Крымские татары
На модерации
Отложенный
Выселение крымских татар в 1944 году – трагедия неосуществимых амбиций
1. Крымские татары в Великой отечественной (Второй мировой) войне
Известно, что ещё в ходе войны некоторые народы СССР после освобождения от оккупации территорий их проживания были выселены в восточные районы – в Среднюю Азию и Казахстан. Правовые акты, на основании которых осуществлялось выселение, не публиковались, и население СССР, кроме тех, кто был очевидцами и исполнителями, не знало о выселениях, их причинах и обстоятельствах. Сейчас известно, что выселение крымских татар производилось на основании секретного постановления Государственного комитета обороны (ГКО) «О крымских татарах», подписанного Сталиным. В нем утверждалось, что многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из Красной Армии и переходили на сторону противника, что в период оккупации Крыма они помогали врагу устанавливать «новый порядок», участвовали в карательных операциях. В связи с этим ГКО постановил выселить с территории Крыма всех татар и поселить их в Узбекской ССР. Во исполнение постановления с 17 по 20 мая были выселены примерно 183 тысячи татар. (В пути умерли 191 человек). О том, как совершалось выселение крымских татар, мне рассказывал очевидец, работавший в то время агрономом в Крымском наркомате земледелия в Симферополе. Однажды ему, вместе с группой других работников, приказали не уходить домой после окончания рабочего дня. Под вечер их начали по одному куда-то вызывать. Когда очередь дошла до него, он был препровождён в кабинет, где его ждал офицер, который, отобрав подписку о неразглашении, вывел его и посадил рядом с собой в кабине головной машины в колонне грузовиков. Колонна двинулась в одно из татарских сёл, и оказалось, что агроном был взят в качестве проводника, так как ему по роду работы приходилось часто выезжать в колхозы, и он знал местные дороги. По прибытии в село из грузовиков высадились вооружённые солдаты с собаками, оцепили село и начали выгонять жителей из домов и сажать в грузовики. На сборы давалось ограниченное время. Очевидец с возмущением описывал эту операцию: ночное село, залитое светом прожекторов, плачущие женщины и дети, которые мечутся в страхе под грубые окрики солдат и лай собак. Всех жителей вывезли в одну ночь.
После освобождения Симферополя от немецкой оккупации весной 1944 года мой одноклассник, Энвер Сейдаметов, с которым я дружил в школьные годы (1937-1941), говорил, что татары ещё поплатятся за то, что творили во время оккупации. Если даже 15-летний школьник это понимал, значит, все татары чувствовали свою вину и ожидали наказания, возможно, даже догадывались, какого. Что же они творили?
Вот пример – судьба солдата Красной Армии по фамилии Воробьёв. В 1941 г. он находился на излечении в госпитале в Ялте. Когда стало ясно, что раненых эвакуировать не удастся, главврач госпиталя распорядился выдать ему обмундирование и документы умершего солдата и велел уходить, иначе он как еврей сразу будет расстрелян немцами. (Этот врач, спасший солдата, наверно сам погиб на потопленном немецкой авиацией теплоходе «Армения», на котором эвакуировался медицинский персонал госпиталей). Воробьёв ушёл в лес, надеясь пробраться в Севастополь к своим, но через три дня был обнаружен группой татар, которые сдали его немцам. Чем он им мешал? Он и так бы погиб один в ноябре в горном лесу от холода и голода или был бы вынужден сам выйти из леса к людям. Естественное чувство милосердия, свойственное нормальному человеку, побудило бы этих татар оказать помощь одинокому безоружному солдату, оказавшемуся после госпиталя в незнакомом горном лесу на пороге зимы, хотя бы поделиться куском хлеба и не выдавать врагу. Но чувство милосердия было чуждо этим татарам. Значит, сразу после ухода частей Красной Армии среди татар сформировались группы добровольцев, которые вылавливали отставших красноармейцев и сдавали их немцам.
В 1941 г., когда возникла угроза немецкой оккупации Крыма, Обком ВКП(б) начал готовить партизанское движение. Для этого в горных лесах были созданы замаскированные базы с запасами оружия и продовольствия, сформированы партизанские отряды. К устройству баз привлекали местных жителей, в том числе татар, хорошо знающих местность. Но как только пришли немецкие войска, татары выдали им все партизанские базы. Значит, они ещё до прихода оккупантов были настроены на сотрудничество с ними и не намеревались даже сохранять нейтралитет в войне.
Во время оккупации из татар были сформированы на добровольной основе воинские части, которые выполняли полицейские и охранные задачи, высвобождая немецкие контингенты для использования на фронте, а также участвовали в составе войск Вермахта в боях за захват Севастополя и Керчи. Татарские части благодаря хорошему знанию местности были незаменимы в борьбе с партизанами. Особенно эффективны они были при «прочёсах» леса, когда через лес, в котором базировались партизаны, с двух концов навстречу друг другу продвигались две сплошные цепи солдат. Татарские части на службе у оккупантов насчитывали примерно 20 тысяч человек. Это – 10% населения, т.е. практически весь мобилизационный потенциал народа. Значит, каждая вторая татарская семья дала Гитлеру одного солдата. Мы не знаем организационную структуру татарских военных формирований и поэтому назовём их «Татарский контингент вермахта» (ТКВ). Такого массового вступления в германские вооружённые силы не было ни у одного народа СССР. А вступали они добровольно, а не по повестке, не оставлявшей выбора. Несомненно, что решение вступать в ТКВ или иным образом сотрудничать с оккупантами обсуждалось в семье, с друзьями и родственниками, учитывалось мнение старейших авторитетных членов общин. Ясно, что такое массовое сотрудничество с оккупантами было одобрено большинством народа. Под покровительством оккупационных властей существовала татарская национальная партия «Милли Фирка», которая вела антисоветскую и антирусскую пропаганду и агитировала татар вступать на службу к оккупантам. Издававшиеся газета «Азат Крым» и журнал «Ана-Юрт» служили идеологическими инструментами оккупационных властей, средством восхваления Гитлера и его армии, агитировали за создание Крымского ханства под протекторатом Германии или Турции. Писатель Аркадий Первенцев в одной из своих повестей упоминал эпизод, имевший место в 1944 г., когда отступавший татарский эскадрон, проходя через город Старый Крым, учинил резню русского населения. Сейчас невозможно установить прямые людские потери, понесённые партизанами и Советской армией от действий татар. Кроме того, 20-тысячный татарский контингент соответствует по численности двум немецким дивизиям, которые были заменены татарами и отправлены на фронт. Неизвестно, сколько советских солдат погибло в боях с ними, но кровь их лежит и на совести татар, добровольно вступивших в ТКВ, а также их родственников и авторитетных членов общин, потому что вопрос о вступлении в ТКВ не мог решаться без учёта их мнения.
