Реклама и музыка. Dior, Sony Eriсsson и Enjoy The Silence.

                             

Тем из вас, друзья, кто хотя бы изредка забредает на YouTube, возможно, попадалась вот такая рекламка, ненавязчиво предваряющая воспроизведение клипа. Короткий фильм в поддержку коллекции «осень 2012» дома моды Christian Dior сняли Инес ван Ламсверде (Inez van Lamsweerde) и Винуд Матадин (Vinoodh Matadin), известные по работе с Леди Гагой.

 

Нет никаких сомнений в том, что вы почти все узнали песню, под которую по коридорам Версальского дворца разгуливают себе модельки, ну а тем, кому мелодия оказалась незнакомой, надеюсь, хватило подсказки в названии. Ролик для промоушена вышел в сопровождении мега-хита Enjoy the Silence от легендарной команды Depeche Mode.

В целом, как вы и сами можете наблюдать, в клипе, за исключением, разумеется, музыки – ставшие привычными и обыденными anorexia nervosa, glamour и prêt-à-porter, - совершенно ничего особенного. Однако ролик напомнил мне, что несколько лет назад в рекламных паузах нашего откровенно беспросветного телеэфира недолго проскакивал адаптированный для России клип, разработанный агентством Saatchi & Saatchi и снятый Томасом Йонсгарденом (Tomas Jonsgarden). (Адаптация состояла в том, что прежде чем запустить его на наших каналах, из спота вырезали трансвестита, который наряду со всеми приобщался к музыкальной классике).

Давным-давно, в начале прошлого века, Герберт Уэллс отчеканил такую фразу: «Реклама – это узаконенная ложь», а пару десятков лет спустя Джорж Оруэлл освежил его утверждение миазмами и какофонией: «Реклама – это громыхание палкой внутри помойного ведра». С другой стороны, Тенесси Ульямс однажды пошутил: «Единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах». Лично я – терпеть не могу рекламу по ТВ (что касается интернета, думаю, нам всем давно уже очевидно, какого рода плагином стоило бы первым делом оснащать свой браузер), вслед за поразительно жалким наполнением и удручающе низким качеством программ, назойливое присутствие её в телеэфире является причиной того, что моё общение с телевизионным приёмником сведено к минимуму. Но: было бы нечестно не признать, что на десяток тысяч безликих сценариев порой случается один, с поразительно яркой идеей, с сильным образом, способным «зацепить» целевую аудиторию. На худой конец – таким безнадёжным пофигистам, как я, - доставить удовольствие от фильма длиной в одну минуту. Если вы намерены с плохо скрываемым превосходством возразить: дескать, рекламу не смотрю, реклама – исключительно для идиотов, реклама – промывка мозгов, скажу сразу: могу ошибаться, но полагаю, что вероятность отыскать жемчужину в навозной куче рекламной продукции много выше доли того, что мы считаем поэзией среди немалой сотни терабайт рифмованных текстов. Согласитесь: совсем неплохой микрофильм получился у шведов?

Мы, как и всегда, ненадолго отвлеклись, поскольку в большинстве случаев какой-нибудь никчёмный рекламный ролик становится в наших посиделках тем глиняным мякишем, из которого вымахивает около-музыкальный голем, пугающий меня своими размерами ничуть не меньше, чем наиболее благоразумную и испытывающую острый дефицит времени часть аудитории.

 

Enjoy the Silence вышла в феврале 1990 года на альбоме Violator и сразу же достигла 6 места в британских чартах. Несколькими месяцами позже в США она стала первым (и единственным на сегодня) синглом Depeche Mode, который вошёл в первую десятку, достигнув 8-го места, кроме того, он стал вторым золотым синглом группы. Сам альбом, проданный тиражом почти 6 миллионов копий, явился непревзойдённым для Depeche Mode коммерческим успехом.

Мартин Гор (Martin Gore) принёс на сессию группы демо-запись задуманной им депрессивной и мрачной баллады. Вот ТАК, вполне возможно, она могла бы звучать на альбоме (кстати, поёт здесь сам Гор), если бы…Алану Уайлдеру (Alan Wilder) не пришло в голову добавить в аранжировку ярких танцевальных красок. Несколько недель споров и взаимных обид – и вот уже сам Гор, противившийся up-tempo, придумывает ставший знаменитым гитарный рифф.                                14 миллионов просмотров.

 

                                    

 

Режиссёром клипа стал голландец Антон Корбейн (Anton Corbijn), позднее работавший с Metallica, Nirvana, Roxette, Coldplay. Бюджет видео оказался настолько маленьким, что режиссёру самому пришлось учиться пользоваться камерой. Идея клипа основывалась на сюжете «Маленького принца» и задумке Корбейна минимумом изобразительных средств показать образ «человека владеющего всем в мире, который просто ищет тихое место». Вот он и бродит со своим складным стулом по шотландским нагорьям, португальскому побережью и швейцарским Альпам. Вокалист Дэйв Гэен (David Gahan): "Я был так зол на этого сумасшедшего голландца! Вы себе представляете, он заставил меня шляться по этим дурацким горам с этим дурацким стулом, на этом дурацком морозе! Схватив насморк, я так разозлился, что плюнул на это все и уехал в отель... Но какой получился клип, а?!! Это моё любимейшее видео, чёрт возьми!!!"

