ОБРАЩЕНИЕ Президенту РФ В.В. Путину

На модерации Отложенный

ОБРАЩЕНИЕ

профессора Тюменского государственного нефтегазового университета, доктора физико-математических наук Азизова Хубали Фатали оглы к Президенту РФ В.В. Путину

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

            Я вполне отдаю себе отчет в том, что при сложившейся социально-политической ситуации в стране и мире президенту РФ некогда читать профессорские письма на темы нравственности и справедливости в образовательной среде. Эти темы давно не являются для образования приоритетными. Но, я сейчас о другом. То, что происходит в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) нельзя называть иначе, как криминальным беспределом. ТюмГНГУ представляет собой не технический вуз, а некий спрутообразный организм с многочисленными щупальцами, придатками и присосками, на теле которого пирует могучая рать паразитирующего шулерского бомонда. Щупальцами этого спрута являются восемь учебных институтов высшего образования, придатками – более 30 школ, училищ, техникумов, колледжей начального и среднего профессионального образования, а присосками – 20 филиалов по всей Западной Сибири плюс десятки научных центров, виртуальных лабораторий, технопарков для трудоустройства родственников славной рати. Создателям этой уникальной по масштабам и структуре махины удалось построить разветвленную сеть филиалов и контор дополнительного образования, не имея ни зданий, ни кадров, ни оборудования. Кстати говоря, и сейчас спустя 20 лет, 90% филиалов не имеют ни зданий, ни оборудования, ни библиотек, ни квалифицированных кадров. На апрель 2011 года в ТюмГНГУ обучались 62 тысячи студентов, их обучали 2000 преподавателей ( вместо 6200 по нормативам), в том числе 785 кандидатов и докторов наук (вместо 3720). Эти данные из официального сайта ТюмГНГУ на указанную дату. Как видно, остепененность ниже 40%, не говоря о составе и качестве профессорско-преподавательского состава (ППС). Половина учебных институтов вуза гуманитарного профиля и готовят непрофильных специалистов. Определение «нефтегазовый» в названии университета – это некий бренд для привлечения внебюджетных средств от нефтяных компаний на территории области. Пользуясь немалыми налоговыми скидками за поддержку образования и меценатство, нефтяные компании охотно идут на подобные расходы. Однако за расходованием этих средств и других средств, в том числе государственных, никто не следит. ТюмГНГУ это не государственный вуз, а бизнес-контора со своим президентом, службой безопасности, правовым, финансовым и другими управлениями, основная цель которого – не подготовка кадров, а торговля дипломами различного уровня. Около половины всех студентов составляют студенты филиалов. Преподавательский состав филиалов, как правило, состоит из 5-10 кандидатов наук на полную ставку плюс столько же кандидатов наук из головного вуза, оформленных на 0,5 ставки, в основном родственники руководства вуза, двух-трех докторов наук ( в крупных филиалах) для придания академичности.