При выселении в мае 1944 г. татары подвергались, по рассказу очевидца, грубому обращению. Вряд ли при этом в их сознании возникали ассоциации с событиями ноября 1941 г. в Крыму, когда 40 тысяч евреев и крымчаков так же сгоняли на сборные пункты, откуда вывозили на грузовиках, но везли не на станцию для отправки в Узбекистан, а к противотанковым рвам на расстрел. Татары, служившие с оружием в руках немецким оккупантам, были косвенными соучастниками этих преступлений. Несомненно, что некоторые из них были и непосредственными соучастниками, потому что немецкие зондеркоманды, приезжавшие для осуществления расстрелов, всегда привлекали себе в помощь предателей из местного населения - полицаев, и без татар, состоявших на службе у немцев, дело не обошлось. Вряд ли татары сильно сокрушались по поводу расстрелов евреев и крымчаков в 1941 г., но несомненно, что в 1944 г. каждая татарская семья, из которой ушёл доброволец в ТКВ, сожалела, что не удержала его от этого поступка. Татарские лидеры много говорят о страданиях репрессированного крымскотатарского народа, но не упоминают о страданиях, причинённых татарами другим народам. Это не только гибель солдат и партизан в боевых столкновениях с татарскими частями, но и страдания и смерть заключённых в концлагерях под охраной татар, в частности, в концлагере, созданном оккупантами на территории совхоза «Красный» под Симферополем. Понятно, что сын за отца не отвечает, и речь не идёт о юридической ответственности, но моральная ответственность остаётся, и память о тех событиях должна сохраняться, чтобы не допустить их повторения и умерить непомерные требования крымскотатарских лидеров. Примером для крымских татар должна служить Германия, народ которой нашёл в себе достаточно честности и мужества для того, чтобы признать и осудить преступления, совершённые в годы войны, и назвать имена главных военных преступников. В Германии законодательно запрещена нацистская, реваншистская идеология.
Напомним, что во Второй мировой войне мир был расколот на две противоборствующие стороны: гитлеровскую Германию с её сателлитами и страны антигитлеровской коалиции, включая СССР. Каждый народ, если не мог сохранить нейтралитет, был поставлен перед выбором, к какой стороне присоединиться. Нейтралитет для крымских татар был невозможен ввиду географического положения, и они выбрали сторону Гитлера. Мы не знаем, чем руководствовался Сталин, выселяя татар. Может быть, он рассматривал это не как наказание, а как превентивную меру на случай будущих войн ввиду важного стратегического положения Крыма, обоснованно не доверяя лояльности татар и полагая, что ради безопасности 200 миллионов граждан СССР можно поступиться интересами 200 тысяч крымских татар. Может быть, выселение избавило татар от мести со стороны фронтовиков, возвратившихся в Крым после окончания войны. Разговоры о геноциде татарского народа не имеют оснований. Между выселением и геноцидом такая же разница, как между ссылкой и смертной казнью.
Никто не оспаривает, что поголовное выселение народа в качестве коллективного наказания – преступление. Но у лидеров национального движения крымских татар был и остаётся моральный долг – публично признать факты сотрудничества с оккупантами и участия в войне на стороне гитлеровской Германии в таких масштабах по отношению к численности татарского народа, каких не было у других народов СССР, и осудить такое поведение. Сейчас ещё не поздно провести детальное расследование по теме «Крымские татары в Великой отечественной (Второй мировой) войне», используя документы из крымских, российских, украинских и германских архивов, обнародовать результаты расследования и дать им политическую и нравственную оценку. Важно также установить, сколько крымских татар достойно выполняли свой долг по защите Родины в рядах Советской армии, сколько из них погибло при этом, сколько было награждено орденами и медалями. Сейчас известен, к сожалению, только герой-лётчик Амет-Хан.
Известно, что на выбор линии поведения личности сильно влияет общественное мнение своего народа, в особенности, мнение жителей своего села, родственников, старших членов семьи. Факт, что 10% татарского населения пошли добровольно служить оккупантам в ТКВ, показывает, что общественное мнение крымскотатарского народа поощряло такую службу. В отличие от крымских татар, казанские татары проявили себя в войне с лучшей стороны. По числу Героев Советского Союза, заслуживших это звание в период 1941-45 гг., они занимают четвёртое место после русских, украинцев и белорусов. Верно, что и казанские татары служили в мусульманском легионе, сформированном немцами из военнопленных, но в нём действовало антинацистское подполье, активным участником которого был, в частности, татарский поэт Муса Джалиль, удостоенный за это звания Героя Советского Союза (посмертно).
В расследовании и обнародовании фактов участия крымских татар в войне заинтересован, прежде всего, сам крымскотатарский народ, потому что только открыто признав правду, осудив тех, кто сражался на стороне Гитлера, и отдав дань уважения памяти тех, кто достойно выполнял свой долг, он завоюет уважение других народов. Пока получается, что Сталина осудили как преступника за выселение татарского и других народов, а гитлеровских пособников – нет, нарушая тем самым основной принцип правосудия: состязательность и равенство сторон в суде. Татарские лидеры апеллируют к европейским правозащитным организациям, но забывают, что европейцы, побывавшие под немецкой оккупацией, после освобождения предали суду коллаборантов – Квислинга, Пэтена, Лаваля и других, а рядовые граждане устраивали даже самосуды над коллаборантами. Вряд ли европейцы, осудившие своих коллаборантов, сохранят уважение к крымскотатарским лидерам, когда узнают, что они утаивают правду о массовом добровольном участии крымских татар в войне на стороне нацистской Германии.
Хотелось бы знать, как разные группы крымских татар относились к сотрудничеству с немецкими оккупантами и к вступлению в ТКВ.
Надо помнить, что кроме татар из Крыма были выселены до оккупации немцы, а после оккупации – болгары, греки и армяне. Эти народы издавна жили в Крыму, который был их родиной, и они имели не меньше, чем татары, прав на возвращение в Крым и на возврат имущества, но этот вопрос даже не ставился. Заметим, что греки не пошли, в отличие от татар, на службу к оккупантам, а участвовали в партизанском движении и в подпольной борьбе. В Крыму широко известен партизанский командир Македонский, из греков, ставший после войны директором совхоза. Греческое село Лаки в наказание за помощь партизанам оккупанты сожгли и уничтожили его жителей. Наконец, разве не заслуживают возмещения евреи и крымчаки, 40 тысяч которых, т.е. больше половины, были расстреляны немцами. Можно сказать, что они тоже были «выселены», но не в Узбекистан с благодатным климатом, а в братские могилы. Те из них, кто успел до прихода немцев эвакуироваться, вернувшись после освобождения Крыма, увидели, что их жилища заняты, а имущество поделено соседями. Никто даже не заикался о возврате жилья и имущества. Чем они хуже татар? Так, упомянутый выше Воробьёв, живший до войны в еврейском колхозе в Сакском районе, вернувшись с войны, обнаружил, что жена и дети расстреляны, а в его доме живут чужие люди. Он вынужден был уйти из дома с тем же вещмешком, с которым пришёл, и до конца жизни скитался бездомным.
2. Крымские татары в годы революций, гражданской войны и Советской власти
Такое поведение татар во время германской оккупации уходит корнями в недавнюю историю. Напомним её. Татарская элита не забыла и не простила ликвидацию Крымского ханства и утрату своего господствующего положения на территории Крыма, и при первой возможности попыталась взять реванш за поражения в войнах с Россией, зафиксированные Кючук-Кайнарджийским русско-турецким мирным договором от 1774 г. и Указом Екатерины II от 1783 г., и возродить татарское государство в Крыму. После Февральской революции в России крымские татары поспешили установить свою власть. 2 марта 1917 г. царь Николай IIотрёкся от престола, и уже 25 марта 1917 г. татарами был создан Временный крымскотатарский мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком). Наряду с Мусисполкомом был создан Мусульманский военный комитет, который 18 июня 1917 г. принял решение о выделении солдат-татар в отдельную часть (эскадрон) численностью около четырёх тысяч человек. (Эти солдаты позднее получили название эскадронцев). Так татары создали свои органы власти и вооружённые силы. В июле была создана крымскотатарская Национальная партия «Милли Фирка», лидерами которой стали муфтий мусульман Крыма Нуман Челеби-Джихан (Ч. Челебиев) и Дж. Сейдамет. Численность партии «Милли Фирка» составляла около 10 тыс. человек. 23 июля Челебиев призвал всех солдат-татар, служивших в Российской армии, не идти на фронт продолжавшейся Первой мировой войны. Этот призыв означал подстрекательство к дезертирству и тем самым ослаблял российскую армию и способствовал её поражению в войне и служил интересам Германии. Татары-дезертиры составили бы ресурс для комплектования Татарского эскадрона. Такой призыв по уголовному праву любого государства квалифицировался бы как государственная измена и влёк бы за собой суровое наказание по законам военного времени. За это Челебиев был арестован севастопольской контрразведкой, но на следующий день освобождён под давлением массовых протестов. В дальнейшем, 26 ноября 1917 г. в Бахчисарае был созван Учредительный Курултай крымскотатарского народа, позднее ставший мусульманским парламентом. 13 декабря Курултай сформировал правительство – Директорию во главе с Челебиевым, принял Крымскотатарскую конституцию и провозгласил создание Крымской Народной Республики. Партия Милли Фирка была доминирующим ядром в Курултае и Директории. Но подчинить весь Крым своей власти татары не могли, так как составляли лишь 20% населения. Верховная власть принадлежала Губернскому комиссару Временного правительства, но на первый план начали выходить советы и их исполнительные комитеты, где преобладали эсеры и меньшевики.
Октябрьский переворот, совершённый большевиками в Петрограде 25 октября, был осуждён населением и политическими движениями Крыма. Для того, чтобы противостоять захвату власти в Крыму большевиками, был создан 31 октября Штаб крымских войск во главе с Дж. Сейдаметом и полковником Макухиным. В этих войсках доминировали татарские части. 4 ноября Челебиев от имени Мусисполкома выдвинул лозунг «Крым для крымцев», подразумевая под крымцами всё население Крыма, а не только татар, но организующую роль он отводил татарам. 20 ноября состоялся губернский съезд представителей городских и земских самоуправлений, который учредил Таврический губернский совет народных представителей (СНП) как временный высший орган власти. Но 16 декабря в Севастополе на собрании представителей судовых команд и батарей был избран Военно-революционный комитет (ВРК), состоявший из 18 большевиков и 2 левых эсеров, который полностью захватил власть. В городе начался большевистский террор и матросская анархия, самосуды над офицерами. ВРК повёл наступление на другие города Крыма, чтобы установить свою власть. Так началась Гражданская война. В Крыму социальные и политические конфликты часто переплетались с межэтническими. На Южном берегу обострилась вражда между греками (по большей части беднотой) и татарами. В обстановке хаоса и разрушения, братоубийственной войны Челебиев 2 января 1918 г. отдал приказ эскадронцам-татарам занять Народный дом в Симферополе под резиденцию татарского национального правительства и заявил о претензиях татар на всю полноту власти в Крыму. Это вызвало решительные протесты со всех сторон, и Челебиев был вынужден уйти с поста председателя Директории. Его место занял Сейдамет. В течение января большевики установили вооружённым путём свою власть на всей территории Крыма. СНП, Курултай, Директория были распущены, неугодные газеты закрыты. Один из руководителей Штаба крымских войск Сейдамет бежал из Крыма, другой – Макухин – расстрелян. Челебиев был арестован и 23 февраля в Севастополе тоже расстрелян. Отряды матросов Черноморского флота наводили ужас на население Крыма бессудными расстрелами, которые унесли тысячи жизней.
3 марта 1918 г. был подписан Брестский мирный договор между Советской Россией и странами Четверного союза, возглавляемого Германией. По условиям договора Крым оставался неотъемлемой частью РСФСР, и декретами Таврического ЦИК от 19 марта и Совнаркома РСФСР от 22 марта на его территории была провозглашена Социалистическая Советская Республика Тавриды. Но ещё раньше, 9 января 1918 г., Украинская Центральная Рада (УЦР) провозгласила независимую Украинскую Народную Республику (УНР) и объявила себя её правительством. Но через десять дней УЦР была изгнана из Киева восставшими рабочими и бежала в Житомир. Тогда УЦР спешно заключила сепаратный мирный договор со странами Четверного союза, по которому территория УНР была оккупирована германскими войсками, восстановившими власть УЦР на всей территории УНР. Крым и базировавшийся там российский Черноморский флот был лакомым куском и для УНР, и для Германии. В апреле 1918 г. УНР официально объявила, что Крым является частью Украины, без согласия РСФСР и населения Крыма, и в Крым вторглась сформированная для этого Крымская группа Армии УНР. Одновременно с украинскими войсками в Крым вторглись германские войска. Германское командование в ультимативной форме потребовало вывода из Крыма украинских войск, которым пришлось подчиниться.
