Казачья кровь

На модерации Отложенный

Кок-инструктор Лев Харламов был своего рода легендой своей родной бригады. Это был воистину кулинарный композитор, постоянно совершенствовавший свое умение и очень любивший свое дело. Мы познакомились с ним в очень интересном месте - в бухте Камрань, во Вьетнаме, где я застрял на перекладных по пути в свой родимый Индючий океан. Лева служил на большой плавказарме, кормил своих подопечных как в хорошем владивостокском ресторане и не считал, что делает что-то из ряда вон выходящее. Просто очень хорошо делал свое дело - что вызывало к нему большое уважение. Он перечитал кучу книг по кулинарии, не курил, чтоб не портить бридности - в общем, был МАСТЕРОМ. Настоящим. 
Меня он заинтересовал своим необычным говором. "Товарищ старший лейтенант, вы лапшу с капустой ИСТЬ будете?" Смысл до меня дошел, но слово показалось странным. Потом я случайно краем уха услышал, как он говорил своему матросу: "Чисти лук в кастрюле с водой - КРИЧАТЬ не будешь!" Матрос вроде и не кричал... Все разъяснилось позднее. Будучи родовым донским казаком по отцу, я родился на Южной Украине, и донского казачьего говора не знал. Сейчас, живя на Дону, я слышу это замечательное "исть" от собственной тещи каждый день - и немедля даю свое согласие, потому как холодец у нее - с вилкой проглотишь... А глагол "кричать" на Дону означает "плакать". Реальное "кричать" будет "голосить..." Но это к слову. 

Лева искренне гордился своим происхождением, как он говорил - корнем и родовОй. Его отец служил у Льва Михайловича Доватора, в честь которого и назвал сына "последка"после трех сестер. Для Левы было большим удивлением узнать, что Лев Михайлович Доватор, командовавший донцами и кубанцами и искренне ими любимый за лихость, был белорусским евреем. Лева отнесся к этой моей информации весьма недоверчиво и как-то даже с обидой....  Он был из Белой Калитвы - замечательного казачьего места, где, как утверждают знатоки, ловится лучший на Дону жерех. Лева буквально бредил рыбалкой. Мы с ним на этом подружились: он мне рассказывал, как притугой ловил плотву, я - как на самодур таскал в Одессе и на лиманах бычка и барабульку. В Камрани, как и всегда в дальнем походе, обязательно была своя команда рыболовов, которая в выходные дни усердно облавливала залив Биньба в целях изловить свежанинки. И черт меня дернул предложить ему сварить АТАМАНСКУЮ УХУ! Единственную и неповторимую - во Вьетнаме, из фауны Южно-Китайского моря!
Лева наживку проглотил. И начал готовиться к процессу. На ближайшем траулере (они возили нам продовольствие) был вытребован толстенный справочник "Пищевые породы рыб Тихоокеанского бассейна", были жестко проинструктированы рыболовы, и ранним субботним утречком барказ отвалил от пирса. Леве повезло: с первого раза ему изловили все, что он просил, да еще и пару каракатиц впридачу - под соевым соусом чудная закуска... Лева собрал всю рыбу, вычистил, прополоскал и заложил до утра в холодильник. А в меню завтрашнего обеда собственноручно вписал"Уха ДОНСКАЯ АТАМАНСКАЯ".

Меню на двери кают-компании узрел чаевавший помфлагмин капитан второго ранга Золотаренко (хорошо его помню, мы потом долго дружили). Реакция была весьма скептическая: "Та хиба ж доньци отую юшку зварять?

Ой, ненько моя ридна.... Та то ж тильки наши кубаньцы вмиють! От я точно знаю! Из Новоминской дед Матвей - отт-то я вам скажу!" По-русски выпускник ТОВВМУ говорил чисто и без акцента. Но тут в нем заговорила КАЗАЧЬЯ КРОВЬ! И он вприпрыжку помчался на камбуз...
Лева был до глубины души оскорблен вмешательством "миноискателя" в его кулинарную епархию. Однако вопросы Золотаренко задавал весьма толковые - и отпихнуться от них было совсем непросто. Вопрос был в следующем: бульон для ухи варить из курятины или из дичины?Причем и то, и другое в общем было доступно: вьетнамцы за сходную цену могли притащить и курицу, и фазана - с этим проблем не было. Разговор пошел на повышенные тона - и это было только начало... потому как на камбуз заявился авиационный техник старший лейтенант Соломин. Причем по тому же  поводу! Поскольку НАСТОЯЩАЯ атаманская уха В ЗАБАЙКАЛЬЕ готовится совершенно по другому, обязательно на талой воде и с заправкой черемшой - каковая у него лично случайно сохранилась в виде домашних консервов из славного казачьего города Сретенска. И он готов поучаствовать в этой процедуре в качестве действующего консультанта! Трое горячих казачьих парней с пеной у рта доказывали свою кулинарную грамотность, и никто не хотел уступать! Окончательно добил всех флагмед, подполковник, фамилия которого не запомнилась, звали, кажется Виктор Иванович. Он послушал всех спорщиков, затем рявкнул, чтоб замолчали, и внес толковое предложение: "А вы консилиум соберите!Дайте трансляцию - всем казакам прибыть на камбуз для обсуждения важного вопроса... Сам поучаствую! Потому как наш ТРОИЦКИЙ ОРЕНБУРГСКИЙ РОД ТОЖЕ НЕ ПАЛЬЦЕМ ДЕЛАНЫЙ!" Доктор лишь усугубил картину - потому как Золотаренко ИМЕННО ТАК И СДЕЛАЛ. Через два часа в кают-компании плавбазы сидело три десятка человек и ГОЛОСОВАНИЕМ решали, каким образом составлять алгоритм атаманской ухи... которую кто-то в шутку предложил назвать "донской камраньской". Лева все записывал. А наутро у камбуза стояли добровольные контролеры и смотрели за закладкой ингредиентов...в здоровенный тридцатилитровый котел. 
Уха удалась на славу. Мне кажется, что я до сих пор помню этот неповторимый аромат, с чудной приправой "саламуром", со свежим хлебом корабельной выпечки - какие там батоны с "Бородинскими...." РЯДОМ НЕ ВАЛЯЛИСЬ! 
А в благодарность замечательным кокам " и примкнувшим к ним добровольцам" разрешили выбрать фильм для вечернего показа. Они опять же собравшись в круг ГОЛОСОВАНИЕМ приняли решение и выбрали "Даурию". 
Замечательный фильм! Лева был героем дня, с большим наслаждением смотрел замечательный фильм режиссера Трегубовича лишь высказал сомнение по поводу лошадей - как до революции в Забайкалье могли появиться кони буденновской породы? Когда я вскользь, как бы невзначай, "проговорился" что атамана Елисея Каргина играет Ефим Копелян... белорусский еврей... Лева посмотрел на меня и сказал как отрезал: "Ну и что? Несешь незнамо что и с Дону и с моря...  Вона гляди как сидел! А ГЛЯДЕЛ КАК?! Пусть еврей! А все равно - КАЗАЧЬЯ КРОВЬ!" Голосовать за это не стали. Так согласились...