Освободительное движение или ксендзо-шляхетский мятеж?

Освободительное движение или ксендзо-шляхетский мятеж?

Литва объявила 2013-й Годом восстания против Российской империи…

э1.jpg | Радикал фото - бесплатный хостинг фотографий, фотохостинг, radikal, radikal.ua

"Парламент Литвы на вчерашнем заседании принял закон о провозглашении 2013 года Годом восстания 1863 года, сообщает «Интерфакс». Имеется в виду восстание 1863–1864 годов в Польше за освобождение из-под власти Российской империи, 150-летняя годовщина которого наступает в следующем году.

46 депутатов поддержали проект соответствующего постановления. Данным законом, по информации агентства, парламент хочет подчеркнуть историческое и культурное значение этих событий для литовского, белорусского и польского народов. Правительству предложено до 1 сентября разработать программу юбилейных мероприятий, а в бюджете на 2013 год предусмотреть средства на их проведение.

В законе говорится, что восстание 1863-1864 годов - это «национально-освободительное восстание народов Речи Посполитой за освобождение из-под власти Российской империи». Борьба за свободу велась на «оккупированной» Российской империей территории Польши и Великого княжества Литовского, и в их этнографических областях - Белоруссии и Украине, отмечают литовские парламентарии.  

Польским восстанием в 1863–1864 гг. называют мятеж в Царстве Польском (включающем современные земли Польши, Белоруссии, Литвы и Правобережной Украины), организованный националистически и антирусски настроенной частью польской шляхты и католического духовенства. По словам видного русского консервативного публициста М.Н.Каткова, это был «ксендзо-шляхетским мятеж». «Польское восстание вовсе не народное восстание: восстал не народ, а шляхта и духовенство. Это не борьба за свободу, а борьба за власть, - желание слабого покорить себе сильного», - писал М.Н. Катков. По словам публициста, «властолюбивой шляхте, желающей властвовать над русским народом, подало руку властолюбивое римско-католическое духовенство, желающее поработить Православную Церковь. Два властолюбия вступили в союз, два властолюбия одно другого ненасытнее». «В Польше, - подчеркивал М.Катков, - мы имеем против себя не польскую национальность, отстаивающую свое право на жизнь, а польское государство, уже давно разрушившееся и тем не менее не могущее отказаться от завоевательных планов».

Дело в том, что польский мятеж был направлен не только на отделение Польши от России, но и на отторжение от Российской империи ее исконных западных земель (Белоруссии и Правобережной Украины) и восстановление бывших владений Речи Посполитой «от моря до моря». Захватнические планы польско-литовских повстанцев вызвали негодование большей части русского общества. На стороне организаторов польского мятежа выступили разве что российские революционеры, проживавшие в эмиграции, в частности А.И. Герцен и М.А. Бакунин, для которых польское восстание служило орудием борьбы с русским царизмом. 

Восстание было решительно подавлено наместником Польши Ф.Ф. Бергом, установившем в крае военную диктатуру и генерал-губернатором Северо-Западного края (Литвы и Белоруссии), которым в мае 1863 г. стал генерал М.Н. Муравьев, прозванный позже революционной пропагандой «вешателем». Но патриоты России ставили ему в заслугу спасение единства страны и помощь, как писал Ф.И. Тютчев, «бедному, замученному племени», т. е. угнетаемым шляхтой западнорусским крестьянам.

За причастность к восстанию было казнено 128 человек (польские повстанцы повесили около 2 тыс. своих противников); 12500 было выслано в другие местности, в частности в Сибирь (часть из них впоследствии подняла Кругобайкальское восстание 1866 года), 800 отправлено на каторгу. Учитывая, что следствием установлено участие в восстании около 77000 человек, можно констатировать, что всего подверглось наказанию менее 1/5 участников восстания.

«Не польский народ - враг наш. Не польскую национальность поражаем мы, подавляя восстание. Мы боремся с интригой, которую затеяло властолюбие шляхты и ксендзов. Первую еще можно как-нибудь извинить: в ней живы воспоминания о господстве. Но где найти слово извинений для этих ксендзов, которые из служителей религии мира превратились в предводителей шаек, в заговорщиков и душегубцев?» - заключал М.Н. Катков."

******************************

В мае 1856 года Император Александр II выступил с речью перед польской знатью и католическим епископатом, собравшимися в королевском замке Варшавы.
Государь «стоял, окруженный своей свитой, перед поставленным для него в тронном зале троном. Свое краткое обращение царь произнес на блестящем французском языке. сознательно избегая говорить по русски: "Господа, - сказал Александр, - я прибыл к вам с забвением прошлого, одушевленный наилучшими намерениями для вашего края. От вас зависит помочь мне в их осуществлении. Но прежде всего я хочу выяснить наши взаимоотношения. Я сохраняю вас, как финнов и всех других русских моих подданных, глубоко в моем сердце, но желаю, чтобы незыблем был установленный моим отцом порядок.