В 20-х числах апреля, с началом вторжения в Крым германских и украинских войск, в горных районах и на побережье вспыхнуло крымскотатарское восстание, которое его участники назвали «народной войной». 21 апреля татары захватили и расстреляли правительство Республики Тавриды во главе с председателем Н.Г. Слуцким. В ночь с 23 на 24 апреля русские, жившие в окрестностях Алушты, подверглись нападению татар, и было убито около 70 человек. В ответ на это из Севастополя 24 апреля пришёл миноносец с отрядом матросов и красногвардейцев, которые, увидев зверства татар, начали жестоко расправляться с ними. Но с падением Республики Тавриды на немногочисленных христиан Южного берега (в основном, греков) обрушился настоящий татарский террор. На всём побережье от Ялты до Алушты не осталось ни одного греческого семейства. Были убиты несколько сот греков, а дома их разграблены и сожжены. Погромы были остановлены германскими войсками, оккупировавшими весь Крым в мае 1918 года.
К управлению Крымом германское командование привлекло Курултай, возобновивший работу 10 мая 1918 г., и Директорию, которые проявили максимальную лояльность к оккупантам, намереваясь создать под их покровительством независимую Крымскую татарскую республику. Курултай выдвинул Сейдамета, встречавшегося в Стамбуле с Энвер-пашой и прибывшего в Крым на турецком боевом корабле, на должность премьер-министра. 16 мая Сейдамет выступил на Курултае с программной речью, в которой говорил: «…Есть одна великая личность, олицетворяющая собой Германию, великий гений германского народа… Этот гений, охвативший всю высокую германскую культуру, возвысивший её в необычайную высь, есть не кто иной, как глава Великой Германии, Император Вильгельм, Творец величайшей силы и мощи. Интересы Германии не только не противоречат, а, быть может, даже совпадают с интересами самостоятельного Крыма». Но кандидатуру Сейдамета не поддержали другие партии, которые сочли неприемлемым, чтобы крымское правительство было ответственно перед Курултаем, т.е. парламентом национального меньшинства. Тогда германское командование поручило формирование Крымского краевого правительства М.А. Сулькевичу, литовскому татарину, бывшему генералу российской армии, который уведомил Директорию, превратившуюся в орган татарского национального самоуправления, о признании национально-культурной автономии крымских татар. Но татарским националистам этого было недостаточно, и они 21 июля 1918 г. составили послание германскому правительству, в котором говорилось, что «татары – наиболее старинные господа Крыма» и поэтому следует восстановить их «владычество». Первым пунктом послания предусматривалось «преобразование Крыма в независимое нейтральное ханство, опираясь на германскую и турецкую политику». К ним присоединились и «представители немецкого населения», выражавшие «солидарность с татарами в отношении отделения Крыма от Великороссии и Украины и образования из него особой государственной единицы». Это послание было тайно передано Сейдаметом в Берлин, но осталось без ответа. (При эвакуации германских войск в 1918 г. Сейдамет сбежал с ними в Берлин, где в годы Второй мировой войны возглавлял крымскотатарскую миссию, сотрудничая с нацистами, а после войны осел в Стамбуле).
После поражения Германии в Первой мировой войне германские оккупационные войска ушли из Крыма, и в конце ноября 1918 г. их сменили войска Антанты, в составе которых был греческий полк. Местные греки, воспользовавшись этим, намеревались под его прикрытием начать антитатарскую «вендетту» в отместку за погромы весны 1918 года. Она была предотвращена Таврической епархией, которая обратилась со специальным посланием к православным грекам, чтобы те простили обиды, нанесённые татарами, и установили с ними добрососедские отношения.
После победы большевиков в Гражданской войне и установления советской власти в Крыму 18 октября 1921 г. была учреждена Крымская Социалистическая Советская Республика, которая в 1925 г. в соответствии с Конституцией СССР стала именоваться Крымской Автономной Советской Социалистической Республикой (КрымАССР). Все другие автономные республики СССР получали название по названию преобладающего в ней коренного этноса, но в Крыму по переписи 1921 г. 51,5% населения составляли русские и украинцы, 25,9% - татары, 6,8% - евреи, 5,9% - немцы. Поэтому назвать республику Крымско-татарской было бы слишком нелогично, а без коренного нерусского этноса лишался смысла статус автономной республики. Большевики нашли выход из положения и назначили крымских татар на роль доминирующего коренного этноса, не отражая это в названии республики. Государственными языками были назначены русский и татарский. Первым председателем Совнаркома стал Саид-Галиев. На Всекрымском съезде советов в декабре 1924 г. председатель правительства Дерен-Айерлы произнёс отчётный доклад на татарском языке.
В ходе осуществления провозглашённого Лениным права наций на самоопределение в 1923 г. Постановлением съезда ВКП(б) была провозглашена политика «коренизации» во всех национальных республиках, целью которой было форсированное внедрение в делопроизводство, культуру и образование национальных языков, первоочередное выдвижение на руководящие должности лиц коренной национальности. В Крыму тогда же была начата «татаризация», хотя нация, назначенная коренной – татары – составляла всего 25% населения. Татарам предоставлялись значительные привилегии по сравнению с другими народами, жившими в Крыму, ассигнования на культурные нужды для татар всегда были больше по отношению к численности народа. В 1929 году было введено в управленческом аппарате делопроизводство на татарском языке. На должности председателей ЦИК и СНК назначались, как правило, татары, и во всех структурах первым руководителем назначался обычно татарин, независимо от образования и деловой квалификации, а заместителем мог быть человек любой национальности, лишь бы обеспечивал надлежащее функционирование. Перед войной первым секретарём Обкома ВКП(б) был татарин Булатов, а вторым – еврей Ямпольский. (Заметим, что при вступлении немцев в Крым Булатов исчез, а Ямпольский стал командиром партизанского соединения). Татаризация вызвала недовольство других этнических групп, составлявших в сумме подавляющее большинство населения, ухудшила качество функционирования аппарата во всех областях жизни, дискредитировав себя, и с середины 30-х годов начала сворачиваться. В конце 30-х годов с ней было покончено.
Политика татаризации Крыма, проводившаяся коммунистическим режимом, предоставила татарам гораздо более широкие возможности для завоевания доминирующего положения, чем они имели до Октябрьской революции, но татары оказались не в состоянии ими воспользоваться. Отплатили они за это чёрной неблагодарностью во время немецкой оккупации Крыма, перейдя на сторону оккупантов.
3. Миф о том, что татары – коренной народ Крыма
Мустафа Джемилев, лидер Меджлиса (татарского парламента), требует восстановления законных (по его мнению) прав крымских татар как коренного народа на своей земле, вплоть до восстановления государственности.
