ЧИСТЫЕ ПРУДЫ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

“Я (Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития) живу в зоне пешеходной доступности от Чистых прудов. Поэтому мне было несложно в душный субботний вечер пройтись туда, чтобы ответить для себя на два вопроса: 

- действительно ли стихийно возникший там лагерь может мешать тем, кто живет поблизости? 

- что может произойти с этим лагерем в дальнейшем? 

Ответ на первый вопрос: никак не мешает. Конечно, жители близлежащих домов могут иметь другую точку зрения – и это их неотъемлемое право. Я просто хочу изложить свои аргументы: 

- на бульваре чисто, волонтеры убирают мусор; 

- запахи соответствуют сезону (пахнет свежей листвой),переносные туалеты стоят и исправно работают; 

- пьяных и неадекватно себя ведущих из лагеря деликатно удаляют; 

- проход по бульвару никак не затруднен, несмотря на скопление нескольких сотен пришедших туда людей. Люди гуляют с детьми; 

- небольшая клумба с тюльпанами ограждена веревкой с повязанными на ней белыми ленточками; 

- основной шум рождают регулярно проезжающие трамваи и непрерывный поток автомобилей. В лагере не используются мегафоны и другие звукоусиливающие устройства. 

Почему я начал с ответа именно на этот, вроде бы неполитический, вопрос? Дело в том, что в качестве повода для ликвидации лагеря власти могут использовать жалобы тех, кто живет на Чистопрудном бульваре или рядом с ним. Кстати, по какому-то из федеральных телеканалов уже прошел сюжет о таком недовольстве. 

Поэтому переходим к поискам ответа на вопрос о судьбе лагеря. 
Давайте поставим себя на место даже не мэра Собянина, а Владимира Путина, который, я надеюсь, в курсе событий и без санкции которого ничего в нашей властной вертикали вроде бы не происходит. 

Какие варианты действий он может рассматривать? 

По большому счету их два: 

- не обращать внимание; 

- разогнать. 

Если пойти по первому пути, то можно, конечно, понадеяться на затухание этого типа протеста: людям надоест тусоваться и они понемногу разойдутся по домам. Однако, как мы видим уже несколько лет, у власти до сих существует очевидный «синдром Майдана». Владимир Путин не забыл то неудобное положение, в которое он попал, успев два раза поздравить с победой Януковича, а киевский Майдан продавил президентство Ющенко. Недаром ведь в недавней предвыборной риторике тема «оранжевой революции» снова активно эксплуатировалась. 

Против логики ничегонеделания в отношении лагеря, наверняка, говорят и полицейские донесения о том, что динамика этого протеста не просто не затухающая, а постоянно растущая. Сегодняшняя «контрольная прогулка» писателей с несколькими тысячами своих почитателей этому доказательство. Кроме того, аналоги такому лагерю начинают возникать в других городах.А ведь впереди лето, когда находиться на улице даже круглосуточно вполне комфортно. Явление начинает приобретать системный характер. Поэтому, исходя из логики нынешней власти, надо попытаться это безобразие пресечь на корню, чтобы другим неповадно было. 

Вот только как? 

Поводом могут стать: 

- жалобы жителей, о чем уже было сказано; 

- внезапно начавшийся ремонт бульвара с прокладыванием труб и земляными работами; 

- провокация, которая позволит обвинить присутствующих в проведении несанкционированной акции. 

Что касается жалоб, то организовать их массовое появление властям ничего не стоит – тут сгодится и обход квартир (кто-то точно подпишет, например, на всякий случай или в обмен на какие-то мелкие посулы местного ДЭЗа), и даже прямая фальсификация, когда за реальных людей кто-то поставит подпись, надеясь, что в этом никто не будет разбираться.

Главное ведь, в данном случае, массовидность. 

Не исключено, что в ответ на подобные жалобы полиция может предъявить протестующим некий ультиматум: уходите, вы мешаете местным жителям, в противном случае будем применять силу. При таком развитии событий лагерь, скорее всего, спокойно снимется с места и поменяет дислокацию, как это уже было несколько дней назад. Сам этот факт привлечет к нему еще большее внимание и дополнительные жесты солидарности. Таким образом цель достигнута не будет, более того события приобретут «второе дыхание». 

Аналогичная ситуация с внезапной необходимостью ремонта бульвара. 
Остается третий вариант: провокация и последующая за этим пропагандистская дискредитация. 

Тут изощренная фантазия может подсказать всё что угодно вплоть до подбрасывания наркотиков или оружия. Ну а затем, естественно, в дело вступает «совокупное НТВ»: «маргиналы», «преступники», «потенциальные убийцы» и т.п. Естественно, что пройдут задержания, причем с предъявлением статей, по которым грозит не 15 суток, а вполне реальный срок. 

Я весьма опасаюсь, что так оно и произойдет. Пример такого рода акции устрашения уже есть – PussyRiot. 

Допустим, что власть пойдет на сценарий разгона с задержаниями. Думаю, что своей цели она все же не добьется. 

Дело в том, что в данном случае мы имеем дело с политическим протестом без очевидных его организаторов и лидеров. Пусть даже будут арестованы несколько человек, которые проявляют сейчас наибольшую активность на Чистых прудах. Но мне абсолютно понятно (а вот это как раз не вписывается в представление о нынешних протестах у Владимира Путина), что на место этих людей (кстати, мало кому известных) тут же придут другие, причем в еще большем числе. Ведь мы имеем дело с самоорганизующейся структурой, которая уже критически не зависит от судьбы того или иного конкретного ее участника. 

Этот феномен был уже виден в декабрьских и февральских митингах, когда роль формальных организаторов свелась только к тому, чтобы договориться с властями о технических деталях. Профессиональная оппозиция была шокирована неожиданно большим числом пришедших людей, которым, в своей массе, кстати, было интересно, КТО говорит со сцены, а не ЧТО они пытаются прокричать. 

Недовольство властью приобрело эстетический характер и столь же эстетически против нее протестуют. А вот политические лидеры, за которыми идут массы, появляются тогда, когда общественная жизнь институционализируется в виде честных выборов и настоящей, а не притворной конкуренции. 

Возможно, что когда-нибудь, ценой новых встрясок мы до этого и доживем. А пока с настоящими лидерами – беда. Но в то же время это хорошо, потому что обезглавить хеппенинг невозможно и он будет продолжаться, постоянно меняя формы и лица. 

Чем это закончится? Мне всё происходящее напоминает историю с бульдозерной выставкой 1974 года. Если кто помнит: художники-авангардисты, не запрашивая ни у кого разрешения, выставили свои картины на природе на самой окраине Москвы, на улице Островитянова. Быстренько подъехали бульдозеры, которые оставили от этой выставки груду мусора. Прошло всего 17 лет и советский режим рухнул. А ведь тогда не было Интернета и гражданского общества… 

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития.