Судьба Русского Народа в прошлом, настоящем и будущем: христианский взгляд

На модерации Отложенный

Судьба русского народа в прошлом, настоящем и будущем

Доклад игумена Иоанна (Ермакова) на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора «Общественная ситуация в России возрождение русского народа» (Москва, 19 апреля 2012 года)

 

Русские как понятие

 

Русские  в узком смысле этого слова – это восточно-славянский народ, проживающий, в основном, в России, а также составляющий значительную долю населения Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литвы, Молдавии, Приднестровья, Туркмении. Русские  говорят на русском языке восточной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи. Русских связывают общая история, культура и этническое происхождение. Численность русских в мире в настоящее время составляет около 145 млн. человек, из них в Российской Федерации - 111 млн. человек (2010 год), что составляет 77,6% всего населения страны (около 143 млн. человек в 2010 году). До революции 1917 года под русскими понималась совокупность трех этнографических групп: великороссов, малороссов (сюда же включали и закарпатских русинов) и белорусов, то есть - всех восточных славян. Она составляла 86 млн. (1897) или 72,5% населения Российской империи.

 

В настоящее время под русскими понимают только великороссов, где русские составляли 43% ее населения (порядка 56 млн.).

 

В широком смысле русские – это народ, который является носителем Русской цивилизации. Вспомним, что среди наших именитых соотечественников было много иностранцев и чужеземцев, которые верой и правдой служили русскому престолу: Витус Беринг, Ибрагим Ганнибал и многие другие. Поэтому, по образному выражению русского художника Ильи Глазунова, «русский - это тот, кто любит Россию».

 

Наиболее распространенной религией среди русских является Православие. И как не без основания утверждал русский писатель Ф.М.Достоевский, «...понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию».  Говоря о религиозности русского народа, Святейший Патриарх Кирилл в январе с.г. на встрече с греческим политиком Антонисом Самарасом сказал: «Православие – очень важный фактор национальной самоидентификации как русских, так и греков...Русский народ очень сердечно откликается на принесение святынь, миллионы людей, несмотря на мороз, стоят в очередях долгими часами, чтобы приложиться к ним. Ни один политический митинг, ни одно спортивное мероприятие не собирает столько людей, и пока это так, у нас есть надежда на будущее».

 

Данные о численности русских в России и в мире, их месте в числе других народов, особенностях их характера и мироощущения впечатляют и впечатляли  не только наших друзей, но и недругов. Например, по признанию одного из злейших врагов нашей страны Адольфа Гитлера, «сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина». А вот слова Иосифа Сталина на государственном приеме в честь Победы в ВОВ 1941-1945 гг.: «Я пью, прежде всего, за здоровье Русского Народа потому, что он является наиболее выдающейся Нацией из всех Наций, входящих в состав Советского Союза». Цитирую дальше: «Я поднимаю тост за здоровье Русского Народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех Народов нашей страны». И завершает эту здравицу руководитель СССР такими словами: «Я поднимаю тост за здоровье Русского Народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. Доверие Русского Народа оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом. СПАСИБО ему, РУССКОМУ НАРОДУ!»

 

Русские в прошлом

 

В дореволюционной России русские были имперской нацией. Лозунг "Самодержавие, Православие, народность" относился только к православным, которыми были исконно русские (великороссы, малороссы, белороссы). Представители других этносов могли принять Православие и тем самым влиться в русскую нацию.

 

С падением самодержавия и установлением диктатуры большевиков приоритеты национальной политики изменились. Серьезной силой, на которую опирались большевики, наряду с немногочисленным рабочим классом России стали национальные меньшинства. Поэтому пролетарский интернационализм имел двойной стандарт: для национальных меньшинств и для русских. Интернационализм означал солидарность и всяческую поддержку многочисленных национальных меньшинств. А со стороны «угнетающей»  или так называемой "великой" нации (по мнению идеологов Октября - "великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда") интернационализм, по замыслу Владимира Ленина, "должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается фактически".

 

Для этого, как считал руководитель государства рабочих и крестьян, нужно "возместить так или иначе своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством "великодержавной" нации". Поэтому "лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить".

 

Первые шаги в решении национального вопроса в СССР предполагали ликвидацию фактического неравенства наций путем помощи отсталым народам со стороны "ушедшей вперед" центральной России". В учебном пособии для вузов, выпущенном в 1920-е годы, например, говорилось следующее: "Одно из драгоценнейших прав отсталых наций в Советском Союзе есть их право на активную помощь, и праву этому соответствует обязанность "державной нации" оказать помощь, которая есть только возвращение долга".

 

В этих целях русская нация для удобства взимания с нее «исторического долга»  из числа субъектов федерации была просто-напросто исключена. Как известно, после ликвидации существовавшего  до революции губернского  устройства страны, ни русской союзной республики в СССР, ни русской автономной республики в РСФСР не появилось. Ресурсами РСФСР и русского народа бесконтрольно распоряжался наднациональный союзный Центр. Иерархический федерализм, оформившийся в СССР к началу 1930-х годов, был целиком обусловлен "правом на помощь" и размерами "возвращаемого долга".

 

Последствия такой политики стали катастрофическими для всех народов нашей страны. В научной среде бытует мнение, что главной причиной разрушения СССР стало ослабление русского этноса, уменьшение его роли в экономической и государственно-политической жизни, произошедшие после октябрьского переворота 1917 года.

 

После декларирования окончательного решения национального вопроса в СССР (1934 год) было "уточнено" место русского народа в системе межнациональных отношений. "Из бывшей угнетательской нации и исторического должника он был превращен в "старшего брата" других советских народов. Начало этой, в целом успешной в пропагандистском отношении операции положила статья "Старший среди равных", опубликованная в "Ленинградской правде" в самом конце 1937 года. В ней, в частности, отмечалось следующее: "Когда русский народ поднялся во весь рост, свободолюбивый, талантливый, мужественный, справедливый, как всякий народ, несущий на своих знаменах свободу, он по-братски был признан первым другими народами СССР. Так братья, равные в дружной семье, отдают первенство старшему".

 

По мнению ученых, в 1930-е годы нужно было пролонгировать донорскую роль русского народа, но поскольку требовать от него помощи как в 1920-е годы по долгу бывшей угнетающей нации в конце 1930-х годов становилось неудобным (это противоречило бы ранее обнародованному выводу о преодолении недоверия между народами и победе дружбы), русский народ к своим званиям "великого" и "первого среди равных" получил еще и "старшего брата" в придачу. Обязанности последнего, по традиционным представлениям, предполагают помощь младшим братьям". Под новые задачи русского народа власти страны подвели идеологическое обоснование. В опубликованной в феврале 1938 года передовой статье газеты "Правда" отмечалось, что в братской семье народов "русский народ - старший среди равных", но это положение он "использовал, прежде всего, чтобы помочь подняться, расправиться, развиться тем народам, которых наиболее угнетало царское правительство, которые всего больше отстали в экономическом и культурном развитии".

 

Создание и закрепление за русским народом образа "старшего брата" произошло не без влияния книги Анри Барбюса "Сталин", вышедшей массовым тиражом в СССР в 1936 году. С помощью этого образа "предписанная ранее и не всегда приятная процедура "возвращения исторического долга" превращалась в аналог трогательной заботы старшего брата о младших братьях".

 

Подобная политика игнорирования интересов русского народа неизбежно сопровождалась русофобией. Механизм русофобии был запрограммирован "противоестественностью Российской Федерации, в которой были и есть государственные образования всех сколько-нибудь крупных народов кроме русского". Русофобия выражалась не столько в отрицании "достоинств русской нации и ее позитивного вклада в мировую историю", сколько в боязни русского национального фактора (естественной приверженности русских, как и любого другого народа, своим национальным традициям, культурным и духовным ценностям) и возможного сопротивления со стороны наиболее многочисленного народа коммунистическим преобразованиям в стране и во всем мире.

 

Именно поэтому великодержавный шовинизм представлялся главной опасностью для общества и государства на протяжении всех лет Советской власти. "Главная забота для нас, - говорил многолетний шеф КГБ СССР, а позднее генсек КПСС Ю.В.Андропов, - русский национализм; диссиденты потом - их мы возьмем за одну ночь".

 

Вопрос о Русской республике неоднократно поднимался в период образования СССР, РСФСР и позже. Однако он успешно блокировался Лениным и Каменевым в 1922 году, Сталиным и Троцким в 1923 и 1925 годах. В частности, в ноябре 1926 года на совещании ВЦИК и ЦИК СССР ряд участников прямо поставили вопрос о выходе из РСФСР автономных республик, образовании на основе "русской части РСФСР" Русской республики и прямом вхождении этих республик в СССР.

 

Предложение было блокировано ссылками на возможность усиления великорусского шовинизма и опасениями, что "оставшиеся в национальных республиках русские элементы будут стремиться во что бы то ни стало воссоединиться с выделенным ядром и раздирать государственно и территориально организм национальных республик, и те из них, в которых примесь русского населения значительна (Башкирия, Татария), окажутся в невозможном положении". Иными словами, самоопределение русского народа расценивалось как шовинизм, а самоопределение других народов как необходимое условие их национального развития. Таким образом, национальные интересы русских в автономных образованиях попросту игнорировались.

 

В XX веке русские пережили один из тяжелейших периодов в своей истории. В результате последовавшей вслед за Первой мировой войной войны Гражданской 1918-1922 годов Россия утратила большие территории, ее покинуло значительное число представителей русской аристократии, интеллигенции, русского казачества, офицерства и других социальных слоев русского народа. Русскими были утеряны значительные пласты национальных обычаев и православной культуры, во время самой войны и последовавшего периода погибло огромное количество населения.

 

Катастрофический урон русскому этносу был нанесен в годы Великой Отечественной войны в середине прошлого столетия. Среди 8,66 млн. советских солдат, погибших на фронте и умерших в плену, 5,76 млн. (66.4%) составили русские; некоторые регионы с преимущественно русским населением подверглись оккупации.

 

Русские в наше время

 

Какова же ситуация с русским народом сегодня?

 

Нынешняя картина такова, что наибольшая часть русских живет в центральной части, на юге и северо-западе России, на Урале. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, среди субъектов Российской Федерации наибольший процент русского населения отмечен в Вологодской области (96,56%). Доля русских превышает 90% в 30 субъектах Федерации - главным образом это области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также юг Сибири. В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Наименьшее число русских - в Ингушетии, Чечне и Дагестане (менее 5%). Русские составляют большинство населения в 70 регионах из 83. В 62 регионах из 83 они составляют более двух третей населения. В 56 регионах их – более трех четвертей населения.

 

Из 142 млн. 857 тыс. жителей России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года только 137 млн. опрошенных согласились указать свою национальную принадлежность, из них русских оказалось 111 млн. человек, и только 138 млн. опрошенных жителей указали на владение ими русским языком (для сравнения: 137, 9 млн. жителей – граждане России).

 

Никак не изменилось отношение к самоопределению русского народа и после распада СССР. Отсутствие Русской республики в государстве, рожденном в результате реализации якобы всеми народами страны своего неотъемлемого права на самоопределение, по мнению ряда ученых, не имеет вразумительного объяснения. Видимость "законности" исключения русских из правил поведения, предписанных всем народам, достигается чаще всего приемами софистики и нагнетания немотивированной опасности. Одни вслед за Сталиным утверждают, что "путь создания Русской Республики гибелен для государства", поскольку "нельзя идти от более высокой формы организации государства к менее высокой". Другие полагают, что создание такой республики в уже сложившихся условиях "означало бы отгораживание русских от других совместно проживающих здесь народов в ненужное обособление", привело бы "к фактическому демонтажу РФ". Третьи делают упор на "очевидность" того, что "подобное решение не приведет ни к чему хорошему, но вызовет всеобщую драку". Четвертые ограничиваются устрашающей констатацией: "Призывы образовать Русскую республику у нас подхватывают только фашисты".

 

В действительности, как считают некоторые ученые, возражения диктовались стремлением отвести опасность, грозящую наднациональному Центру и нерусским национальным элитам в случае появления новой республики. Русское руководство такой республики могло спутать карты одновременно и "борцам с великорусским шовинизмом" на местах и "интернационалистам" в Центре. Именно по этой причине создание русской республики и зародышей любой русской власти постоянно блокировалось партократическим и современным "демократическим" режимами.

 

Начиная с 1990-х годов, по данным российских властей, имеет место дискриминация русского населения в бывших республиках СССР (Прибалтика, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Молдавия, Казахстан, а в некоторых случаях - и на территории Российской Федерации (Адыгея, Чечня, Тыва).

 

В Республике Адыгея, одной из самых "русских" на Кавказе (адыгейцев - 22% от общей численности населения), уступки "коренной нации" привели к установлению кланово-криминального режима, при котором русскоязычное население оказалось в угнетенном, бесправном и обездоленном положении. Безрассудство в отношениях с Чечней привело к настоящей катастрофе. Под флагом обретения независимости республика возвратилась в самое настоящее средневековье, установив полуофициальную работорговлю и эксплуатацию рабского труда.

Около 30 тысяч проживавших там русских было вырезано, более 200 тысяч, бросив квартиры и имущество, бежали, за ними последовали более полумиллиона (две трети) проживавших там чеченцев.

 

Политика создания преференций одним национальностям в ущерб другим с помощью механизма национально-государственного строительства затянулась до наших дней. Результатом ее стали не только урожай национального возрождения, но и семена грядущих межнациональных раздоров. Национальный фактор в Российской Федерации во многом является "квазинациональным", поскольку лишь в четырех республиках из 21-ой титульная нация составляет большинство населения. Главное противоречие псевдофедерации, по мнению авторитетных исследователей, состоит в том, что русский народ лишен своей внутрисоюзной государственности, в то время как другим народам таковая предоставлена. Не будучи вовремя устраненным, этот порок все плотнее закрывал возможность установления нормальных отношений между народами единой страны, их сплочения в действительно нерасторжимую общность людей. "Русские" края и области в соответствии с Конституциями СССР не имели даже формального права именоваться "субъектами Федерации". Провозглашенное Конституцией России 1993 года равноправие субъектов и поныне остается фикцией. Освященная ею разностатусность (асимметрия) субъектов Федерации на практике приводит к былому неравноправию.

 

С развалом Советского Союза началась этническая мобилизация, которая захватила в 1990-е годы все этносы России, составлявшие в доперестроечное время единый советский народ. Она практически не коснулась только русских, которые, несмотря на фактическую потерю имперского статуса, сохраняют представления о своем имперском предназначении, ответственности за судьбу России, своей богоизбранности как народа Богоносца.

 

Задачу этнической мобилизации русских ставили и ставят перед собой различные русские патриотические и националистические организации. Однако до сих пор их нельзя было назвать успешными. Они неизменно объявлялись "фашистскими", "экстремистскими", и власть вела с ними непримиримую борьбу. Положение изменилось в последние годы с появлением движения «Народный Собор», которое в рамках закона последовательно борется с проявлениями русофобии и успешно отстаивает традиционные ценности русского народа в борьбе за духовно-нравственное преображение России в русле Русской цивилизации на путях воскрешения Святой Руси.

 

В последние годы в отдельных населенных пунктах, прежде всего в малых и средних городах, СМИ отмечают случаи стихийной этнической мобилизации русских, которые осознают свои этнические интересы в условиях экономического давления и морально-психологического прессинга со стороны иммигрантов (в основном выходцев из Чечни и Дагестана) и коррумпированности местной власти. Всего за последние одиннадцать лет зафиксировано сорок четыре  выступления:

- 2000 год - станица Клетская (Волгоградская область); Сальский район (Ростовская область);- 2001 год - село Богородицкое (Ростовская область); город Удомля (Тверская область);- 2002 год - поселок Черниговский (Челябинская область); город Анапа (Краснодарский край); райцентр Частоозерье (Курганская область); Углич (Ярославская область).- 2004 год - райцентр Суровикино (Волгоградская область); село Знаменское (Орловская область); Малая Пурга (Республика Удмуртия); село Сухие Аврали (Самарская область).- 2005 год - город Екатеринбург; село Ремонтное (Ростовская область); город Искитим (Новосибирская область).- 2006 год - Харагун (Читинская область); Сальск (Ростовская область); райцентр Жуковка (Брянская область); город Кондопога (Республика Карелия).- 2008 год - город Белореченск (Краснодарский край).- 2009 год - город Знаменск (Астраханская область).- 2010 год - город Пугачев (Саратовская область); город Москва; город Санкт-Петербург; город Воронеж; город Ярославль; город Калининград; город Калуга; город Новосибирск; город Самара; город Волгоград; город Пенза; город Липецк; город Астрахань; город Ростов-на-Дону; город Киров; город Ижевск; город Саратов; город Мурманск; город Нижний Новгород; город Владимир; город Тула.- 2011 год – город Москва; город Санкт-Петербург; город  Саратов; город Ярославль.

В отсутствие каких-либо правовых рамок для создания этнических (этнокультурных) сообществ, которые могли бы институализировать требования местного населения, эта мобилизация выплескивается в формы или различных "экстремистских организаций" или "русского бунта, бессмысленного и беспощадного".