Какие основания у крымских татар утверждать, что Крым это их земля, и что они являются коренным народом? Вспомним историю. В 13 в. татаро-монгольские орды под предводительством хана Батыя, внука Чингисхана, ворвались с огнём и мечом в Восточную Европу, разгромили Киевскую Русь, а также разорили государства-полисы и княжества в Тавриде. Из Киевской Руси татары ушли на Волгу, где ими было образован Казанский улус Золотой Орды (после её распада - Казанское ханство), а в Тавриде они осели, образовав Крымский улус, затем ставший самостоятельным ханством. А ведь в Тавриде до татарского нашествия было многочисленное население, разнообразное по этническому составу. Сейчас только историки знают, какие народы населяли Тавриду до татар, и даже древнее название полуострова было заменено татарским словом «Крым».
Куда делись коренные народы Тавриды? Известно, что во время монголо-татарского нашествия завоеватели безжалостно расправлялись с теми, кто сопротивлялся, защищая свою землю, свои дома, семьи. Примеры – нашествие Батыя на Рязань, описанное в Летописи, или сожжение Киева. Точных данных о числе погибших нет, но большинством историков признано мнение, что численность населения Киевской Руси в результате монголо-татарского нашествия уменьшилась наполовину. Вероятно, то же произошло и в Тавриде, но так как татары из Тавриды не ушли, то остатки местного населения были ассимилированы татарами. Женщин, в том числе с маленькими детьми, забирали в гаремы, дети воспитывались как татары, а немногочисленных оставшихся в живых мужчин делали рабами, выведя их таким способом из процесса воспроизводства, и народы, населявшие Тавриду, исчезли. Так татары совершили насильственный захват Тавриды и геноцид её населения, создав на очищенном месте своё Крымское ханство. Теперь они утверждают, что они – коренной народ Крыма и что это – их земля, как будто до них Таврида была безлюдной пустыней.
В истории человечества, особенно в древней, таких эпизодов было много, и каждый завоеватель утверждал, что ему принадлежит право на завоёванную землю. Если признать как норму международного права, что завоевание, т.е. насильственный захват некоторой территории, создаёт право собственности завоевателя на эту территорию, то следует признать, что в случае прихода следующего, более сильного завоевателя это право собственности переходит к нему. В случае с Крымом после татар таким следующим завоевателем явилась Россия. В отличие от татарского завоевания, включение Крыма в состав Российского государства было легитимным актом. Сначала по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией от 1774 г., которым закончилась русско-турецкая война 1768-1774 гг., Россия принудила Турцию предоставить независимость Крымскому ханству, находившемуся до того в вассальной зависимости от Турции. В той войне российские войска, наступавшие на Крым, за 6 месяцев 1771 г. разгромили численно превосходящие объединённые татарско-турецкие войска. Татары, успешно воевавшие в условиях внезапных набегов на мирные города и сёла, не выдерживали противостояния с регулярными российскими войсками, а полководческие способности их командующего, хана Селима-Гирея III, как и его турецких наставников, оказались более чем слабыми. К России отошли земли Причерноморья и Приазовья от Азова на востоке до Буга на западе, включая крымское побережье и Мангуп, а также турецкие крепости Керчь, Еникале и Кинбурн. В результате этого татары утратили возможность совершать грабительские набеги на северных соседей под турецким прикрытием, что значительно уменьшило поступление доходов в ханскую казну. В дополнение к этому, российские власти в 1778 году предложили христианам (преимущественно грекам и армянам) переселиться из Крыма на вновь присоединённые к России земли Приазовья, предоставив им бесплатно землю и освобождение от налогов. Греки поселились в районе нынешнего Мариуполя, а армяне – на месте нынешнего Ростова. (Есть сведения, что некоторые татары переходили в христианство, чтобы получить эти льготы). Всего переселились 31 тысяча человек. Это подорвало экономику Крымского ханства, поскольку греки и армяне составляли наиболее экономически активную часть населения, и лишило ханскую казну налоговых поступлений. (Мусульмане налогов не платили, а вместо этого были обязаны участвовать в военных походах). В феврале 1783 года последний крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола, передав суверенитет России. За это он получил от России ежегодную субсидию в 200 тысяч рублей и обещание персидского престола. Он поселился сначала в Воронеже, а затем в Калуге, но не получив обещанного престола, уехал в 1787 г. в Турцию, где был повешен по приказу султана. Заметим, что Россия формально вела войну за Крым с Турцией, а не с Крымским ханством, которое тогда не было субъектом международного права как суверенное государство, а находилось в вассальной зависимости от Турции. После этого Россия начала интенсивно заселять Крым и весь Новороссийский край своими подданными (вспомните аферу «херсонского помещика» Чичикова из «Мёртвых душ»), а также приглашёнными из других стран колонистами. В результате этого, а также эмиграции татар в Турцию, доля татар в населении Крыма сократилась к началу 20 столетия примерно до 20%.
Завоевателей, ставших «коренными» народами на завоёванной территории, следует оценивать по их вкладу в экономическое и культурное развитие территории, по росту благосостояния и качества жизни населения. Татарское завоевание привело к исчезновению прежних коренных этносов, к упадку экономики и культуры, которые у прежних этносов были на гораздо более высоком уровне, чем у орд хана Батыя. Наглядный пример – развалины Херсонеса. А после присоединения Крыма к России началось, при активной поддержке Екатерины Второй и последующих царей, бурное развитие экономики и культуры. Осуществлялось ускоренное внедрение европейских технологий в экономике. Правительство поощряло внедрение лучших европейских сортов плодовых растений и винограда, лучших пород овец вместо местных курдючных овец, приглашало из сходных по климату европейских стран специалистов садоводов, виноградарей и виноделов и др., приглашало видных европейских учёных – Палласа, Стевена, Кёппена и др. и создавало им необходимые условия для работы. Были основаны Никитский ботанический сад, Училище садоводства и виноградарства. Строились современные города, прокладывались дороги. Появились энтузиасты-археологи, перед которыми открылось в Крыму обширное поле для изысканий, которыми татары никогда не интересовались. Примером отношения татар к археологическим памятникам может служить факт, что руководитель Тавро-скифской археологической экспедиции П.Н. Шульц (Ленинград) обнаружил плиту из надгробия скифского царя Скилура в каменной ограде татарского жилого дома в Симферополе. Российская элита построила на Южном Берегу Крыма великолепные, окруженные парками дворцы европейского типа, которые вызывают восхищение и в наши дни. Крым в составе Новороссийского края был вовлечен в орбиту европейской цивилизации. Так что Россия, в отличие от татар, может не стыдиться того, что сделала, завоевав Крым.