            В Нижневартовском филиале ТюмГНГУ, где я работаю, учатся 3000 студентов. Учебный процесс обеспечивает 3 доктора наук, 34 кандидата наук, 25 старших преподавателей (без ученой степени) и 15 ассистентов. Остепененность ППС 48%. Из 34 кандидатов 14 (41%) человек оформлены на 0,5 ставки из различных городов и организаций, многие из которых вообще не появляются на филиале. Среди оформленных есть даже люди, проживающие в странах СНГ. Дисциплины, закрепленные за ними, либо вообще не читаются, либо читаются ассистентами, ничего не понимающими в них. Старший преподаватель Спиридонова В.Н.(школьный учитель физики) читает курс инженерной геологии вместо профессора МГУ Коваленко В.Г., принимает зачеты и расписывается вместо него в зачетных книжках студентов, подделывая подпись профессора. Заместитель директора филиала по хозяйственной работе Гончаров В.Н., не имея никакого педагогического стажа, на 0,5 ставки занимает должность старшего преподавателя и является членом ученого совета. Большинство старших преподавателей и ассистентов ведут занятия по 5 – 8 специальным дисциплинам, не имея при этом ни профильного образования, ни соответствующей дополнительной подготовки. Ассистент Грошева Е.В., заочно закончившая филиал ТюмГНГУ, ведет 7 специальных предметов по двум нефтегазовым специальностям, а старший преподаватель Платонов И.Е. читает курсы по 8 специальным предметам тех же специальностей. Студенты очного отделения, вместо посещения учебных занятий, ищут работу для оплаты за обучение и появляются в вузе от зачета к зачету. 50 % студентов-очников не владеют арифметикой, 90% - не могут производные брать. Заведующие кафедрами подбираются конкурсной комиссией головного вуза из числа случайных, компрометировавших себя непрофессиональных, а порой нечистоплотных людей, по принципу рука руку моет. Несмотря на наличие в составе кафедры доктора наук, кафедрой «нефтегазовое дело» в течение 10 лет заведовал на 0,5 ставки директор коммерческой организации, к.т.н. Е.И. Гаврилов. По-видимому, по каким-то мотивам устраивал головной вуз. Конкурсы на заведование кафедрами по сей день проводятся не по правилам действующих Положений, а по понятиям, установленным ректором В.В. Новоселовым и проректором А.А. Серебрянниковым. Кафедра высшей математики в филиале закрыта. Кафедра общетехнических дисциплин с 30 июня 2010 года не функционирует по причине предвзятого отношения председателя конкурсной комиссии А.А. Серебрянникова к участникам конкурса на заведование данной кафедрой. Ни одна из трех кандидатур – докторов наук, профессоров, четырежды подряд участвующих на конкурсе, не были поддержаны конкурсной комиссией. Коррупция и взяточничество в филиале и головном вузе приняли необратимый и угрожающий характер. С 2009 года по 2011 год в филиале осуждены на условные сроки за получение взяток один профессор (Макаренко В.Д.) и один доцент (Наумов В.А.).

Относительно еще одного профессора (Сушкова В.В.) возбуждено уголовное дело по статье 159 – мошенничество. Аналогичные случаи взяточничества - обычное явление для головного вуза. С сентября 2010 года по апрель 2011 года в филиале сменились три директора. На должность директора филиала ректором ТюмГНГУ назначаются одиозные люди с сомнительной репутацией, вызывающие крайнее неприятие здравомыслящей части коллектива и студентов. Особо резкое неприятие специалистов вызывает назначение нынешнего директора филиала, бывшего заочника и бывшего владельца торговых магазинов, скандально известного плагиатора, обвиняемого профессором Макаренко В.Д. в списании двух глав из диссертации своего научного руководителя, профессора Н.С. Захарова. Эти факты плагиата настолько очевидны и неопровержимы, что не требуют никаких экспертиз. Потому, что при визуальном сравнении кандидатской диссертации В.В. Аникеева с докторской диссертацией Н.С. Захарова, оба тексты отличаются только нумерацией формул. Но следственные органы по этим фактам не возбуждают дела, мотивируя это тем, что Н.С. Захаров не заявляет о факте плагиата, как пострадавшая сторона. Но, по нашему мнению, Н.С. Захаров в данном случае не пострадавшая сторона, а соучастник мошенничества в корыстных целях. Научно-педагогическое сообщество, знакомое с историей диссертации В.В. Аникеева недоумевает по поводу очевидного мошенничества не только со стороны В.В. Аникеева и Н.С. Захарова, но и коллективного мошенничества со стороны членов диссертационного совета и ВАК РФ. В этом мошенничестве заинтересовано, прежде всего, руководство ТюмГНГУ и его ректор, организовавшие, по нашему мнению, судебное преследование профессора В.Д. Макаренко. В результате профессор В.Д. Макаренко, не добившись справедливого решения от правоохранительных органов, уехал в Украину, отказался от гражданства РФ и стал невозвращенцем. Вопрос о качестве защищаемых диссертаций является вопросом государственной важности и имеет первостепенное значение для науки и образования в целом.