 

В мае 1996 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон "О национально-культурной автономии", в который впоследствии девять раз вносились изменения. В преамбуле закона было написано, что он "определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития".

 

Исходя из этого, можно было бы предположить, что закон защищает интересы всех граждан независимо от их национальности. Но уже в первой статье становится понятно, что он не касается русских - речь идет только о национальных меньшинствах. Так, в статье 1 говорится, что "национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры".

 

Чтобы восполнить данный пробел, в 2001 году рабочей группой Комитета по делам национальностей Госдумы ФС РФ под руководством В.А. Печенева был подготовлен проект "Закона о русском народе", который был представлен 25 мая 2001 года на слушания в Госдуме ФС РФ. В преамбуле проекта закона говорится, что закон определяет "правовой статус и правовые основы развития русского народа, сыгравшего исторически главную роль в создании Российского государства. Он и сегодня является основным народом России, составляя абсолютное большинство населения страны; русский язык признан единственным государственным языком России".

 

Как говорится далее в преамбуле, в законе "формулируются необходимые правовые условия для выражения и защиты интересов русской нации, предотвращения ее депопуляции, обеспечения самобытного национально-культурного развития, постепенного движения к пропорциональному представительству русских во всех федеральных и местных органах власти (в строгом соответствии со свободным демократическим волеизъявлением граждан), в предпринимательской деятельности, учреждениях культуры и средствах массовой информации России, укрепления патриотического сознания и восстановления в тех или иных формах единства русского народа, разрушенного в результате обвального распада Союза ССР, устраняя тем самым угрозу нового развала нашего Отечества".

 

В проекте не предусмотрено никаких особых привилегий для русских. Кроме статей, констатирующих разделенное положение русского народа, проект содержит статьи "Государственная политика России в отношении русской диаспоры за рубежом, Русская культура, Русский язык и Русское национальное образование и воспитание".

 

По итогам слушаний проект был доработан совместно с Миннацем РФ и получил название "О государственно-правовом положении (статусе) русского народа". Была изменена преамбула, в которой говорится, что "закон обеспечивает дальнейшее существование единого государства - Российской Федерации, взаимодействие всех его народов, способствует решению этнических проблем русского народа, его национально-культурному развитию". Как исследовало ожидать в свете всего вышеизложенного, данный проект был большинством голосов отклонен Госдумой уже в первом чтении.

 

Поощряя имперские амбиции русских, власти не проявляют никакого участия в судьбе русского населения  и  нередко борются с теми, кто осознает реальное положение дел, называя их при этом русскими экстремистами, «русскими фашистами». При этом российские власти упорно замалчивают факты о десятках тысяч убитых и сотнях тысяч изгнанных из Чечни, на переговорах с чеченскими лидерами не ставя вопроса о геноциде русских и возвращении беженцев в Щелковской, Надтеречный районы и в город Грозный. Естественно, видя незащищенность русских со стороны российских властей и безнаказанность убийц,  заигрывание властей с элитами Северного Кавказа, многие представители северо-кавказских народов ведут себя вызывающе по отношению к русским и в областях, населяемых преимущественно русскими. Подавляющее большинство описанных выше бунтов в малых и средних русских городах (Кондопога и др.) были спровоцированы убийством русских местных жителей выходцами из Чечни и Дагестана.

 

Российской власти выгодно видеть в русских "имперскую нацию", которая была бы их опорой, всячески культивируя в ней имперское сознание, но в то же время, в угоду либералам и этнорегиональным элитам, она не готова принять "Закон о русском народе" как о государствообразующем этносе. Как долго власти смогут проводить подобную политику, покажет время. Похоже на то, что лимит времени уже давно исчерпан.

 

Следствием подобной политики является массовый отъезд русских из так называемых "национальных" республик (прежде всего - Северного Кавказа) и размывание этнического баланса в них. Когда русских, поддерживающих Москву, становится ничтожно мало, власти пытаются влиять на республики, подкупая местные элиты в ущерб регионам, населенным преимущественно русскими. Например, дотации Дагестану в четыре раза превышают бюджет Псковской области. Средства на "восстановление Чечни" вообще несоизмеримы ни с одним из бюджетов "русских" областей. Ситуация очень похожа на политику поддержки национальных окраин Советского Союза за счет центральных областей, населенных преимущественно русскими, которая в конечном счете привела к развалу СССР. Понятно, что такая политика не способствует сохранению целостности России, по крайней мере,  в нынешнем ее виде как Федерации.