Татары считают себя коренным народом Крыма благодаря тому, что исчезли прежние коренные народы. Если бы Россия, завоевав Крым в 18 в., так же обошлась с татарами, как они обошлись со своими предшественниками в 13 в., то сейчас только историки знали бы, что когда-то в Крыму жили татары. Но Россия была цивилизованным государством и никаким притеснениям татар не подвергала. Они получили такой же правовой и социальный статус, как и все российские подданные, татарская знать (беи и мурзы) была приравнена к русскому дворянству, а наместник вновь образованного Новороссийского края Потёмкин предписал чиновникам «не чинить никакого ущерба» исламскому духовенству и его имуществу.
Поэтому претензии Джемилева на то, что татары – единственный коренной народ Крыма и что Крым это их земля, лишены оснований. Не меньше прав на статус коренного народа, живущего на своей земле, имеют русские, которые в ряде кровопролитных войн остановили татарскую и турецкую экспансию и освободили Северное Причерноморье, включая Крым, от её последствий, что было частью общей геополитической задачи, стоявшей перед народами Европы. После провозглашения в 1991 г. независимой Республики Украины единственным коренным народом на всей её территории, включая Крым, переданный в 1954 г. в УССР из состава РСФСР, были назначены только украинцы, а русские и татары были лишены этого статуса. На звание коренного народа могут претендовать также греки и крымчаки. Тогда каждый коренной народ, а не только татары, может утверждать, что Крым – его земля. Как его разделить между ними без драки? В мире немало государств, где уживаются несколько народов, и там нет понятия «коренной народ». Самое радикальное решение принято в США, где коренным народом (nativeamericans) признаны индейцы, которым отведены в исключительную собственность особые территории – резервации. Не этого ли добивается Джемилев?
4. Крымские татары после возвращения в Крым
Когда власть в СССР стала несколько либеральнее, выселенным народам начали разрешать возвращение в родные места. 27 марта 1956 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с греков, болгар, армян и членов их семей, находившихся на спецпоселениях», а 28 апреля - аналогичный указ в отношении крымских татар и граждан других национальностей. Но снятие ограничений не влекло за собой возврат имущества, конфискованного при выселении, и разрешение возвращаться на местожительства в Крымскую область. Поэтому возникло национальное движение крымских татар за право возвращения в Крым. В этом их поддерживали активисты общероссийского правозащитного движения. Лишь 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав». Сегодня цель достигнута, давно отменены все юридические препятствия к возвращению в родные места всех выселенных народов, называемых теперь репрессированными, и этот вопрос закрыт у всех, кроме крымских татар. К настоящему времени в Крым уже возвратились, по данным Меджлиса, около 275 тысяч татар, и его лидер Джемилев утверждает, что ещё 150 тысяч готовы к возвращению.
В отличие от других репрессированных народов, в Крыму возникла «Организация крымскотатарского национального движения» (лидер Мустафа Джемилев), которая рассматривала Крым как национальную территорию крымскотатарского народа с правом самоопределения на ней и заявила о готовности к активной борьбе за достижение своей политической цели. В 1991 году был созван Курултай крымскотатарского народа, на котором была принята Декларация «О национальном суверенитете крымскотатарского народа», объявившая о непризнании Республики Крым как территориального автономного государственного образования и о стремлении крымских татар как коренного народа на своей земле к воссозданию в Крыму своего национального государства. Курултай избрал Меджлис – «высший полномочный орган крымскотатарского народа». Согласно этому определению, Меджлис по существу есть парламент, и так парламент именуется в Турции и в Иране. Но в Автономной Республике Крым существует Верховный Совет, свой региональный парламент, а над ним – Верховная Рада Украины. В случае расхождений между постановлениями Меджлиса и Верховного Совета, чьи постановления будут иметь высшую силу? Очевидно, что непризнание Курултаем Республики Крым влечёт за собой и непризнание полномочий её Верховного Совета, и, следовательно, татары будут обязаны подчиняться постановлениям Меджлиса, а не Верховного Совета. Так сделан первый шаг на пути к созданию в Крыму национального татарского государства. Возникла ситуация, абсурдная с точки зрения государственного права, когда внутри одного государства существует высший орган власти другого государства, охватывающего одну этническую группу.
В нормальном правовом государстве не может быть двух парламентов, как не может быть государства в государстве, потому что обязательным атрибутом государства является территория, на которую распространяется его юрисдикция, а в Крыму такой территории, выделенной специально для татар, после 1784 г. не было, нет и быть не может. Такой ситуации нет ни в одном стабильном правовом государстве, кроме Республики Украины. Почему-то крымские и киевские власти мирятся с этим. Возможно, что одной из причин их бездействия является опасение повторения массовых беспорядков и насильственных действий татар, организованных Меджлисом в 1992 и 1999 годах. Значит, Меджлис сумел внушить страх властям. Другой причиной может быть стремление использовать татарское национальное движение как противовес сопротивлению этнических русских политике украинизации.
Джемилев поднимает вопрос о выделении для татар квот в исполнительных органах власти, в частности, в органах МВД. Недавняя разрушительная гражданская война в Ливане показала губительность такой практики, и министр МВД в ответ на запрос Джемилева, сколько татар служит в органах МВД, разумно ответил, что таких сведений нет, потому что в личных документах граждан национальность не указывается. Меджлис, как и любой парламент, не может существовать без исполнительной ветви власти, которая обеспечивает финансирование и материальное снабжение, сбор налогов, охрану с секретной службой, принуждение подданных к исполнению постановлений, информацию и пропаганду своих идей, внешние сношения и другие государственные функции. Несомненно, что у Меджлиса существуют структуры, осуществляющие эти функции, но они не имеют правового регулирования и закрыты от контроля со стороны государства и общества. Полномочия Меджлиса и разграничение полномочий между Меджлисом и Верховным Советом законодательно не определены. Благодаря этому Меджлис не ограничен никакими правовыми рамками в своих действиях и инициативах. Сейчас он требует возврата старых топонимов и уже переименовал Симферополь в Акмесджит, предлагает одной из центральных площадей в Джанкое присвоить имя Челеби-Джихана - того самого Ч. Челебиева, который подстрекал в июле 1917 г. татар к дезертирству из российской армии, предлагает объявить 18 мая общекрымским выходным днём в память о депортации татар. Меджлис при этом не думает, что напоминание о депортации заставит вспомнить действия татар, послужившие причиной депортации, и напоминание будет не в интересах самих татар. В этот день в Крыму проводятся траурные мероприятия, на которых поминают татар, погибших во время переселения (191 человек). Но никто не поминает в этот или в другой день граждан Крыма, погибших прямо от рук татар из ТКВ или косвенно в результате их пособничества немецким оккупантам.
