Крысы в искусстве. Истоки Гельмановщины. Ч.2.

На модерации Отложенный

А вот ещё в тему - про предтеч Гельмана - Малевича (Квадрат Малевича), Альфонса Алле. Хороший такой анализ - статья составлена из материалов Я.В.Ушакова и Ольги Егоровой, судя по всему.

Правда, первоисточник найти не удалось пока что, так что копирую статью с форумов.

Везде и далее цитирую:

 


Угадайте, дорогой читатель, что перед вами? Постойте! Не спешите отвечать. Кто-то из вас подумал, что это геометрическая фигура чёрного цвета, даже можно точнее выразиться, квадрат чёрного цвета. Присмотритесь. Неужели ничего больше не видите? Очень странно. В этом случае вы человек совершенно необразованный, враг искусства, мракобес, ретроград и в конечном итоге, враг демократии. Как можно смотреть на этот квадрат и ничего не видеть? Нет, вы точно красно-коричневый, и приспешник РНЕ. Присмотритесь. Неужели вы не видите, что перед вами не просто чёрный квадрат, а Чёрный Квадрат Малевича? А зачем квадрат рисовать-то? Ведь не додумался же Васнецов или Верещагин начертить что-либо подобное, ума не хватило. Им всё больше натуру подавай, фигуры людские, природу там и прочую банальность. Из-под кисти же (или линейки) Малевича выходит не просто Чёрный Квадрат, а "Мистическая тайна русского(!) авангарда", которая, что характерно, "не раскрыта до сих пор". Мы попробуем помочь искусствоведам. Правда, думается, тайну сего "произведения" нужно искать не в области искусства, а в области каббалистики.

Надо сказать, что "великий" Малевич систематического художественного образования не получил, вырос на юге Украины в местечковой иудейской семье, и по его собственному признанию: "Никаких разговоров об искусстве не было. Я не скоро узнал, что существует художество и что есть художники". Вот так. Рос себе человек и не знал, что художники вообще существуют. Потом вдруг узнал и решил незамедлительно этим художником стать, и стал. Вообще-то малевал Малевич так себе, на любителя. Но квадраты и круги чертить научился. Люди-то, правда, кругом были тёмными, в искусстве ничего не смыслили, кроме, конечно, прогрессивной интеллигенции. Чтобы расшевелить тёмные умы, художник и его соратники взялись не только за кисть, но и за перо, дабы писать объяснения к своим, так сказать, полотнам. Из-под кистей "художников" вырастали художественные стили. Один другого мудренее - лучизм, супрематизм, аналитическое искусство. Всё это, конечно, требовало обоснования. А как обосновать то, что в принципе и сам не можешь сформулировать? Выход один - ещё более запудрить мозги, например, так: "Самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своём теле не имеет ни одной формы существующего." ©Малевич. Поняли? Нет? Я же говорил, что вы клерикал и черносотенец.

У нормальных же людей сознание просветляется, и, просветленные, они уже начинают вполне ясно осознавать, что перед ними уже не просто чёрный квадрат, а квадрат, который, по определению некоего Сарабьянова, "концентрирует в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение "всего" во вселенной. Концентрируя это "всё" в имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности".

После таких откровений от квадрата просто глаз оторвать нельзя, вы согласны? Нет? Ну тогда вы разносчик сибирской язвы и заместитель Ясира Арафата!


Нормальные же люди должны испытывать примерно то же, что испытывала некая госпожа Савина. Послушайте ее переживания: "Чёрный квадрат: захватывает, вбирает в себя и беспокоит, и даёт ощущение достигнутого. Хотя, безусловно, держит в напряжении. Картина Малевича целокупно, не расчленяя, проецирует в себя зрителя, оставляя его в то же время абсолютно свободным в рефлексии. Поэтому рефлексия может пойти самым неожиданным путем. И определяться он будет сугубо личностью зрителя. И на вопрос, что такое "Чёрный Квадрат", можно получить, вероятно, только необъективный ответ".

Не знаю, куда может завести рефлексия, которая идёт неожиданным путем, но это, кажется, уже из области медицины. Вообще, все ужимки и прыжки вокруг чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу всяческих красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Андерсена, и его "Платье короля". Мальчик, оказавшийся мудрее взрослых, крикнул "А король-то голый!" Остальные делали вид, что понимают истинную красоту королевской одежды. Такова, к сожалению, сущность человека, его стадность.

Кстати, стоимость квадрата двадцать миллионов долларов, а авторские копии чуть дешевле - около пятнадцати миллионов. Это пятнадцать школ, больниц или детских садов. И люди готовы платить. Поистине загадка. Но эту загадку мы с вами попробуем разрешить.

После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе. Сказано в Тегилим (137: 5,6): "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя! Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!"

Пo установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48х48 см) - чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме. (Кицур Шулхан Арух)

Так вот, оказывается, в чём дело. Воспитывавшийся в еврейской семье ребёнок решил выставить на всеобщее обозрение ритуальный иудейский символ. Понятно теперь, почему весь мир так благоговейно относится к этому шедевру? А для гоев можно изобрести множество красивых слов, символов, написать не один десяток наукообразных диссертаций. И они будут смотреть с восхищённым изумлением на чёрное пятно, как бараны на новые ворота, не подозревая о реальном смысле "художественного произведения".

Чёрный квадрат впервые был выставлен на выставке в переднем углу, на том месте, где могла бы располагаться икона. Это был вызов. Вызов сатанинских сил. И это очень хорошо почувствовал А.Бенуа: ""Черный квадрат", та "икона", которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер." "Чёрный квадрат" в белом окладе -"это не простая штука, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведёт всех к гибели."

Сравнение с иконой здесь кажется вполне уместным, точнее - это антиикона, "икона" сатанинских сил, ритуальный иудейский знак, так четко проявившийся накануне революции в начале XX века.



"Концентрат нового мироздания," - сказал Малевич о своём "шедевре". Что сделали строители нового мироздания с Россией, нам всем хорошо известно. В одной из статей о "чёрном квадрате" я наткнулся на несколько строчек, которые достаточно чётко раскрывают сатанинскую сущность этого иудейского символа:


"В начале 20 века в России грянула революция, затронувшая изобразительное искусство. Мистики, да и просто люди с развитой интуицией, почувствовали движение глубинных энергий и сил, готовых вырваться наружу из привычных и незыблемых форм.


Окончательно черты нового стиля выявились в серии картин, показанных художником на последней выставке футуристов в декабре 1915 года. Уже шла война, последняя война великой Империи. В тылу у русских войск возникает знаменитый "Черный супрематический квадрат" - ключевой образ новой живописи. Подобно чёрной дыре, он засасывает Русь на дно цивилизации, где её ожидает "мрак и скрежет зубовный". Через эту нехитрую геометрическую фигуру из России мистическим образом выкачивается позитивная энергия, всё то, что было накоплено за предыдущие столетия побед и свершений.


В первые годы после Октябрьского переворота Малевич ставил задачу глобального переустройства жизни, - не больше и не меньше! - посредством нового стиля - супрематизма.


Именно с этой целью Малевич основал в Витебске в 1919 году группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства), ставшей своего рода творческой ложей посвященных. Члены объединения оформляли революционные праздники, спектакли, устраивали выставки и выступали с бесконечными и малопонятными теоретическими манифестами.">

Ольга Егорова "Чёрный Квадрат".

комментировать, как видите, здесь нечего.

Теперь, конечно, скажут, что мы зоологические антисемитские ничтожества и приспешники Бен Ладена. Ну, не в первой. А умные и интеллигентные люди пусть восхищаются сатанинским иудейским символом, качают головами, делятся впечатлениями, пишут диссертации.

Я.В.Ушаков.



--------------------------------------------------------------------------------

Примечание:

30 мая 1926 года в ГИНХУКе открылась выставка исследовательских работ Института, которая стала и последней. В газете "Ленинградская правда" от 10 июня вышла статья Г.Серого "Монастырь на госснабжении", автор которой утверждал политическую вредоносность деятельности института. Он увидел в архитектонах Малевича, в цветовых разработках Матюшина, в экспериментах по созданию "органической формы" Мансурова лишь бессмысленный формализм и напрасную трату государственных средств.

И хотя правление ГИНХУКа приняло решение подать на Серого в суд за клевету, хотя выводы многочисленных комиссий, проверявших работу института были положительными, в том же 1926 году ГИНХУК был ликвидирован. Типографский набор сборника трудов ГИНХУКа был рассыпан. Сам Малевич начиная с 1926 года (начало поражений Троцкого) дважды садился, но всякий раз выкручивался. Умер в 1933 году, не дожив, так сказать, до расстрела вместе с дружком Мейерхольдом четырех-пяти лет.
 

 

А вот, что было до Малевича.

(http://blog.i.ua/user/1931676/305392/)
Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью

Перед Вами картина, которая имеет название "Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью" (1893). Она создана за двадцать лет до рождения "шедевра" Малевича (1915). Автор - француз с берегов la Manche, весьма эксцентричный человек, такой же писатель-юморист и художник Alphonse Allais (Альфонс Алле).



Кстати,  он и другие цветные квадраты создал раньше Малевича. Но последний, почему-то, лучше продаётся на соответствующих  аукционах. "Раскрученней" он, что ли... А может, просто не знают?




Также Альфонс Алле почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4’33"» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания» - у Алле произведение называлось даже более концептуально "Похоронный марш для похорон глухих" (Funeral March for the Obsequies of a Deaf Man).

Он умер в одной из комнат отеля «Британия» (фр. Britannia), что на рю Амстердам, неподалёку от кафе «Остен-Фокс» (фр. Austin-Fox), где Альфонс Алле провёл много свободного времени. Накануне врач строжайшим образом прописал ему шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. В противном случае — смерть. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»! Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот:

«Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться — без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года.

Как говорила вдова человека, умершего после консилиума трёх лучших врачей Парижа: „Но что же он мог сделать один, больной, против троих — здоровых?“