Сегодня все руководство ТюмГНГУ озабочено не учебным процессом и научной работой в вузе, а обеспечением денежных потоков в головной вуз из богатых филиалов Ханты-Мансийской области. В головном вузе организованы Централизованный фонд ТюмГНГУ и Фонд развития филиалов, куда ежегодно перечисляются только из Нижневартовского филиала от 40 до 60 млн. рублей. За 5 лет с 2005 по 2009 год на различные счета перечислены для выполнения, якобы, НИР за собственные средства филиала и за средства учредителей, сумма денег в размере десять миллионов сто девяносто семь тысяч пятьсот рублей. Но ни исполнители, ни руководители этих работ, а также какие-либо отчеты по этим работам никому, кроме руководства ТюмГНГУ неизвестны. Филиалом, ежегодно, на аренду учебных площадей расходуется от 22 до 25 миллионов рублей. Но на закупку лабораторного оборудования, учебной и научной литературы, компьютерной техники и программного обеспечения никаких средств не выделяются.

Уважаемый Президент, я с подобным письмом обратился к губернатору Тюменской области Владимирову Якушеву 20.03.2011 года. Мои коллеги с аналогичными письмами обращались в различные правительственные и правоохранительные органы. Однако наши письма этими органами не рассматриваются по существу, а отправляются в адрес руководства ТюмГНГУ. А руководство ТюмГНГУ организовывает настоящий террор по отношению к нам. Я и мои коллеги по работе рассчитываем на ваше содействие для проверки изложенных в данном обращении фактов по существу Прокуратурой и СК РФ. Просим считать данное письмо обращением также в Генпрокуратуру и СК РФ.

Я обращаюсь также в научно-педагогическое сообщество Страны с тревогой о судьбе отечественного нефтегазового образования и инженерного образования в целом. Прошу высказаться ученым и педагогам из других вузов. Думаю, что подобная ситуация не исключение и наступила пара для исправления ситуации в данной сфере. В противном случае, в ближайшей перспективе в Стране трудно будет найти толковых инженеров-нефтяников, говорящих на русском языке. В качестве неотложных мер предлагаю:

  1. Реорганизовать ТюмГНГУ, вывести из его состава все непрофильные структуры гуманитарного и до вузовского образования. Укрепить руководство университета.
  2. Организовать независимую экспертную комиссию по проверке деятельности диссертационных советов ТюмГНГУ, организовать аттестацию докторов и кандидатов наук, защитивших на этих советах после 2000 года (как это сделано в полиции).
  3. Вывести из подчинения ТюмГНГУ все филиалы, крупные из которых преобразовать в самостоятельные колледжи, остальные закрывать. Квалифицированных специалистов трудоустроить в, пока еще сохранившихся, НИПИ.
  4. Восстановить систему отраслевых НИИ, совместно с нефтяными компаниями разрабатывать тематику НИР по созданию новых образцов машин и оборудования для нефтяной промышленности.
  5. В государственных вузах запретить заочное и платное образование, обеспечить выполнение Конституционного права граждан на бесплатное образование. Количество государственных вузов сократить до трехсот, остальным предоставить выбор преобразоваться в коммерческие вузы.
  6. В государственных вузах вернуться к системе твердых окладов для ППС. Ввести единые требования, как по содержанию программ, так и по контролю знаний. Устранить диспропорцию в оплате труда профессора и ректора.
  7. Вывести ВАК из подчинения министерства образования, отменить пункт №42 нового Положения ВАК.

 

 

P. S. После того, как был набран текст данного обращения, я ознакомился с заявлением нового министра образования о двукратном сокращении бюджетных мест в вузах. Считаю, что данное заявление противоречит интересам населения Страны, предвыборным инициативам Президента о модернизации инженерного образования и носит провокационный характер.