В существующей политической системе право на участие татар в управлении государством обеспечивается через выборы представительных органов власти, которые назначают ответственные перед ними исполнительные органы, и татары успешно реализуют это право. Никакой меджлис им для этого не нужен. А для решения внутриэтнических проблем и выражения интересов на республиканском уровне может быть создана политическая партия, подчиняющаяся законодательству Украины и официально зарегистрированная, если татар не удовлетворяет ни одна из существующих партий.
Татарские лидеры, пользуясь попустительством власти, развернули «самозахваты» земли под предлогом отсутствия мест для проживания, и в этой сфере уже прочно обосновался криминальный бизнес. По данным расследования, проведенного в марте 2012 г. журналистами телепрограммы «Грошi», выявлено 56 самозахватов общей площадью в 2000 га, и земля разными способами сосредоточивается в руках немногочисленных «авторитетов», которые продают её по высоким ценам. Так, «земельный король» Даниал Аметов захватил 1500 га, которые оцениваются сейчас в 1 млрд. гривен. Эти «короли» собирают группы крепких парней, вооружённых дубинками, которые на нескольких десятках или даже сотнях машин внезапно приезжают на облюбованный участок, завозят материалы для ограды участка и для стен домиков, оборудуют палаточный лагерь, называют участок «Поляной протеста» и не допускают туда никого, даже законных собственников. На этих полянах среди тысяч каменных коробок сейчас видны лишь единичные обжитые дома, а остальные сложены для того, чтобы «застолбить» участок. Через некоторое время «король» может объявить, что участок выбран неудачно, узаконить захват не удастся, и нужно повторить такую операцию на другом участке. Оставленным участком «король» находит способ распорядиться. Общественный деятель Лентун Безазиев, не связанный с Меджлисом, подтверждает, что Меджлис, под прикрытием защиты своего народа, ведёт земельный бизнес, имея интересы преимущественно в южнобережных районах, где земля дороже. Установлено, что 1500 татар, считающихся «безземельными», уже имеют в собственности по 2 и более участков в разных районах Крыма. Продают их по цене от 350 до 1000 долларов за 0,01 га. Так, в Симферополе участок, отведённый стройфирме для строительства жилого комплекса, был захвачен татарами, и они потребовали 1 млн. долларов за освобождение участка. Трудно избавиться от подозрения, что в этом бизнесе участвуют чиновники-коррупционеры.
Пассионарность Джемилева была оправдана, когда шла борьба за право татар на возвращение в Крым. Но сейчас, когда эта цель достигнута, она опасна, так как не позволяет ему адекватно оценить ситуацию. Джемилев распространяет среди татарских масс идею их исключительности как коренного народа, имеющего преимущественное право хозяина на своей земле. При этом крымскотатарскому народу внушается убеждение, что он несправедливо обижен. Такое убеждение неизбежно заставляет народ искать врага-обидчика и взять реванш, отобрать у него то, что «по праву принадлежит» обиженному народу. Насколько опасно внушение массам идей национализма и реваншизма, показывает опыт Германии в период господства нацизма. В наши дни в сознание крымских татар национальные лидеры исподволь внедряют убеждение, что врагом является Россия и русские. Так, Джемилев регулярно выступает с заявлениями об ассигновании российской ФСБ сотен миллионов долларов на подрывную работу против Украины и крымских татар. Понятно, что такие сведения держатся в строгом секрете, и факт, что они стали известны Джемилеву, говорит лишь о том, что либо в российской ФСБ служат бездарности, либо Джемилев располагает искуснейшей секретной службой, способной проникнуть в такие тайны.
Тревожным признаком успеха антирусской пропаганды служат эпизоды притеснения татарами русской семьи Трофименко-Матковских осенью 2011 г. в селе Хаджи-Сала (на въезде в Мангуп). Как сообщил лидер партии СПАС Эдуард Коваленко, членов семьи унижали, оскорбляли, дом забрасывали камнями, детей избивали в школе. Дети перестали ходить в школу, а семья голодала, потому что боялась выйти за хлебом. Глава Бахчисарайской РГА Ильми Умеров приезжал по жалобе и обещал навести порядок, но через несколько дней после его визита на подворье семьи была подожжена беседка, и положение семьи не улучшилось. В конце концов, русская семья была вывезена из села, и в настоящее время её место проживания сохраняется в тайне.
В действительности врагами крымскотатарского народа являются те национальные лидеры, одержимые идеями национализма и реваншизма, которые вовлекли его в 1941 г. на путь сотрудничества с немецкими оккупантами, отчего народ испытал немало горя. Такими же врагами являются их современные последователи в Меджлисе.
Какие юридические последствия повлечёт за собой статус коренного народа, даст ли он какие-либо исключительные права, привилегии по отношению к другим, «некоренным» народам? Г-н Джемилев пока об этом умалчивает. Но ясно, что народ, назначенный коренным, будет считать себя «хозяином в доме», а с остальными обращаться как с «примаками». Примером такого поведения «коренного» народа служат события в селе Хаджи-Сала.
Г-н Джемилев требует восстановления не только прав крымских татар как коренного народа, но и государственности. Из истории известно лишь одно крымско-татарское государство - Крымское ханство, существовавшее в период 1443-1783 гг. Войска этого государства совершали регулярные грабительские походы на северных соседей – Молдавию, Польшу (в состав которой входила Украина) и Россию, доходя до Москвы. Походы разделялись на боевые, когда татарское войско участвовало в боевых действиях воюющих сторон, и «беш-баш» - грабительские набеги, организованные отдельными беями и мурзами с целью получения добычи и захвата пленников, преимущественно молодёжи. Пленников татары использовали в качестве рабов или отправляли на продажу на невольничий рынок в Кафу (Феодосию). Доходы от продажи награбленной добычи и пленников, дешёвая рабочая сила в виде рабов, а также поступление налогов, которые взимались только с немусульманского населения, делали излишними старания по развитию экономики. Так что Крымское ханство было фактически разбойничьим гнездом с отсталой экономикой и культурой, которое могло существовать лишь «под крышей» Турецкой империи. Получив независимость после изгнания турецких войск, Крымское ханство оказалось несостоятельным. Восстановления этого ли государства добивается г-н Джемилев? Тогда это будет означать реванш за поражения, зафиксированные Кючук-Кайнарджийским договором 1774 г. и Указом Екатерины II о присоединении Крыма к России 1783 г.