 

Рецепты решения русского вопроса

 

Экспертами и политологами рассматриваются как средство нормализации ситуации следующие  решения:

 

Радикальное: Создать из областей, населенных преимущественно русскими, "Русскую республику" (что в современной обстановке чревато целым рядом опасностей и угроз, всплеском волны сепаратизма и, как следствие – возможным распадом государства), или провести губернизацию России с ликвидацией всех национально-территориальных образований, вернувшись к уничтоженному большевиками дореволюционному территориально-государственному устройству страны.

 

Умеренное: Принять закон о государственно-правовом положении (статусе) русского народа, или распространить "Закон о национально-культурной автономии" на русский этнос, дав ему возможность этнокультурного самоопределения.

 

Возможно сочетание разных решений. Например, губернизация России и предоставление всем этносам, включая русских, возможности создания национально-культурных автономий.

 

В ином случае государству придется ужесточать закон "О противодействии экстремистской деятельности" (2002), наращивать полицейские силы для борьбы с так называемым «русским экстремизмом» и отправлять в тюрьмы сотни и тысячи молодых людей, носителей русского национального самосознания.

 

Нерешенность русского вопроса оказывает влияние и на положение наших соотечественников за рубежом. Известно, что русские диаспоры имеются в большинстве стран мира. Наиболее значительную долю в населении стран бывшего СССР русские составляют в Казахстане (30,0% по переписи 1999 года и 25,1% по оценке на 2008 год); Латвии (29,6% по переписи 2000 года и 27,7% по оценке на 2009 год); Эстонии (25,6% по переписи 2000 года); на Украине (17,3% по переписи 2001 года, в том числе. - 1,8 млн. в Донецкой области из 8,4 млн. русских на Украине); Киргизии (12,5% по переписи 1999 года); Белоруссии (11,4% по переписи 1999 года); Абхазии (10,9% по переписи 2003 года).

 

В целом, результатом российской национальной политики стало то, что в настоящее время 18 млн. населения России имеют здесь собственные национально-государственные образования, а 25 млн. русских на постсоветском пространстве за пределами России не только лишены своей государственности, но и оказались второсортными гражданами.

 

Суммируя вышеизложенное, отмечу, что в настоящее время русский народ в духовном смысле этого слова переживает довольно тяжелый и безотрадный период в своем национальном бытии.

 

При таком отчаянном положении русского народа принципиально важной является констатация того очевидного факта, что Русская Церковь как в прошлом, при святителях Алексии Московском, Иове, Гермогене и Тихоне, а также в период местоблюстительства Патриарха Сергия (Страгородского), так и теперь, под омофором ее Первосвятителя Патриарха Кирилла, сохраняет преемственность своего курса на всемерную духовную поддержку русского народа, который всегда был, есть и будет государствообразующим народом России, и верующие представители которого составляют подавляющее большинство ее прихожан.

 

Духовный взгляд на русский вопрос

 

От правильного решения русского вопроса в настоящее время зависит дальнейшая судьба российской государственности. То, что он будет в конце концов решен, не вызывает никаких сомнений. Весь вопрос только в том, будет ли русский вопрос решен в правовом поле современного государства или каким-то иным образом. Отечественная история дает немало примеров того, как на территории нашей страны возникали и исчезали те или иные государственные образования, а русский народ вопреки всему остается жив.

 

Мне кажется, что судьбу русского народа решит не только защита его интересов в светском смысле этого слова, то есть правовая, экономическая, политическая или, скажем, культурная. Решение русского вопроса находится в первую очередь в духовной плоскости. То есть, судьба русского народа - богоносца находится в руках Божиих.  Бог наказал свой избранный народ французским нашествием 1812 года, немецким нашествием 1941 года, казнями египетскими в период существования богоборческого режима. Но Господь терпелив и многомилостив к любящим Его. И за любовь русского народа к Богу он будет прощен. А для этого мы все должны покаяться в духовном поражении и физическом позоре русского народа 95 лет назад, когда многие русские, в том числе православные христиане, распяли власть Бога на русской земле. И когда мы это осознаем и исправим наши ошибки, исправимся сами, к нам придет понимание того, как изменить нашу жизнь к лучшему. Потому что, как сказал приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), «Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа – богоносца, народа – хранителя и защитника святынь веры. Эти святыни есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся самовоззрение россиян. Это – основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики Русской Державы». Впрочем, это уже отдельная тема для обсуждения