Очевидно, говоря о любом проявлении какой-либо стороны человеческой жизни, нужно подразумевать не только норму, но и различное отклонение от нее. К тому же особенностей сексуальности человека огромное количество, к таковым следует отнести и гомосексуальность, «как отклонение от нормы в сексуальном поведении». Вопрос о природе сексуальной ориентации интересен и важен. На сегодняшний день, гомосексуалы являются одной из самых стигматизированных групп общества. Трудность работы с гомосексуалами обусловлена тем, что дискриминация относится к самой интимной сфере человеческой жизни - сексуальной.
На первый взгляд, предметом исследовательского интереса является именно люди с гомосексуальной ориентацией. Еще совсем недавно специалисты в области психического здоровья считали своим долгом помочь гомосексуалам изменить их сексуальную ориентацию. Тем не менее, расширение научных знаний в таких областях как биология, психология и социология обогатило наши представления о сексуальности и вытеснило многие культуральные мифы о гомосексуалах. Западная культура стала намного лояльнее относиться к индивидуальным различиям и к правам отдельных меньшинств, что в свою очередь повлияло на восприятие и мышление профессионалов.
Одним из наиболее сложных и мало разработанных вопросов остается вопрос о половой (гендерной) идентичности гомосексуалов. Исключение гомосексуальности из списка психических заболеваний в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и признание возможности и допустимости существования гомосексуального влечения у здорового человека (вне рамок психических заболеваний) вовсе не снимает, а скорее даже обостряет вопросы, от которых ранее можно было запросто отмахнуться и отнести их к категории личностной аномалии или иным болезненным проявлениям. Вынесение проблемы, связанной с однополыми отношениями, за пределы компетенции одних только психиатров лишний раз подчеркивает актуальность и неразработанность тематики.
Гомосексуальность как альтернативный или атипичный вариант направленности сексуального влечения представляет собой не произвольный выбор человеком объекта любви, а выражение его личностной (а иногда и природной) сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности.
Гомосексуальная идентичность складывается на протяжении всей человеческой жизни. Внутри гомосексуальной личности постоянно происходит творческое приспособление к своей идентичности; это не статическое состояние, а процесс. Недостаточно самому признать себя гомосексуалом, необходимо также признание или отвержение окружающих; все это способно усилить идентичность или ослабить ее. Понятия эго-синтонии и эго-дистонии при этом представляют особый интерес для сопровождения клиентов с проблемами сексуальной ориентации. Гомосексуализм эго-синтоничен в том случае, если он согласуется с «эго» данного человека, то есть если этот человек не ощущает неловкости от того, что он гомосексуал, не испытывает дискомфорта и не собирается ничего пересматривать или менять. Гомосексуализм эго-дистоничен, если он нарушает «эго» данного человека, что, по мнению большинства авторов, является невротической реакцией.
В процессе многочисленных исследований обнаруживаются определенные закономерности в формировании и протекании гомосексуальной идентичности, которые являются основой для формулирования различными авторами собственных концепций развития гомосексуальной идентичности. Самой известной из них является модель Вудмана, которую можно охарактеризовать как феноменологическую, поскольку она ориентирована на изучение внутреннего мира личности и ее психологических процессов. Она включает четыре стадии, напоминающие стадии утраты и скорби. Это стадии отрицания, нарушения идентичности, торга и стадия принятия. Согласно этим этапам отнюдь не следует, что конечным результатом формирования идентичности геев является депрессия, однако преодоление депрессии ведет к формированию здоровой сексуальной идентичности.
Не менее важным этапом в становлении здоровой гомосексуальной идентичности является самораскрытие (coming out). Это процесс, в ходе которого гомосексуал информирует всех остальных о своей истинной сексуальной ориентации. Сохранение анонимности сопровождается чувством тревоги. Каждый гомосексуал должен решить, когда позволить себе стать открытым и сообщить другим о своей сексуальной ориентации. Подобное сокрытие носит жертвенный характер, поскольку невозможно быть полноценной личностью, подавляя такой центральный аспект своего «Я»
Тематика данной статьи заявлена не случайно, поскольку иногда сам факт встречи с клиентом нетрадиционной сексуальной ориентации приводит к некоторой беззащитности и бессилию специалистов, поскольку психолог или психотерапевт, в силу собственной гетеросексуальной идентичности (в подавляющем большинстве), опыта, а также собственной системы убеждений и ценностей, слабо представляет внутренние противоречия клиента-гомосексуала. И тогда в терапевтическом поле встречаются уже не один человек, который испытывает трудности и боится, а двое, осознавая при этом, что клиент с гомосексуальной ориентацией на сегодняшний день не частый гость кабинета психолога, психотерапевта или сексолога, в силу собственной выраженной ятрофобии. Изучая рекомендации по работе с лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией иногда кажется, что читаешь инструкцию к использованию какого-то иностранного предмета, где даже расписаны рекомендации, как и когда, делать именно то или это, на какой стадии.
Действительно существует специфика в работе с такой категорией клиентов, но данная специфичность отражается не столько в области технологических и технических методик самого консультирования, сколько в области терапевтической диады и контакта между психологом и клиентом с гомосексуальной ориентацией. Процесс терапии предполагает взаимовлияние двух людей, встречу их совсем разных картин мира, ценностей, убеждений в отношении сексуальности, в отношении нормы и патологии, и далеко не редкое явление в консультативной практике - это внутренняя гомофобия самого психолога, и тогда в процесс консультирования вторгаются проекции, совершенно не относящиеся к клиенту. Не менее важна и общая подготовленность психолога к встрече с клиентом нетрадиционной сексуальной ориентации, которая должна включать в себя:
- Подготовленность в области сексологии и сексологического консультирования;
- Подготовленность в области частной и общей психиатрии;
- Личную терапию, поскольку решение личных сексуальных проблем, внутренних противоречий и осознание внутренней гомофобии, призвана сглаживать острые углы в консультировании;
Специалисты, не имеющие адекватной научной информации или испытывающие неудобства при работе с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации, должны признаться себе в этом и отказаться от консультирования.
|
Комментарии
Ты рассуждаешь,как Президент США Обама!
Молодец!
И сказала кроха:
"Пися в писю - хорошо,
Пися в попу - плохо!"
(Однако, не В.В.Маяковский)
Помочь с информацией?
На ГП - большая редкость))
Тут простая случайная ambiguitas - de re vel de dicto.