Представим, что г-н Джемилев добьётся осуществления своих планов. Тогда возникнет независимая Крымскотатарская Республика со столицей в Акмесджите (так Джемилев уже переименовал Симферополь). Будут восстановлены все прежние татарские топонимы, государственным языком будет татарский, а государственной религией – ислам, как в Турции. Крымскотатарская республика вступит в НАТО, и на её территории в местах, где до 1774 года размещались турецкие крепости, появятся военные базы НАТО. В Севастопольскую бухту возвратится турецкий военный флот, изгнанный Суворовым в 1778 г. Более того, среди деятелей меджлиса крымско-татарского народа раздаются голоса, что восстановление государственности крымских татар должно распространяться и на материковые части бывшего Крымского ханства. НАТО и, прежде всего, Турция охотно поддержат такие претензии. Конечно, такие планы нереалистичны, хотя бы ввиду малой доли татар в населении Крыма. Но чем чёрт, вернее, шайтан, не шутит. Получилось же это у косовских албанцев с помощью военного вмешательства НАТО. Говорят, «мечтать не вредно». Но вредна и опасна реваншистская националистическая политика Меджлиса во главе с Джемилевым, которая не может привести ни к чему хорошему, кроме дестабилизации обстановки и обострения межэтнических и межконфессиональных противоречий, от чего пострадают, прежде всего, сами татары. Вспомним, что дала германскому народу реваншистская политика националистической партии Гитлера в Германии. Восстановленное татарское государство неизбежно станет плацдармом для проникновения в Крым и через него в Восточную Европу пантюркизма и исламского радикализма.
Может быть, г-н Джемилев хочет восстановления той государственности крымских татар, которая существовала при советском режиме? Этот эксперимент, как показано выше, провалился, когда доля татар в населении Крыма составляла 25%, и вряд ли можно ожидать лучшего результата сейчас, когда татары составляют 12%. Деятельность лидеров Меджлиса сейчас ничего не даёт рядовым татарам, а лишь создаёт условия для удовлетворения их политических амбиций и обогащения узкой группы земельных спекулянтов.
Заметим, что в бывшей Таврической губернии Российского государства мирно сосуществовали десятки разных этнических групп и конфессий, и это благополучие рухнуло после Октябрьского переворота 1917 года, когда большевики во главе с Лениным захватили власть и провозгласили «право наций на самоопределение». Вспомним, что у Ленина был оппонент в национальном вопросе – лидер австрийских социал-демократов Отто Бауэр, который выдвинул лозунг «национально-культурной автономии» вместо «права наций на самоопределение». Ленин яростно полемизировал с ним. Исторический опыт показал, что государства, где практикуется национально-культурная автономия разных этнических групп, монолитны и стабильны, как например, Индия, Бразилия и другие латиноамериканские страны. А там, где было реализовано «право наций на самоопределение», государства удерживались от распада только сильно централизованным тоталитарным режимом, как например, СССР и СФРЮ. Они распадались сразу после краха тоталитарного режима, нередко с кровопролитными межэтническими столкновениями.
Поэтому единственным перспективным и справедливым путём решения проблем крымских татар является развитие национально-культурной автономии всех этнических групп, живущих в Крыму, причём, без политических амбиций и привилегий и без претензий на преимущественное право владения землёй для отдельной группы. Следует отказаться от деления народов на «коренных» и «нацменов» и исключить из политического и правового тезауруса термин «коренной народ» ввиду его неопределённости и способности провоцировать межэтнические конфликты. В Крыму известны только два народа, которые могут быть неоспоримо названы коренными. Это киммерийцы, обитавшие на полуострове в IX-VII вв. до н.э., и тавры, жившие, по сведениям Геродота, в тот же период в горном Крыму. Все остальные народы, обитавшие когда-либо или ныне живущие в Крыму, являются в равной степени пришельцами-завоевателями. Важно изучать и использовать опыт Таврической губернии по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Если уж отказываться от топонимов советского периода, то возвращать надо не татарские топонимы, напоминающие о кровавом монголо-татарском нашествии и грабительских татарских набегах и поддерживающие претензии татар на статус коренного народа, а древние исторические топонимы, говорящие о богатой истории Тавриды, например, вернуть Старому Крыму название Солхат. При этом сообразовываться с этническим составом населения конкретного объекта или населённого пункта и решение принимать референдумом. Обязательно сохранять названия населённых пунктов, данные по фамилиям советских воинов, павших в боях за освобождение Крыма от фашистских оккупантов, например, Щебетовка (бывш. Отузы), Остряково (бывш. Сарабуз). Следует узаконить возвращение полуострову древнее название «Таврида» (по названию древнего народа тавров) и узаконить употребление топонимического прилагательного «таврический».
Для перехода к такому развитию необходимо политическое решение высших органов власти Украинского государства. В связи с этим возникает ряд вопросов. Почему власть мирится с существованием Меджлиса – татарского парламента параллельно с Верховным Советом АРК вне правового поля государства? Почему власть мирится с самозахватами земли и с существованием спекулятивного земельного бизнеса татар? Почему власть допускает массовые насильственные противозаконные действия, организованные лидерами Меджлиса, и не привлекает организаторов к ответственности? Почему власть не реагирует на реваншистские заявления националистических лидеров Меджлиса о том, что крымские татары будут добиваться восстановления своих прав и государственности как коренного народа на своей земле?
На это власть должна решительно заявить, что в Крыму нет свободной территории для восстановления татарского национального государства то ли в форме Крымского ханства, то ли в какой-либо иной форме, что крымская земля принадлежит в равной степени всем гражданам, и татары не имеют никаких привилегий в праве на землю по сравнению с другими этническими группами, населяющими Крым. Власть не признаёт претензии татар на статус коренного народа и не допустит деления общества на «коренных» и «нацменов», «примаков». Власть должна заявить, что не допустит, чтобы татары стали хозяевами Крыма, как во времена Крымского ханства или периода советской «татаризации» Крыма. Они могут быть лишь одним из равных этносов, населяющих Крым, но не более того, и обязательным условием их благополучного существования является взаимное уважение интересов и установление дружбы между всеми этническими группами. Власть признаёт лишь национально-культурную автономию каждого этноса, без привилегий и политических амбиций. Промедление власти с таким заявлением опасно, потому что порождает несбыточные надежды на реванш у крымских татар и провоцирует их на радикальные действия, не имеющие шансов на успех.
При составлении данного текста использованы материалы из превосходного по содержанию и оформлению сборника «История Крыма с древнейших времён до наших дней (в очерках). – Симферополь: Атлас-компакт, 2006. – 380 с.», а также из публикаций в крымских СМИ, заимствованных через Интернет, и бесед с очевидцами событий.
Комментарии