будь помянут) дефицит как актуального, так и современного искусства.

А в ответ Фролову это самое искусство, в лице одного из организаторов прогулки художников по московским бульварам Юрия Самодурова утверждает, что – «Никаких православных, которые оскорблены, в природе не существует. Это мифические православные. Это люди, которые делают политику на ровном месте и стараются сделать грязным то, что чисто».

Но это, конечно, неправда. Мы, православные, просто не всегда оскорбляемся – некоторые вещи или события нам кажутся малозначимыми, неинтересными и несущественными – например, само содержание «кочевой» выставки. Если людям хочется что-то подобное делать – это их право, чисто это или грязно, в данном случае это их личный бизнес.

А иногда мы оскорбляемся, конечно, мы не можем не оскорбиться, если нас превращают в посмешище, приглашая для комментариев в качестве «экспертов» тех, чьи слова заведомо вызовут в обществе неприятие и раздражение.

Нам неприятно видеть пляшущих на амвоне в Храме Христа Спасителя девок, потому что это ненормальная ситуация для церкви, потому что девок там быть не должно, а как должно быть у нас в церкви – ребята, давайте мы, верующие, сами разберемся. А заодно и с методами, которые в данном случае позволительны и уместны.

А то вы нас без нашего согласия спасаете, но есть ощущение, что мы сопротивляемся.

Нам неприятно думать, что все благотворительные и гуманитарные проекты и программы Церкви можно перечеркнуть в один момент,  будто их нет, и никогда не было. Будто мы не кормили голодных, не одевали нагих, не лечили больных, не помогали нуждающимся, не спасали погибающих, не утешали скорбящих, не растили сирот и не сделали ничего, чтобы вы, рассуждая о «часах Патриарха» и «продажной РПЦ» хоть на мгновенье вспомнили об этом.

Нам неприятно понимать, что в своем желании «поддеть» Церковь и нас – а ведь мы это и есть Церковь – вы словно  забываете об уникальном вкладе нашей Церкви в русскую литературу, непревзойденную по глубине философской мысли, и не то чтобы принижаете, а уничижаете ее значимость. Зачем? В смысле – как это можно, принизить значимость Православия для русской культуры?

Да-да, вам кажется, что все великое, что совершено нашей Церковью, был совершено с другим духовенством во главе, другими монахами и другими мирянами, но это совершенно не так. Среди российских новомучеников и исповедников было множество сельских батюшек, знать не знавших, что их постигнет страшная участь – они жили размеренной сельской жизнью, и их однажды убили просто за то, что они священники. Большинство из них не стремилось к подвигам, но они приняли мученическую смерть.

И, конечно, нам неприятно видеть и знать, что у нас есть священники, которые ностальгируют по сталинским временам и методам, или говорят и делают какие-то совершенно недостойные вещи.

Но мы видим и других представителей Церкви, таких как глава Отдела внешних церковных связей  Митрополит Иларион (Алфеев), который выступил с однозначным осуждением сладких воспоминаний по сталинским  временам из уст священника. А ведь тиражируется, и будет тиражироваться именно то, что сказал иерей Александр Шумский.

Иногда кажется, что для людей неверующих обличение нерадивых священников и вскрытие различных церковных или околоцерковных инцидентов и казусов стало чем-то вроде аттракциона. Я не помню, когда бы еще нечто подобное происходило, и задаюсь вопросом – почему именно сегодня, опубликованный в одном из аккаунтов пост из серии «и это священник!!!», постоянно мультиплицируется и обсуждается, причем, в большинстве своем теми, кто в Бога не верит.

Словом, мы хотели бы быть услышанными, если это возможно в новой чудесной реальности, где кочуют выставки, бродят литераторы, собираются на митинги несогласные, власть как всегда врет, перед московской мэрией днюют и ночуют никому ненужные люди, которых лиши жилья в расширяющейся Столице, и где происходит еще много всего очень и очень интересного. Ну, было бы досадным так и читать о себе дальше – «православные подали в суд на…»  – и ни сном, ни духом, и не изменить ничего.