Кот Бегемот - самый обаятельный герой бессмертного романа

На модерации Отложенный

К концу Соввласти я работал учителем в школе. Роман "Мастер и Маргарита" еще в программу не ввели, но уже его можно было читать в программе внеклассного чтения. К сожалению, больше трех часов выделить на него я не мог, но это были интенсивные часы. В результате несколько человек написали сочинения, которые мне понравились, и я их сохранил. Одно такое публикую в ответ на пост "М и М - кто главный герой романа". Кое-что я, конечно, подредактировал, но основа осталась.

 

Светлый образ кота Бегемота в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Роман «Мастер и Маргарита» писался во времена страшной сталинской тирании, когда каждое слово правды о котах преследовалось и каралось. Сам Булгаков, любящий котов до безумия, просил у Сталина разрешения выехать за границу, чтобы изучать их в естественном ареале обитания в Париже, но, не получив разрешения, стал писать свой знаменитый роман. В романе, посвященном мировому событию: приезду в Москву знаменитого любителя котов (в основном черных) Воланда – главного персонажа малоширокоизвестной в узких кругах оперы на либретто Иоганна Гете – далеко не последнюю роль играет кот Бегемот. Вместе с вечно расхлябанным, в треснувшем пенсне, малопривлекательным и несимпатичным Коровьевым Кот путешествует по улицам Москвы, вызывая любопытство прохожих и проезжих. Первый раз мы знакомимся с ним во время представления в варьете. Он единственный, кто высказывает сочувствие к женщинам, утратившим девичью честь и женское достоинство в погоне за импортными шмотками и падающими с неба деньгами: он подносит им платья и туфли, галантно себя ведет и, если не считать того, что он отрывает голову завравшемуся конферансье, не вызывающему у нас никакого сочувствия, Кот – самый воспитанный из всей этой компании.

Читатель симпатизирует Коту, где бы тот ни появился. По сравнению с бесстыжей, развязной, прикрытой только передничком (очевидно, чтоб показать стройные ножки) голой Геллой, которая нагло дергает его за усы, не понимая, что это у котов самое больное место, Бегемот, старающийся развлечь Воланда, – просто само очарование. Даже проигрывая в шахматы, Кот не сдается, а лезет под кровать, чтобы позолотить себе усы. Он прекрасно стреляет из револьвера, умеет показывать карточные фокусы, непритязателен в еде и страшно обаятелен. На балу он затмевает собой и Маргариту, и самого Воланда. Он, в отличие от Коровьева, подсказывает Маргарите, как ей себя вести с этой толпой трупов – убийц и насильников.

Прекрасна сцена, где менты ловят Кота. Как ловко он уклоняется от пуль, как артистично притворяется раненым, вводя в заблуждение зарвавшихся «сталинских соколов».

Как правдиво одной репликой Кот вскрыл всю подноготную сталинских репрессий: – Сижу, никого не трогаю, починяю примус!… Безвинного кота хотят упечь в концлагерь, как упекли миллионы простых людей, но поди поймай!

Трогательно до слез прощание Бегемота и компании с Москвой. Коровьев пытается свистнуть, но у него, по словам кота, выходит очень средне. Зато когда свистнул Бегемот, – берег обвалился, здание рухнуло. Но без членовредительства, как приказал великий гуманист Воланд. Читатель настолько сроднился с Котом, что ему уже неинтересны переживания Мастера, а тем более красотки Маргариты, которая, стараясь спасти своего любовника, на фоне кота Бегемота выглядит довольно бледно. Альтруизм же Кота не вызван никакими личными причинами – он просто таков: наказывает зло во всех его проявлениях и поощряет тех, кто ему нравится, в частности Маргариту.

Последние строки могут вызвать слезы у почитателей героев романа. Мы и раньше подозревали, что в веселом хулиганстве котячей компании таится какая-то загадка. Слишком они веселы, слишком явно прикалываются над всеми проявлениями человеческого идиотизма вообще и советского в частности. Действительно, оказывается, Кот, как мы смутно и подозревали, – вовсе не кот, а паж из свиты Воланда. Это еще можно было бы пережить, но он на самом деле совсем не весельчак, а просто был наказан за то, что когда-то неудачно пошутил. Можно только догадываться, над каким высоким начальством подтрунивал обладающий прекрасным чувством юмора падший ангел: скорее всего, над Богом, теория и практика которого может вызвать неадекватную реакцию не только у Кота. А как известно, никакое начальство не допускает шуток над собой.

Но вернемся к нашему Коту. Несмотря на потрясение, испытанное читателем, разочарованным в самых лучших своих ожиданиях, книга вообще и кот Бегемот в частности не оставляют читателя равнодушным: все с неиссякаемым интересом следят за похождениями героев романа Булгакова. Кому-то нравится Мастер, привлекательна для мужчин Маргарита, внушает уважение Воланд, какие-то адекватные ассоциации рождает Гелла, но все они блекнут перед личностью Кота, которого признают обаятельным и сами герои романа. Его светлый образ надолго сохранится в наших сердцах, заставляя еще и еще раз перечитывать роман, пропуская несколько занудную любовь главных героев и восхищаясь прекрасным образом Кота с большой буквы – Кота Бегемота.