А вот ТАК песня может звучать вживую.

Неужто вам могло прийти в голову, что я отпущу вас вот так, запросто, без каверов? Нетушки, друзья мои, придётся вам помучиться, выслушав хотя бы пяток из полусотни возможных.

  

Калифорнийские панки No Use For A Name, 2001 год                       68 тысяч прослушиваний

 Ню-метал ремикс, сделанный Mike Shinoda, 篠田賢治 , из Linkin Park, 2004 год     516 тысяч просмотров

Итальянские «готы» Lacuna Coil, 2006 год                        220 тысяч просмотров

 Нью-йоркские «альтернативщики» Nada Surf , 2010 год              60 тысяч просмотров

 Susan Boyle, 2011 год                        480 тысяч просмотров

 

Enjoy the Silence (Martin Gore)

 

Words like violence

Break the silence

Come crashing in

Into my little world

Painful to me

Pierce right through me

Can't you understand

Oh my little girl

 

All I ever wanted

All I ever needed

Is here in my arms

Words are very unnecessary

They can only do harm

 

Vows are spoken

To be broken

Feelings are intense

Words are trivial

Pleasures remain

So does the pain

Words are meaningless

And forgettable

 

All I ever wanted

All I ever needed

Is here in my arms

Words are very unnecessary

They can only do harm

 

Наслаждайся тишиной (перевод Натальи Павловны из С-Петербурга)

 

Эти жестокие слова,

Они разрушают тишину, и тогда

Врываются они

В мой маленький мир, в мои мечты.

Боль причиняют,

Насквозь меня пронзают.

Не могу объяснить я,

Девочка моя.

 

Всё что хотел я,

Все, в чём нуждался.

Здесь, в моих руках.

Слова нам не нужны,

Лишь только вред приносят они.

 

Зачем обеты мы даём?

Ведь нарушаем их потом.

Насыщенны чувства

И пошлы слова.

Наслаждение порой

Доставляет только боль.

Слова бессмысленны,

Из памяти стираются они.

 

Всё, что хотел я,

Все, в чём нуждался -

Здесь, в моих руках.

Слова нам не нужны,

Лишь только вред приносят они.

 

Молчание - такой интересный предмет, что о нем можно говорить часами.

Жюль Ромэн

 

Вот здесь можно было бы и распрощаться. И, вероятно, - было бы много правильнее. Однако, сегодняшняя тема, и речь пойдёт, ясное дело, совсем уже не о рекламе, подтолкнула меня в завершении разговора высказать пару довольно спорных соображений. Вообще-то - не только и не столько сегодняшняя тема. С неделю-другую назад мне по околопрофессиональной надобности довелось поучаствовать в непродолжительной интернет-переписке с человеком, обладающим навыками сетевого общения, неизмеримо превосходящими мои собственные, весьма зачаточные. Так вот, не вдаваясь в абсолютно никому не интересные подробности, скажу лишь, что в итоге, после нескольких моих ироничных фраз, легкомысленно вылетевших из-под пальцев на почтовые серверы, то ли - от моего неумения проявить искреннее участие к собеседнику, то ли - от моего чрезмерного эгоцентризма (правда, слова, откровенно сказать, были из тех, что в реальном общении компенсируются интонационно, добродушной улыбкой или жестом, призывающим не воспринимать их всерьёз), - мой визави, в свою очередь, выдал мне мою исчерпывающую и нелицеприятную характеристику как совершенно безнадёжного, циничного и язвительного сетевого лицемера. Его диагноз, скорее всего, справедливый, подвёл меня к решению о необходимости до предела минимизировать своё виртуальное общение, сведя его в основном к молчанию. Мы и сегодня нечасто встречаемся, и, возможно, теперь станем ещё реже пересекаться, друзья, и это – вовсе не плохо. По ту сторону слов, в молчании, очень может крыться глубокое взаимопонимание, и, напротив, - даже будучи окружённым многоголосой и разномастной гурьбой собеседников, да хоть, к примеру, вот здесь, в Гайд-Парке, - человек, с виду вполне разговорчивый и «дружеобильный», запросто способен ощутить гулкий железистый привкус одиночества.

Покорно обитающие в мире с приобретённым пороком времени (в нём, в нашем мире, очень много пространства и невероятно мало времени, разве не замечали?), мы торопливо читаем, безотлагательно комментируем, поспешно отвечаем, совершенно не желая (а может – просто не успевая: время! время!! время!!!) заглянуть за внешний периметр слов, фраз, предложений.

Мысль, несомненно, прозвучит крамольно для социальной сети: способность человека к настоящему молчанию, открывающему пространство для слушания, - много полезней ораторского навыка и склонности к эпистолярному жанру, потому что лишь в нём, в молчании, посреди потока привлекательных слов, можно прислушаться к другим людям, заметить и распознать куда более глубокие и драматичные послания.

 

Enjoy the silence. Хотя бы изредка, наслаждайтесь тишиной, друзья. Удачи вам.