Саммит НАТО: Почему Лавров и Сердюков не участвуют?

Военный эксперт Владимир Анохин в интервью ИАП АЗЕРРОС о разногласиях РФ и США по ПРО
Открывшийся в воскресенье, 20 мая, в Чикаго двухдневный саммит НАТО стал своеобразной лакмусовой бумажкой, показавшей размежевание внутри СНГ в вопросе сотрудничества с Североатлантическим альянсом. В то время как лидеры стран ГУАМ (Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии) дружно направились в Чикаго для участия в саммите, их коллеги из ОДКБ так же дружно проигнорировали приглашения из штаб-квартиры НАТО и фактически объявили бойкот мероприятию НАТО.
Примечательно, что глава МИД России и министр обороны РФ, а также президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана получили от руководства НАТО персональные приглашения принять участие в саммите альянса. Но ни один из них туда не поехал. Эти страны решили снизить уровень своего участия на саммите. Россию в Чикаго представляет глава 2-го азиатского департамента МИД России, спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. Страны Центральной Азии также направили в Чикаго либо глав МИД, либо руководителей отделов МИД или правительств.
Что же произошло в отношениях НАТО и ОДКБ? Почему страны оборонного союза внутри СНГ пошли на такой демарш. Ответ лежит на поверхности. На саммите в Чикаго с участием лидеров 28 стран-членов НАТО наряду с ситуацией в Афганистане будет также обсуждено развертывание системы противоракетной обороны (ПРО) США в Европе.
А руководство России выступает категорически против развертывания ПРО США. Начальник ГУ международного военного сотрудничества Минобороны полковник Евгений Ильин подчеркнул: «Российскому потенциалу ядерного сдерживания угрожают противоракеты американской ПРО, скорость которых превышает значение в 5 км/с». В свою очередь, командующий Войсками воздушно-космической обороны (ВКО) генерал-лейтенант Олег Остапенко заявил: «Системы ПРО США несут угрозу не только российскому потенциалу сил сдерживания, но и космическим средствам России».
Ранее в интервью российским телеканалам Дмитрий Медведев заявил, что у России и США есть пять-семь лет для решения проблемы ПРО. «Если переговоры в этой сфере провалятся, то Россия начнет размещать ракеты», - предупредил теперь уже бывший президент России.
На минувшей неделе начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров буквально вызвал шок в Вашингтоне и европейских столицах. Он открытым текстом заявил с трибуны международной конференции в Москве: «Россия может нанести упреждающий удар по объектам ПРО в Европе, если обстановка обострится».
Руководство НАТО приняло вызов генерала Макарова. Из Брюсселя прозвучал такой ответ заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу.
«Пока рано рассматривать ответные меры на вероятный превентивный удар по ЕвроПРО со стороны России, - предупредил он. - Я не считаю, что сейчас необходимо обсуждать ответные меры на возможный упреждающий удар, так как нет оснований говорить о таком ударе».
Иными словами, Вершбоу намекнул на то, что Макаров блефует, пытаясь шантажировать Запад. «Мы могли бы согласовать обмен информацией о наших дальнейших планах, чтобы у России было знание, какие системы у нас будут разрабатываться и как они будут применяться, - продолжал Вершбоу. - Мы тоже хотели бы больше знать о соответствующих возможностях России. Это добавило бы отношениям России и альянса больше предсказуемости, а также уберегло бы стороны от ненужных рисков и разочарований».
Более откровенным и шокирующим было заявление посла США в РФ Майкла Макфола, сдеданное в начале апреля с.г. Он заявил буквально следующее: Вашингтон будет создавать в Европе ту систему ПРО, «которую сочтет нужным», и не собирается спрашивать для этого разрешения Москвы. «Мы не приемлем никаких ограничений в этой области, потому что безопасность наших граждан и наших союзников является нашим главным приоритетом». При этом, правда, он пообещал, что ПРО не будет создавать угроз стратегической стабильности, существующей между Россией и США.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров воспринял это заявление господина Макфола как оскорбление в адрес России. Глава МИД России расценил высказывания американского посла как «заносчивые и высокомерные». Выступая с лекцией в филиале МГУ в Баку, Сергей Лавров отметил: «Вчера наш коллега, посол США, очень аррогантно (высокомерно – англ) Прим. заявил, что изменений по ПРО не будет. Хотя казалось бы посол должен понимать, что нужно учитывать интересы соответствующего государства».
По просьбе обозревателя ИАП АЗЕРРОС разногласия России и США по ПРО комментирует известный военный эксперт Владимир Анохин
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем:
– К сожалению, российское руководство недостаточно решительно отстаивает интересы национальной безопасности страны и очень слабо реагирует на намерение США окружить Россию по всему периметру границ элементами ПРО. А разрешение на создание перевалочного пункта НАТО в Ульяновске является откровенным ущемлением суверенитета России, потому что с этой базы Пентагон способен вести радиолокационную разведку всей российской территории. Я уверен, что в ответ на развертывание элементов ПРО США наша страна обязана наращивать свой ядерный потенциал, так как вне зависимости от исхода президентских выборов в США, генералы Пентагона вряд ли откажутся от плана развертывания системы ПРО вокруг границ России.
Владимир КРУГЛИКОВ, политический обозреватель ИАП АЗЕРРОС
Комментарии