Итак, господа, откажитесь от несбыточных ваших мечтаний, - царь повторил эту фразу дважды, подчеркнув эти свои слова. Тех, кто захотел бы остаться при них, я сумею сдержать, сумею воспрепятствовать этим мечтам превратиться в реальность. Счастье Польши зависит от полного слияния ее с остальными народами моей империи. То, что сделано моим отцом, сделано хорошо, и я поддержу его дело. В последнюю войну, ваши сражались вместе со всеми другими, и князь Михаил Горчаков, бывший тому свидетелем, воздает им должную справедливость, утверждая, что они мужественно пролили кровь свою в защиту нашего общего отечества. Финляндия и Польша мне одинаково дороги, как и все остальные части моей империи. Но вам нужно знать для блага вас самих, что Польша должна пребывать в великой семье русских народов. Верьте, господа, что меня одушевляют лучшие намерения. Но ваш долг - облегчить мне мою задачу, и я снова повторяю: Господа, оставьте несбыточные мечтания! Забудьте их!"»

   

Либеральные устремления правительства Императора Александра II сказались в отношении Царства Польского широкой амнистией всем ссыльным и эмигрантам 1831 года. <...> Вернувшиеся на "ойчизну" революционеры вновь принялись за конспирацию, образуя кадры будущих повстанцев и создавая всеобщую уверенность в том, что восстание будет немедленно поддержано вооруженным вмешательством Франции, Англии и Австрии. Был открыт сильный "низовой террор". Убивали русских солдат. чиновников, еще более гибло при этом случайных жертв - мирных поляков. <...>
В декабре 1862 года состоялся съезд "Ржонда Народова", на котором решено было перейти к решительным действиям. <...> Главное руководство принял на правах диктатора Мерославский, направлявший действия из Парижа. <...> Диктатор Мерославский, прибыв к конце января из Парижа, был через несколько дней разбит у Троячинцев отрядом полковника Шильдер-Шульднера и должен был бежать обратно за границу. <...>
Объявленная повстанцам 31 марта всеобщая амнистия успеха не имела. <...> Новый виленский генерал-губернатор М. Н. Муравьев в мае окончательно усмирил Северо-Западный край - его быстрые и решительные мероприятия были поддержаны всем русско-литовским населением. Польские эмигранты и русские революционеры кричали на всю Европу о "зверствах Муравьева". Муравьев казнил лишь террористов, захваченных на месте преступления, либо повстанцев, уличенных в зверстве над русскими ранеными (об этих зверствах поляки и герценовский "Колокол" тщательно умалчивали, хотя для Европы русская кровь никогда никакой ценности не представляла). Муравьевым в Вильне было казнено 40 человек, убивших вдесятеро больше людей, по большей части мирных жителей. Когда через 60 лет Вильна отошла к Польше, Виленский окружной суд в период с 1926 года по 1933 год, в мирное время, приговорил к смертной казни 100 человек <...> Никто о "варварстве" не кричал. Политика Муравьева сводилась к ограждению человеческих прав русского населения Северо-Западного края от насильственной полонизации ..."
[Керсновский А. А. История русской армии в 4 томах. Т. 2 - М., 1993 - с. 196, 197, 198]

"Польской армии давно уже не существовало, партизанские отряды состояли из людей, не получивших никакой военной подготовки, вооруженных чем попало (главным образом косами и охотничьими ружьями) и возглавленных несведущими в тактике начальниками. Артиллерии у них не было никакой, и при встречах с русскими войсками повстанцы несли урон, как правило, в десять раз сильнейший. Так, например, у местечка Венгров 22 января 1863 года образовалось скопище около 4000 поляков, которое было разогнано нашим отрядом в 3 роты, 3 эскадрона и 6 орудий. Потери поляков - около 200 человек, в войсках 4 ранено. У местечка Семятичи 25-26 января - поляков до 5000, наш отряд - 7 рот, сотня казаков и 4 орудия. Поляки разогнаны с большими потерями, наш урон - 3 убитых и 13 раненых; у Малогощ 12 февраля - поляков до 7000, наших войск 9 рот, около 2 эскадронов кавалерии и 4 орудия, урон поляков до 800 человек, войска потеряли 6 раненых и так далее.
За 1863 год отмечено 547 дел (боев, стычек, перестрелок), за 1864 год - 84 дела. Повстанцев перебито свыше 30 000. Русские потери - свыше 3000, примерно 2 процента всех действовавших сил (826 убитых, 2169 раненых, 348 пропавших без вести) и могут сравниться с таковыми же в Венгерскую кампанию. Боевых отличий воинским частям за усмирение этого мятежа не жаловалось. Царство Польское было наименовано Привислинским краем, последние остатки местной автономии упразднены, и польский элемент выведен из администрации."
[Керсновский А. А. История русской армии в 4 томах. Т. 2 - М., 1993- с.199-200]

Император Александр II в гор. Вильно 13 июня 1867 года.
"Затем государь вышел и к крестьянам, наполнявшим дворцовый двор, и спросил, нет ли между ними принявших православие? По вызове вновь обращенных из толпы, он произнес, обращаясь к ним: «Очень рад вас видеть православными. Уверен, что вы перешли в древнюю веру края с убеждением и искренно; знайте, что раз принявшим православие Я ни под каким видом не позволю и не допущу возвратиться в католичество. Слышите-ли? Повторяю: рад вас видеть православными.»"
(Татищев С. С. «Император Александра II. Его жизнь и царствование». т. II. – СПб., 1903 – с. 24).