Может ли Израиль отвязать Европу от российской нефти?
Желает ли Европа, ради энергетической безопасности и стабильного снабжения, посмотреть в правильном направлении, чтобы отвязаться от российского снабжения природным газом?
До сегодняшнего дня Европа продолжает покупать газ за 1700 миль к востоку в Баку, а оттуда - через все Каспийское море – у богатого газом Туркменистана. Нет секрета в том, что у Азербайджана нет 30 млрд кубов газа в год, необходимые Европе. Он имеет всего 5 миллиардов кубов. Что касается Туркменистана, то он не собирается связываться с Путиным, который выступает против любых подобных поставок.
Иран сошел с круга. А пока он не разберется с Багдадом, то и Курдистан – тоже. Украинская сделка с компаниями Хеврон и Шелл может дать немного сланцевого газа. Эксон Мобил и австрийская OMV могут добавить такой же объем с полей на Черном море. И все же, все это составляет лишь крошечное количество в сравнении с 20 млрд кубов в год, которые Израиль готов экспортировать в виде сжиженного натурального газа уже через 5 лет, о чем сообщалось в печати. Этот объем можно увеличить, если прибавить газ, открытый в прилегающих средиземноморских полях в кипрских водах, о чем сообщила компания Нобл Энерджи, ведущая бурение и для Израиля и для Кипра. Это не такой масштаб, который создает нефтяное государство, но он может дать Израилю и Кипру постоянный доход и большую часть газа, нужного Европе.
Месторождения являются частью левантийского бассейна, которые по утверждениям Геологической службы США, содержат 122 миллиарда кубических футов натурального газа и 1,7 миллиардов баррелей нефти под водами четырех стран: Кипра, Израиля, Ливана и Сирии. Бурение ведется как на территории Израиля, так и в его водах.
Для Израиля это – беспроигрышное предложение, независимо от того, сколько и кому он будет экспортировать. Страна, возможно, могла получать выгоду уже десятилетия назад, но Натан Закс – аналитик Бруклинского Института, сказал, что для страны лучше, что удача пришла именно сейчас, когда экономика Израиля более зрелая. Причины? Маловероятно заключать договора по т.н. «ресурсным операциям» – болезнь коррупции и хронической нищеты укоренилась в недоразвитых нефтяных государствах.
С израильской точки зрения – это настоящее благословение, а с точки зрения социальной науки - хорошо, что оно пришло только сейчас, а не раньше, когда Израиль мог бы стать зависимым от экспорта сырья.
Идея экспорта газа из Израиля в Европу была проверена в целом раунде телефонных звонков и писем. Ответом была полная тишина. Одной из причин было опасение, что европейские потребители получат негативную реакцию от арабских нефтегазовых королей, с которыми у Европы уже заключены договора. Другой - было то, что газопровод, вероятно, пройдет по территории Сирии до того, как достичь Греции и Европы. А мы все хорошо знаем, что происходит в Сирии. И третьей причиной было то, что просто коммерческие поставщики могут не пожелать поставлять такой большой объем газа в Европу, когда есть еще и оголодавшая Азия.
Разумеется, идея Нобл Энерджи – экспортировать газ из такого огромного оффшорного поля, как Левиафан. В этом случае его можно было бы поставлять в любое место, в том числе в Грецию, Китай и т.д. "Вы сможете удовлетворять все внутренние потребности Израиля в течении 25 лет и экспортировать еще 20", - сказал представитель Нобл Энерджи Бини Цомер.
«Прорыв в сирийской проблеме мог бы изменить всю игру», - говорит Криспин Хейвс, который является наблюдателем по Ближнему Востоку от Группы Евразия. – Это сразу почувствуется в Ливане, где имеется мощная сирийская поддержка военизированной группы «Хезболла». Если режим Асада рухнет, это будет подразумевать другое будущее для «Хезболлы», что также отразиться на безопасности северной границы Израиля. Для Израиля и Ливана появились бы возможности и готовность заключить соглашение об общей морской границе, которая в данный момент не определена.
Хейвс сказал, что какое-то количество газа будет поставляться в Европу, но невозможно сейчас определить объем и сроки, поскольку никто точно не знает, когда будет построен газопровод и экспортные объекты. Для Европы вовсе не странно, что обвал Греции стал ее приоритетом.
Комментарии
Жаль.
Комментарий удален модератором